ХОРУГВИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПОД ТАННЕНБЕРГОМ

 

Вольфганг Акунов

 

ХОРУГВИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПОД ТАННЕНБЕРГОМ

К вопросу о гербовых хоругвях (знаменах) рыцарей Тевтонского (Немецкого) Ордена, их вассалов, "гостей" и союзников, захваченные поляками и литовцами в битве под Танненбергом 15 июля 1410 года.



На главной хоругви Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица в королевской короне, с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы - герб Ордена - прямой черный крест на белом (серебряном) поле. Вероятно, это изображение украшало аверс главной орденской хоругви тевтонов, в то время как на ее реверсе был изображен святой мученик Маврикий (так, во всяком случае, обстояло дело с главной хоругвью ливонского филиала Тевтонского Ордена). Наличие у рыцарей-тевтонов (именовавшихся также "марианцами") этой Главной хоругви с образом Пресвятой Богородицы, Небесной Покровительницы и Заступницы Ордена, не подлежит никакому сомнению, будучи засвидетельствовано многочисленными хрониками и другими документами, однако о ее наличии в рядах тевтонского войска Верховного магистра (Гохмейстера) брата Ульриха фон Юнгингена в день битвы с польско-литовским войском под Танненбергом 15 июля 1410 года, не сообщает ни один хронист. Возможно, кому-то из тевтонских рыцарей удалось спасти от торжествующих победителей это Главное знамя своего Ордена, вследствие чего оно не попало в руки победителей и, соответственно, в список хрониста Яна Длугоша, автора "Истории Польши", о котором пойдет речь далее.

Считающийся главным источником сведений о битве под Танненбергом (Грюнвальдом, Грунвальдом, Жальгирисом) польский летописец Ян Длугош, автор "Истории Польши", или "Польской истории" (лат.: Historia Polonica), и специального описания орденских хоругвей (знамен), захваченных поляками и литовцами под Танненбергом - "Прусские знамена" (лат.: Banderia Pruthenorum) сообщает, что тевтонское войско осеняли в битве следующие знамена:

 

   
  Хоругви Тевтонского Ордена под Танненбергом.
  Хоругви Тевтонского Ордена под Танненбергом.
   
   Главная хоругвь Тевтонского Ордена Приснодевы Марии
  Главная хоругвь Тевтонского Ордена Приснодевы Марии

1.Великая (Большая) хоругвь (баннер) Верховного магистра Тевтонского Ордена с тремя косицами (золотой, с черной каймой, "костыльный", или "выступной", Иерусалимский крест с должностным гохмейстерским гербом, изображавшим одноглавого черного орла на золотом поле - символ достоинства князя Священной Римской Империи, неразрывно связанного с должностью Гохмейстера со времен Императора Фридриха II Гогенштауфена, - на белом поле украшал не только Большую и Малую хоругви, но также панцирь, щит и и белое полукафтанье Верховного Магистра Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской). Следует заметить, что на некоторых миниатюрах и гравюрах изображение на Большой хоругви Гохмейстера повернуто "на 90 градусов (такое знамя в Средневековье именовалось "гонфаноном").

2.Малая Хоругвь Верховного магистра Тевтонского Ордена (аналог. 1, но хоругвь без косиц).

  Ян Длугош обобщенно пишет в своей "Истории Польши", что как Большая хоругвь Верховного магистра тевтонов ("в которой состояли все отборные рыцари"), так и Малая хоругвь Верховного магистра "имели знаменем черный крест с черным же орлом в середине" (на рисунках в "Прусских знаменах", также принадлежащих перу Длугоша, эти две хоругви Верховного магистра имеют на белом, или серебряном, поле черный с золотом крест, в центре которого - золотой щит с черным орлом).

3.Хоругвь Тевтонского Ордена ("гербовое" - белое, с прямым черным крестом, знамя Ордена; первоначально это знамя было просто белым, безо всяких эмблем, в отличие от упомянутого выше Главного знамени Ордена с изображением Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом на руках и, возможно, святого Маврикия, чье присутствие на поле битвы под Танненбергом не засвидетельствовано хронистами).

В своей "Истории Польши" Ян Длугош дословно пишет, что "третья хоругвь, тоже всего Ордена, имела знаменем широкий черный крест на белом поле". Предводителем этой хоругви был брат Фридрих фон Валлерод (Валленрод, Вальроде, Валленроде), (ланд)маршал Пруссии.

4.Хоругвь князя (герцога) Конрада VII "Белого" Олесницкого (одноглавый черный орел, обремененный серебряным полумесяцем, в золотом поле - традиционная силезская гербовая хоругвь).

В своей "Истории" Длугош пишет дословно, что хоругвь Конрада "Белого" (которого он путает с его братом - Конрадом Контнером, князем Контским из Силезии) "имела знаменем черного орла на желтом поле".

5.Хоругвь померанского (поморского) князя (герцога) Казимира V Щецинского - знамя-гонфанон (прямоугольное полотнище с одной косицей) с изображением червленого грифона в серебряном поле - старинного герба поморских князей со времен Святополка).

Длугош пишет в своей "Истории Польши", что эта хоругвь "имела знаменем грифа на белом поле" (не указав цвет грифа).

6.Хоругвь Святого Георгия, возглавлявшаяся Георгом (на редкость символическое совпадение имен предводителя хоругви Святого Георгия и святого, в честь которого она была поименована!) фон Керцдорфом (знамя-гонфанон; его необычная расцветка - прямой белый (серебряный) крест на красном поле, вместо традиционного для "знамени Святого Георгия" прямого красного креста на серебряном поле, объясняется тем, что в польско-литовском войске также имелась состоявшая из "гостей" хоругвь Святого Георгия, традиционной расцветки). В то же время известно, что военное знамя ("штурмбаннер" или "штурмфане") Императоров (Кайзеров) средневековой Священной Римской Империи было также красным, с прямым серебряным (белым) крестом (поэтому их вассалы - например, датские короли, швейцарцы и др. - также использовали в качестве знамен и флагов прямой серебряный крест на красном поле).

Согласно описанию Длугоша, данному в "Истории Польши", "шестая хоругвь - святого Георгия, имела знаменем красный крест на белом поле" (хотя на рисунках к вышедших из-под пера того же Длугоша "Прусских знамен" наоборот: белый крест на красном поле).

7.Хоругвь епископа и епископства Помезанского Иоанна Реймана, возглавлявшаяся Марквардом фон Решембургом (золотой одноглавый орел в нимбе - символ святого Евангелиста Иоанна - с серебряным свитком в лапах и с двумя золотыми епископскими посохами по бокам, в червленом поле).

Согласно "Истории" Длугоша, хоругвь епископа Иоанна (чье имя также глубоко символично совпадало с именем святого Иоанна) "имела на знамени изображение святого евангелиста Иоанна в виде желтого орла, между двумя желтыми посохами).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ХОРУГВИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПОД ТАННЕНБЕРГОМ
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru