ИОАННИТЫ НА РОДОСЕ

ОБ ОРДЕНЕ ИОАННИТОВ ДО ПРИБЫТИЯ РЫЦАРЕЙ -СТРАННОПРИИМЦЕВ НА РОДОС.


К тому времени, когда Орден иоаннитов обосновался на Родосе и распространил оттуда свою власть почти на весь Додеканесский архипелаг, история этого духовно-рыцарского братства прослеживалась уже на протяжении, как минимум, двухсот лет. Тем не менее, достаточно сложно установить точную дату основания данного религиозно-военного Ордена. Ибо тайна его возникновения окутана туманом легенд и противоречащих друг другу исторических источников, в точности сообщаемых которыми данных есть немало оснований сомневаться. Совершенно точно можно утверждать лишь одно – Орден Святого Иоанна был основан задолго до 1099 г., так что все торжества по поводу его якобы "девятисотлетнего юбилея», с большой помпой проводившиеся по всему миру в 1999 г., были в действительности приурочены к абсолютно фальшивой и "дутой» дате, связанной исключительно с политической конъюнктурой конца ХХ века!

 

Впрочем, нет никаких оснований сомневаться в том, что историкам будущего удастся пролить больше света на истоки Ордена Святого Иоанна (как бы им при этом ни мешали!). Пока же исследователям удалось установить, что, примерно в середине XI в., в Иерусалиме уже существовали христианские благотворительные организации. Купцы из итальянского г. Амальфи (находившегося под властью православной Византии), получили от багдадского халифа (духовного главы всех мусульман-суннитов) дозволение учредить неподалеку от Церкви Святой Марии (именуемой Латинской из-за большого числа посещавших ее "латинских», т.е. западноевропейских, паломников) госпиталь (странноприимный дом) для размещения и лечения христианских паломников, прибывавших в Святую Землю. Руководство странноприимным домом осуществляли монахи духовного Ордена бенедиктинцев. Судя по всему, этот "франкский» госпиталь до конца XI, если не до начала XII в., то есть до I Крестового похода и до освобождения Иерусалима "латинянами», несмотря на сходное название, имел никакого отношения к собственно госпитальерам (fratres Hospitalis, freres hospitaliers), как первоначально именовались члены братства иоаннитов (их второе название, "иоанниты», было дано им по имени их небесного заступника – Святого Иоанна Крестителя, Предтечи Господня).

 

Не ранее начала XII в. (хотя орденская легенда иоаннитов и говорит о помощи, оказанной им участникам I Крестового похода при осаде Святого Града!) в Иерусалиме появилась загадочная фигура Пьера Герарда (Жерара), именуемого также Герард Тенк (Жерар Тенке, Жерар Тонк, Тома Токе Жерар и т.п.). Образ Герарда окутан бесчисленными легендами. У нас не имеется точных сведений о его происхождении, воспитании и даже родине (одни называют в качестве таковой итальянские города Амальфи и Скала, другие южнофранцузскую область Прованс). Однако все известные о нем на сегодняшний день факты указывают именно на него, как на основателя Ордена иоаннитов. Странноприимный дом, основанный в Иерусалиме амальфитанцами, был всего лишь своеобразным подготовительным учреждением, если можно так выразиться. При жизни Герарда его госпитальеры (hospitalarii), скорее всего, всецело посвящали себя уходу за больными и не имели никаких военных или рыцарских амбиций.

 

В 1120/1121 г. Герард скончался. Его преемником стал Раймунд дю Пюи, первым из руководителей госпитальеров принявший титул Магистра (magister). Со временем Орден был преобразован в военную организацию по образцу западноевропейской феодальной системы, не отказываясь в то же время от своей изначальной, чисто благотворительной задачи. Благодаря щедрым пожертвованиям и земельным пожалованиям, Орден приобрел обширные владения и даже целые провинции, как на Западе, так и на Востоке. Совместно с Орденом тамплиеров рыцари Святого Иоанна стали важнейшими протагонистами идеи Священной войны во имя Веры. Они силой оружия боролись с враждебной мусульманской верой на восточных землях, в свое время – также силой оружия! - отнятых магометанами у христиан. Этим объясняется готовность, с которой феодальная Европа оказывала рыцарям-монахам финансовую и военную поддержку. Рыцари Белого Креста (иоанниты), рыцари Красного Креста (тамплиеры-храмовники), рыцари Зеленого Креста (лазариты), рыцари Черного Креста (тевтоны), рыцари Адамовой головы (Ордена Благой Смерти) и другие были мечом в руках Запада, при помощи которого тот завоевывал себе на Востоке новые земли, позднее удерживал свои восточные владения, а еще позднее – защищал Европу от завоевания ее исламскими ордами. Орден Святого Иоанна владел многочисленными военными опорными пунктами (сегодня мы сказали бы – военными базами) в Сирии и Палестине, в Акре, Иерусалиме, Кесарии, Капернауме, Иерихоне, Аскалоне, Маргате и Краке.

 

Несмотря на прилагаемые ими поистине титанические усилия, западным европейцам удалось продержаться на Ближнем и Среднем Востоке не более двух столетий. Столкнувшись с новым военно-религиозным подъемом среди арабов и тюрок, крестоносцы постепенно утратили все находившиеся в их руках городские центры и военные крепости. Рыцари-монахи участвовали в их обороне, отступая последними, как того требовала их миссия. За окончательным падением Иерусалима и Аскалона в 1247 г. последовала сдача знаменитой крепости Крак де Шевалье в 1271 г. и потеря Маргата в 1281 г. Последним оплотом франкского владычества в Палестине осталась Акра (Аккарон, Аккон или Птолемаида), попавшая в руки мусульман в 1291 г. после ожесточенного сопротивления. При штурме Акры были перебиты все тевтонские рыцари и рыцари Святого Лазаря и погиб Великий Магистр тамплиеров. Горстке уцелевших иоаннитов во главе со своим тяжко израненным Великим Магистром Жаном де Вилье удалось бежать на остров Кипр и обосноваться там близ Лимассола (Лимииссо).

 

Однако на Кипре иоанниты оказались в стесненных обстоятельствах, ибо были вынуждены признать себя подданными "франкского» короля "Кипра, Иерусалима и Армении» и лишились свободы действий. В 1306 г. "рыцарям Кипра» (как иоанниты стали называться после объединения с рыцарями другого военно-монашеского Ордена – Святого Самсона), однако, представилась возможность основать новую резиденцию своего Ордена в месте, которое в большей мере соответствовало их представлениям о независимом существовании, чем Кипрское королевство. Великий Магистр рыцарей Кипра, Фульк де Вилларе, вступил в переговоры с генуэзским феодалом Виньоло де Виньоли, формально являвшимся ленником византийского автократора на Додеканесе (а в действительности больше промышлявшим морским разбоем), с целью овладения о. Родос. Иоанниты планировали использовать Родос, расположенный недалеко от палестинского побережья, как базу для последующего возвращения Ордена в Иерусалим. Договор, заключенный между генуэзским корсаром и "рыцарями Кипра», предусматривал, что де Виньоли, после захвата Родоса госпитальерами, сохранит за собой одну треть территории острова, а к Ордену Святого Иоанна отойдут остальные две трети территории Родоса, остров Лерос и одна треть территории острова Кос.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru