О португальском Ордене Христа

 
   
 
   
 
   

Вольфганг Акунов

 

О ПОРТУГАЛЬСКОМ ОРДЕНЕ ХРИСТА.


Игорю Владимировичу Борисову

В лице рыцарей Ордена тамплиеров король Португалии дом Диниш (Дионисий) Щедрый имел надежное, дисциплинированное и подвижное конное войско, неизменно оказывавшее ему действенную поддержку в борьбе с мусульманами, и не в королевских интересах было лишаться его ради политических выгод французского короля и папской курии. Получив от папы римского приказ арестовать всех тамплиеров в своих владениях, король Диниш формально выполнил его, разместив храмовников (а в действительности - дал храмовникам убежище) в своей крепости Морим, где и поселил их на положении даже не почетных пленников, а, скорее, дорогих гостей. Наряду с далеко идущими планами использования бывших храмовников в борьбе с маврами, король Диниш также имел намерение использовать "своих" рыцарей-храмовников против иоаннитов-госпитальеров, весьма усилившихся в его королевстве после разгрома ордена Храма.

На протяжении нескольких лет португальские рыцари Храма пользовались гостеприимством короля Диниша в солнечной провинции Альгарвиш, пока ситуация вокруг Ордена Христа и Храма Соломонова постепенно не разрядилась.

Ни один волос не упал с головы "арестованных" в Португалии рыцарей Храма. Все время их "заключения в крепости" тамплиерские владения находились под образцовым управлением королевских чиновников - ни о какой конфискации не было и речи. Наконец, на процессе в городе Сантареме все португальские храмовники были признаны невиновными.

Однако, позиция папы римского Климента V (француза по происхождению, бывшего архиепископа города Бордо и подданного короля Филиппа IV Красивого, в полной мере разделившего с "королем-фальшивомонетчиком" ответственность за разгром Ордена Храма) в отношении исхода Сантаремского процесса создавала определенные затруднения, вследствие чего возникла необходимость, как и в Арагоне и в Кастилии, покончить с названием "рыцари Храма", ставшим, в свете событий последних лет, достаточно одиозным. Поэтому в 1317 г. португальские тамплиеры, сохранив только первую часть своего прежнего полного названия ("бедные рыцари Христа и Храма Соломонова"), стали "рыцарями Ордена Христа", или "Христовым Рыцарством" (Militia Christi), сохранив, "без аннексий и контрибуций", все тамплиерские владения и все имущество, имевшееся у "крамольного" Ордена Храма в Португальском королевстве.

Новый папа Иоанн XXII, сменивший папу-француза Климента V (чья таинственная смерть, вслед за смертью короля Филиппа Красивого, предсказанная сгоравшим на костре французской инквизиции последним Великим магистром храмовников Жаком де Молэ, призвавшим из пламени костра на Божий суд преступных короля и папу, заставила тогдашнюю "общественность" еще раз усомниться в справедливости возведенных на тамплиеров обвинениях) на римском "апостольском престоле", всецело одобрил мудрую политику короля Диниша Португальского и в 1319 г. утвердил Орден Христа в его новой форме - впрочем, выговорив себе право на частичное управление им и на посвящение достойных кандидатов в рыцари.

В 1321 г. новый Орден Христа насчитывал в своих рядах 69 рыцарей, 9 священников-капелланов и 6 сервиентов (сержантов).

Мудрое решение короля Диниша взять прославленный Орден под защиту впоследствии принесло португальской короне огромную пользу. Именно на деньги "рыцарей Христа" финансировались совершенные португальскими мореплавателями великие географические открытия. Именно знамя "рыцарей Христовых" победно развевалось на всех морях Старого и Нового Света. Эмблемой Ордена Христа остался "мученический" красный тамплиерский крест, но не изначально простой, а "развитой" формы (с угловато расширяющимися концами) на белом поле. Но в знак того, что португальские храмовники "очистились" от возведенных на них инквизицией обвинений в ереси, на сердцевину красного "храмовнического" креста "Христовых рыцарей" был наложен маленький узкий прямой белый крестик (поэтому эмблема ордена Христа иногда описывалась как "двойной красно-серебряный крест").

Однако португальские (как, впрочем, и испанские) рыцари Христа (последние в период династической унии между Португалией и Испанией, когда Орден Христа стал общим для обоих иберийских королевств) - например, знаменитый принц Энрике (Генрих) Мореплаватель (Навигатор), также являвшийся членом и даже исполняющим обязанности (администратором) должности Великого магистра обновленного Ордена - нередко носили на своих одеяниях простой красный тамплиерский крест (безо всякого белого креста в середине).

В годы правления Генриха Мореплавателя (в котором стремление к открытию новых земель сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ) Орден Христа занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азоры, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.

Этот же красный восьмиугольный крест с "иерихонскими трубами" тамплиеров на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Альмейды и Аффонсу ди Альбукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "тамплиерским" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.

Таким образом, давняя заветная мечта рыцарей Ордена Христа и Храма была осуществлена наследниками их могущества и духа - рыцарями Ордена Христа. Попробуем поставить себя хотя бы на минуту на место этих отважных людей. Тайну за тайной открывало "Море Мрака" (как европейцы еще со времен Античности именовали Атлантический океан) перед командами каравелл, несших красный крест "Христовых рыцарей" все дальше на юг. Где-то далеко впереди, за каким-нибудь мысом, который они были полны решимости обогнуть в один прекрасный день, лежали сказочно богатые неведомые земли - и оттуда, из глубокого мусульманского тыла, наследники тамплиеров были полны решимости нанести смертельный удар Исламу.

Поэтому не правы те, кто низводит плавания португальцев на Юг и Восток до уровня простой погони за прибылью, продиктованной только жаждой наживы. В действительности ими владело не только стремление к обогащению. Для них это был последний Крестовый поход в защиту христианской Европы от мусульманской угрозы. Угрозы, все еще остававшейся весьма серьезной, ибо не раз уже (с VII по XVII век) магометанским полчищам удавалось поставить Христианскую цивилизацию на грань уничтожения. Очередное нарастание мусульманской угрозы обозначилось после захвата "Второго Рима" - Константинополя турками-османами в 1453 г. А ведь до тех пор Ислам черпал все новые силы, все новые резервы (казавшиеся порой неисчерпаемыми!) из неизвестных и недоступных христианскому миру, необъятных просторов далекой Азии, из глубин таинственной Африки. Но рыцари Христа, наследники храмовников, воинство маленькой Португалии, первыми зашли во фланг Исламу и поразили захваченных врасплох магометан в их дальневосточных твердынях!

Впоследствии Орден Христа разделился на две ветви - португальскую и чисто папскую. Португальская ветвь постепенно утратила характер духовного (монашеского) Ордена и стала династическим Орденом португальской короны. Дело в том, что Орден Христа, сыгравший в свое время столь заметную роль в военных успехах португальских королей в борьбе с пиренейскими маврами и заморскими мусульманами, со временем настолько усилился, что королевская власть была вынуждена принять меры к ограничению его самостоятельности и к началу XVI века добилась подчинения Ордена непосредственно королю. После этого папа римский Александр VI Борджа освободил рыцарей Христа от монашеских обетов нестяжания (бедности) и целомудрия (безбрачия), чем и подготовил окончательную секуляризацию Ордена Христа (то есть превращение последнего в чисто светское учреждение), состоявшуюся в 1789 г. Многиегосударственные и политические деятели Португалии состояли и состоят в Ордене Христа. Так, командором Ордена Христа является Великий Магистр Верховного Военного (Рыцарского) Ордена Иерусалимского Храма (Оrdo Supremus Militaris Templi Hierosolimitani, O.S.M.T.H.) дом ди Соуза Фонтиш.

 

Здесь конец и Богу нашему слава!

 

                                                                                                                                                                                                                              Вольфганг Акунов


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:О португальском Ордене Христа
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru