РОССИЙСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АРМИЯ НА КАВКАЗЕ В XVIII ВЕКЕ: ИСТОРИЯ КИЗЛЯРСКОГО ГАРНИЗОНА (1735–1800 гг.). ч. II.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. - НИЗОВЬЯ ТЕРЕКА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVIII ВЕКА.

Глава II. - ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК КИЗЛЯРА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО 30-Х ГОДОВ XVIII В.

ГЛАВА III. - ОСНОВАНИЕ КРЕПОСТИ КИЗЛЯР И ЕЕ ФОРПОСТОВ.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК КИЗЛЯРА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО 30-Х ГОДОВ XVIII В.

 

Герб города утвержден 7 сентября 1842 года (закон №16351). Описание герба: В верхней половине щита орел с разорванными цепями Прометея, сидящий на горе, в нижней - ветви винограда Использован текст Полного Собрания Законов Российской империи, использовано изображение герба в гербовнике П. фон Винклера.

Герб города утвержден 7 сентября 1842 года (закон №16351).
Описание герба:
В верхней половине щита орел с разорванными цепями Прометея, сидящий на горе, в нижней - ветви винограда. ПСЗРИ, использовано изображение герба в гербовнике П. фон Винклера.

Кизляр - старейший город Северного Кавказа. По документам считалось, что он был основан в 1735 г., с которого и начинается его официальная история. Наряду с этим, однако, утвердилось мнение, что как населенный пункт Кизляр существовал гораздо раньше. Но когда точно (или приблизительно) образовалось это поселение, и что оно собою представляло, до сих пор оставалось невыясненным.

Автором найдены очень интересные документы в архивах страны, указывающие на наличие крепости, еще до даты ее основания Левашовым (1735), например: в списке комендантов Кизлярской крепости указывается, что в 1728 (!!) году ее комендантом был полковник Дмитрий Ледрер. Имеются также «Копии указов, ордера об определении на военную службу дворянских детей; амуниции унтер-офицеров Кизлярской крепости 1732» (!!), «Ордера генерал-лейтенанта В.Я. Левашова полковнику Языкову в Кескер о торговле, провозе провианта, разрешения проезда в Кизляр 30 марта, 23 декабря 1729г.» (!!). [1]

Принято считать, что первое упоминание о Кизляре в русской истории относится к 1614-1617 гг. и содержится в «отписке» терского воеводы Василия Хохлова в «Актах исторических». Однако, как доказывает Д.С.Васильев, «это ошибочное мнение вошло в обиход с легкой руки автора статьи, опубликованной сначала в сборнике «Кавказ» за 1846 год, а затем повторенной в «Кавказском календаре на 1848 год». Слово «Кизляр» в «Актах» упоминается дважды, как наименование реки. [2]

Река Кизляр (Кизлар) упоминалась в источниках предположительно в связи с тем, что при выходе ее из Терека (самый северный рукав Терека, ныне р.Таловка) существовал в XVII в. государев «Кизлярский перевоз» или «Кизлярский караул». Здесь постоянно находился караул из терских стрельцов для взимания «государевой перевозной и таможенной пошлины» [3]

Д.С.Васильев сомневается в существовании здесь в те времена населенного пункта, ссылаясь на отсутствие письменных источников. На наш взгляд, версия о существовании его имеет право на жизнь, хотя бы только потому, что Кизлярский перевоз, как известно, играл важную роль в транзитных передвижениях по Кавказу и в страны Востока: у перевоза собирался многонациональный базар жителей Северо-Восточного Кавказа, где они обменивались продуктами сельского хозяйства и ремесла, а главное - имели доступ к транзитным товарам - как восточным, так и европейским.

Имеются сведения и о том, что здесь феодальные владетели Северо-Восточного Кавказа давали клятву на Коране, т.е. приносили присягу на верность Русскому государству, содержались здесь и аманаты - заложники от кавказских феодалов. [4]

О существовании Кизляра до 1735 г. свидетельствуют многие косвенные данные: устные предания, многочисленные легенды и т.д. [5] Так, по сведениям Д.С.Васильева, существует кумыкская народная песня из 22-х куплетов, в которой в поэтической форме изложены многие моменты истории старого Кизляра до 1735 г. О Кизляре упоминается и в некоторых исторических песнях терских казаков, относимых исследователями к более раннему времени [6]

Самое первое упоминание слова «Кизляр» (в некоторых списках «Кызылйар») встречается в тексте Петербургского списка «Дербент-наме» Этот список издан в 1851 г. М.А.Казембеком в Санкт-Петербурге. В тексте этого списка, в эпизоде относящемся к 683-684 гг. н.э., говорится об одном из предводителей хазар Пашенске, который после поражения в битве с мусульманами ушел «в крепость Сурхаб, которая в настоящее время известна как Кызылйар, а правитель ее Мусхаб». В примечаниях к переводу Казембек указывает: «крепость Сурхаб разрушена, на ее месте построен Кызляр». [7]

По мнению других авторов, Кизляр расположен на месте ранней столицы Хазарского каганата Семендер.[8] . Предполагается также, что на этом месте существовала «кумыкская деревня» под названием Кизляр. [9]

Однако точных исторических данных нет, и вопрос о населенном пункте, существовавшем в древности на месте нынешнего Кизляра, не нашел пока удовлетворительного решения. [10]

К этому можно добавить приведенное Белокуровым донесение «О побеге Окоцкого Мурзы Батая из Терского города (1609 г.), где сообщается: «...А в расспросе мне, холопу твоему, и всему миру Терского города сказали: отгромили де они у того беглово у Батай Мурзы да у Саламака жены их и служащих женок и двух мужиков и рухлядь на дороге в двух местах на Заплавном острову да за Кизларом в Талах; а сам де он Батай Мурза с товарищи своими ушел...». [11]

Единственным известным на сегодняшний день археологическим памятником, расположенном вблизи от Кизляра, является так называемое «Некрасовское городище». В отчете о проделанной работе известного Дагестанского археолога М.Г.Магомедова говорится: «Раскопки, проведенные на территории городища, выявили остатки его мощных оборонительных стен, возведенных из сырцового кирпича. Под ним выявлены культурные отложения 3-х метровой толщины, частично примыкающие к остаткам стен. Стратиграфия культурных напластований свидетельствует о возникновении здесь оседло-земледельческого поселения уже во II-III веках н.э. На заключительном этапе это поселение было превращено в хорошо укрепленный город, прекративший существование в период арабо-хазарских войн в VII-VIII вв. Следует отметить, что уже на ранних этапах существования поселения, жизнь здесь неоднократно прерывалась в результате разливов рек.

Следы этих разливов стратиграфически прослеживаются в надматериковых отложениях поселения. Здесь четко выявляются чередующиеся слои культурных отложений и речного ила, достигающего в среднем 20-30 см толщины. Поэтому можно предположить, что возводя мощные стены, его обитатели уже на ранних этапах возлагали на них функции не только оборонительные, но и защитные от возможных разливов реки. Эти же функции, видимо, выполняли и оборонительные стены средневековой эпохи, сооруженные на остатках древних валов. [12]

Упоминания о Кизляре в достоверных письменных источниках начинают встречаться со второй четверти XVII в. Именно тогда, как указывалось выше, велось активное торговое и дипломатическое сообщение Москвы с Закавказьем через Астрахань - Терки. И купцы, и дипломаты не могли миновать «Кизлярский перевоз» (именуемый также «Кизлярским караулом»).

Из отчета Московского посольства в Имеретию мы узнаем, что осенью 1652 г. посольство, следуя вдоль левого берега, на второй день пути к вечеру пришло на Кизлярский перевоз и остановилось ночевать в «Кизлярском городке», а затем «из Кизлярского городка встали рано ночью по месяцу...» и к вечеру того же дня посольство прибыло в Терки. [13]

Здесь говорится о «городке», как обычно в русских документах того времени называются укрепленные русские поселения.

Следующее упоминание о Кизляре относится к 1658 году: «...Андрей Вельяминов Теймураза царя встретил со стрельцы за Тереком у города Кизляра...». [14]

Это, пожалуй, и все, известные на сегодняшний день упоминания о Кизляре.

Что представлял собой этот городок и где он находился по письменным источникам установить трудно. Местный краевед начала XX века Абдулгусейн Ибрагимов-Кизлярский утверждает в «Тархи Кизларкала» [15], что на Тереке существовало поселение под названием «Абсийях» или «Абсиякент». На русский язык это слово переводится как «черная вода», а по-кумыкски с тем же значением звучит «карасув». Кумык по национальности и член тезикского общества А.Ибрагимов приводит в своем труде эти ранние названия по материалам старинных источников.

Абсиякент, Карасув, Кизляркала - это названия одного и того же Киз-лярского поселения, существовавшего, если верить материалам А.Ибрагимова, до строительства крепости и учреждения статуса города добрых 190 лет. Интересен тот факт, что первоначально это было одно из семи поселений так называемого «вилайта Татархана» - местного владетеля из рода крымских ханов. Большая часть жителей поселения была выходцами из Персии, России, Средней Азии и Дагестана.

А.Ибрагимов-Кизлярский в своем труде дает объяснение, каким образом распространенное вначале название Абсиякент («кент» означает село) сменилось более популярным и ставшим известнее названием Кизляркала («кала» - крепость). Дело в том, что в 1686 г. жители селения для защиты построили крепость с четырьмя минарами (башнями), где, в первую очередь, при нападениях непрошеных гостей прятали женщин и совершеннолетних девушек. А жители близких от Абсиякента казачьих станиц после того, как была построена эта крепость, не называли его уже прежним названием, а нарекли Девичьей крепостью. На разных языках торговцев и путешественников селение стало называться Терским городком (но никак еще не городом и по малочисленности населения, и по своему незначительному статусу). У местных жителей название с тех пор прочно ассоциировалось с девушками поселения, которых славила народная молва за их красоту, на честь которых так часто покушались качаки - абреки, и которых, как главную ценность, прятали от вражеских глаз. Естественно, вполне закономерно распространилось новое название Кызларкала, затем - Кизляр - односложное и самое удобное для употребления.

Следует отметить, что в сочинении А.Ибрагимова существуют анахронизмы и прямое несовпадение приводимых автором сведений с историческими фактами. Об этом очень подробно написано Г.М-Р.Оразаевым. [16]

О происхождении названия «Кизляр» существует множество разных версий, преданий и легенд. Кроме известной «Девичьей крепости», существует легенда, которая гласит, что какой-то персидский шах, узнав об измене подданных, задумавших его свергнуть и возвести на престол его брата, пригласил заговорщиков к себе на пир. На пиру он приказал ослепить брата и всех его приверженцев, но ослепленный брат, горя местью, бежал на Терек к своему кунаку, татарскому хану. Здесь он стал готовиться к походу на Персию с целью отомстить, но умер. С тех пор место это будто бы стало именоваться татарами «кюзляр», т.е. «глаза». Следует отметить созвучие этой легенды с подлинным историческим фактом, имевшем место в биографии кровожадного Надир-шаха, который по навету ослепил собственного сына.

Существовала и другая, высказанная еще до революции, версия ученого К.Ф.Гана. По его мнению название «Кизляр» произошло от тюркского «Кизил-яр» и означает: «кизил» - красный, «яр» - обрыв (крутой берег реки), т.е. красный яр или красный обрыв. Но сначала словом Кизляр называлась река. В начале XVII в. этим термином стали именовать возникшие здесь перевоз и стрелецкий караул. От них уже это название перешло на селение, а затем и город Кизляр. Следует упомянуть здесь версию, высказанную А.А.Шенниковым, связывавшим первое переселение казаков на Терек с рязанскими казаками из Червленого Яра, где-то между 1480-1490 гг [17]

Не принимая эту версию как абсолютно соответствующую действительности, но признавая ее право на существование, нам кажется небезынтересным тот факт, что в XVII в. в округе Астрахани существовали военные остроги Черный Яр и Красный Яр [18] для охраны волжского пути в Хиву и Бухару. В Астраханское воеводство входил и Терский город, а затем и Кизляр.

Самой достоверной версией, на наш взгляд, следует считать мнение Г.Оразаева [19], полагающего, что названием населенного пункта Кизляр является гидроойконим: «Кизляркала», т.е. «Крепость на Кизляре» или р.Кизлярке, которая впервые упомянута в русском документе, датируемом 8 января 1605 г. [20]

В 30-х годах XVII в. А.Олеарий сообщал, что эта река «именуется Кизляром, потому что в песке «... несет зернышки, блестящие как золото» [21]. М.А.Казембек предлагал свою этимологию: «золотой берег» или «красная вода», происходящую от тюркских слов «кизил» (красный, золотой) и «йар» (глубокая вода, берег реки). [22]

Следует заметить, что тот факт, что русские назвали новую, построенную в 1735 г. крепость на Тереке Кизлярской крепостью говорит о многом и как нельзя лучше подтверждает существование здесь к тому времени населенного пункта, называвшегося Кизляром.

В истории Северного Кавказа XVIII в. существует достаточно аналогий, когда новопостроенные русскими крепости, остроги, редуты, станицы назывались по имени урочища или близлежащего аула.

Можно предположить, что еще до XVIII в., когда крепость Кизляр и возникший при ней город стали центром экономической и политической деятельности России на Северном Кавказе, существовавший «городок Кизляр» сыграл значительную роль в судьбах целого ряда народов Кавказа, среди которых можно назвать казаков, ногайцев, кумыков, таджиков, армян, грузин, осетин, кабардинцев и т.д. Их сотрудничество в сферах торговли, многообразие традиций и вклад каждого этноса в развитие духовности и культуры края подготовили почву для становления нового Кизляра как одного из интереснейших уголков Кавказа и России, имеющего свой неповторимый облик, взаимно обогатило историю многих народов, объединенных волей судьбы в единое государство

Примечания:

  1. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека (Досоветский период). Махачкала, 1986. С.67.
  2. См. также: ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1.Д.1. Л.1; Д.39; Д.23;
  3. См.: РДО. (Махачкала,1958). С. 79, 118-124, 143.
  4. Там же. С. 79, 118,124, 143, 152-153.
  5. Шидловский Ю. Записки о Кизляре // Журнал министерства внутренних дел. (Далее - ЖМВД)1843. Ч.4. С. 161.
  6. См.: Васильев Д.С. Загадка... С.45; Путилов Б.И. Исторические песни на Тереке. Грозный, 1948. С.29-30.
  7. Акташи М.А. Дербент-наме. Махачкала, 1992. С.61.
  8. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908. Ч. 14. Отд.2, март. С.43-44; См. так же: Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932., С. 100; Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до XV века. Махачкала, 1997. С. 183.
  9. Шидловский Ю. Записки о Кизляре // ЖМВД. СПб., 1843. 4.4. С.188-189, 193.
  10. Оразаев Г.М-Р. Комментарии к "Тарихи Кызларкала" // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. (Далее – Дагестанские исторические сочинения…). С.237.
  11. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып.1. С.525.
  12. Магомедов М. Г. К вопросу о колебаниях уровня Каспийского моря в Хазарскую эпоху // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. М., 1980. С.148.
  13. Васильев Д.С. Указ. соч. С.67. Гарунова Н.Н. Кизляр в 18-1 пол 19в: проблемы политического, экономического и социального развития .Маххачкала, 2001
  14. РГАДА. Ф.110, Оп 1. Кн.9. Л.73;
  15. Дагестанские исторические сочинения.... С.230-243.
  16. Шенников А.А. Червленный Яр. Л., 1987. С.65-67.
  17. Голованова С.А. Ранние страницы русско-кавказских связей на берегах Терека // К истории низовьев Терека XIII-XIX веков: Исторические чтения, посвященные 30-летию Кизлярского краеведческого музея им.П.И.Багратиона. Кизляр, 1991. С.7.
  18. Тарихи Кызларкала / Введ., перев., комм. Г.М.-Р.Оразаева // Дагестанские исторические соч... С.235.
  19. См.: Белокуров С.А. Сношения... С.470, 525.
  20. Олеарий А. Описание... С. 512.
  21. Derbend-Nameh, or the History of Derbend... by Mirza A. Кa
  22. ЦГА РД. Ф.379. Оп. 1. Д.10.
  23. Потто В.А. Указ. соч. С. 190
Глава I.  Глава II.  Глава III.
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru