Главная > "К" > Капитан над портом

Капитан над портом


4 января 2008. Разместил: 996d67df0d686ca

Капитан над портом

В 1722-1918 гг.

Должность (в главных военнных портах - помощник главного командира порта).

Учреждена в 1722 году на основании "Части второй Регламента морского». Назначался из капитанов флота, в штат порта не входил. В непосредственном ведении Капитана над портом находилась контора над портом и все работы, производившиеся в порту.

Первоначально в обязанности Капитана над портом входило: снятие с кораблей пороха и артиллерийских припасов до ввода кораблей в гавань, определение их места в гавани; ремонт и охрана от внезапного нападения неприятеля, пожаров и штормов; наблюдение за входом русских и иностранных кораблей в гавань и выходом из нее, состоянием гавани и складов, чистотой и порядком; производство промеров глубины гавани и рейдов, и др. Позднее - непосредственный помощник главного командира портов ио кораблестроению, ремонту, снабжению и снаряжению кораблей, управлению хозяйственными делами порта.

После разделения в 1860 году портов на разряды должность Капитана над портом оставалась в главных портах, в С.-Петербурге, который был на особом положении, и в Ревеле. Командиры портов 2-го разряда были приравнены к Капитанам над портом по правам, обязанностям и ответственности. По Положению 1885 года главными портами являлись Кронштадт, Николаев и Владивосток. Портовые конторы, где были сосредоточены все хозяйственные дела порта, дела по охране, порядка и благоустройства в адмиралтействах, гаванях и на рейдах, по-прежнему возглавляли Капитаны над портом, (в Кронштадте и Николаеве в чине контр-адмирала или вице-адмирала, во Владивостоке - капитана I ранга или контр-адмирала).

Главной обязанностью Капитана над портом являлось содержание судов в боевой готовности, в их ведении находились все здания и сооружения порта, суда, рейды, фарватеры и все чины морского ведомства. Капитаны над портом имели право самостоятельно решать все дела порта, за исключением отдельных финансовых вопросов, которые он должен был согласовывать с главным командиром порта.

По приказу по флоту и морскому ведомству № 70 от 19 января 1915 года Капитан над портом являлся помощником главного командира порта по кораблестроению, оснастке и вооружению судов артиллерией и минами, постройке и ремонту зданий, отпуску довольствия и "вообще по хозяйственной части».

В 1901-1917 годах должность Капитана над портом сохранилась лишь в Кронштадте и Севастополе. Была упразднена в Кронштадте в 1917 году в связи с организацией управления порта на новых началах, в Севастополе ликвидирована 1 мая 1918 года после оккупации города германскими войсками.

Источники:

Часть вторая Регламента мор., в которой определено о всем, что касается доброго управления в бытность флота в порте, також о содержании портов и рейдов. Напечатана повелением ... Петра Великого ... В Санктпитербургской типографии. Апреля в 5 день 1722 году. СПб., 1722; Свод мор. постановлений. 1886. СПб., 1886. Кн. 1; Свод мор. постановлений: Изд. 1901. СПб., 1902. Кн. 1; Продолжение кн. 1 части 1 Свода мор. постановлений. Пг., 1915; Чубинский В. Ист. обозрение устройства управления мор. ведомством в России. СПб., 1869.

Т.С. Федорова


Вернуться назад