Главная > "С" > Станки Мортирные

Станки Мортирные


9 октября 2012. Разместил: 996d67df0d686ca

Станки Мортирные 

До конца XIX в. мортиры осадной и крепостной артиллерии помещались на Станках, соприкасавшихся с платформою нижнем краем станин; потом для 8-дм. и 9-дм. легких мортир введены лафеты особое конструкции, именно:

лафет 8-дм. легкой мортиры (кап. Маркевича), по наружному виду, напоминает высокий осадный лафет 1878 г. (см. Крепостные и осадные Лафеты); он снабжен осью, на которою для стрельбы надеваются малые (боевые) колеса, а для похода – большие.

Лафет состоит из 2 станин листового железа; ребра их (верхние и нижние) скреплены угольниками, самые же станины соединены 3 поперечными связями, тоже листового железа, а в хоботе – клепанью.

Вверху лобовой части - боевые гнезда для цапф мортиры, с наметками.

В нижних вырезах станин утверждена подвязями железная ось.

К ней, для уменьшения вредного влияния выстрела на колеса, подвешены на обоймах 2 упорной рамки, которые до выстрела свободно качаются, не касаясь платформы; в момент же выстрела, когда платформа несколько осядет под колесами, рамки, опираясь на железную доску, прикрепленную под ними к платформе, принимают на себя весь удар.

Качание рамок ограничивается цепочками, связывающими их со Станком. Подъемный механизм – зубчатая дуга, прикрепленная к мортире, и система зубчатых колес на оси между Станком. На одном конце этой оси, снаружи лафета, насажен маховик; при посредстве его передается движение зубчатым колесам и дуге.

Для прикладывания прицельного угломера при горизонтальной наводке орудия служат особые упоры, приклепанные к передним частям станин.

Откат уменьшается гидравлическим компрессором, наполненным веретенным маслом. Для походного движения, в хоботовой части лафета имеется ящик, составляющий сиденье ездового. Там же укреплена доска с отверстием для шворня осадные передка.

Числовые данные:

Вес лафета без орудия и колес, но с компрессором

84 пд.

мортиры

70

пары малых колес

18

пары больших колес

21 ?

компрессора

10

передка без колес

18

передка с колесами

36

лафета с орудием и боевыми колесами

172

всей системы (лафет, орудие, передок, колеса)

211?

Полный откат при компрессоре

62 дм.

Угол возвышения мортиры на этом лафете

20 до 65°.

Лафет 9-дм. легкой мортиры (кап. Дурлахера) состоит из Станины, поворотной рамы и гидравлического компрессора.

Рама соединена со Станиной захватами и компрессором.

При стрельбе, лафет с рамою лежат на деревянном основании, и последовательнее, для обеспечения правильности вращения, снабжено особыми установочными частями.

В осадной артиллерии, при перевозке, лафет и рама соединяются с передком вилою, а к лафету прикреплена ось, на концы которой надеваются колеса.

Станок – 2 железные станины, скрепленные 3 наклонными и 2 горизонтальными связями: верхнею и нижнею.

К 1-й прикреплен шток компрессора. На верхних частях станин – ладыги, закрываемые цапфенныи наметками.

К Нижнем оконечностям станин, передним и задним, приклепаны железные щеки, а в них закреплены катки. Последние насажены на эксцентрические оси, на наружные концы которых надеваются рычаги, для постановки Станка на катки при откатывании его руками.

К нижним частям станин прикреплены железные полозки, коими лафет скользит по раме.

При откате от выстрела, Станок движется по раме на полозках до тех пор, пока задние катки не выйдут из её выемок; после того Станок становится на катки, и на них происходит дальнейший откат.

Подъемный механизм: ось с 2 шестеренками, которые сцепляются с зубчатой дугой, соединенною с мортирой; на правый конец оси, выходящий внаружу, насажен маховик.

Поворотная рама состоит из 2 железных брусьев 2-таврового сечения (см.), причем верхние поверхности их составляют с горизонтом угол около 4°.

В передней части брусья соединены досками, образующими коробку, которою рама опирается на поворотный круг деревянного основания.

Круг – 2 железных концентрических обруча, а в них вставлены оси, на которые надеты бочкообразные катки.

К нижней доске рамы прикреплена продольная доска с бронзовою шворневой воронкой, надеваемою на тумбу в основании (ось вращения системы).

На болте этой тумбы - контр-буфер из тарелочных пружин, для смягчения отраженного вертикального удара.

В передних оконечностях брусьев рамы укреплена подвязями походная ось, на которой, при перевозке, надеваются осадные колеса.

В задней части брусья соединены горизонтальными и вертикальными досками; в 1-й – шворневая воронка, посредством которой Станок с рамою надеваются, при перевозке, на шворень осадного передка. В задней части рамы – барабан (для откатывания Станка руками), ступенька для наводчика и катки, поддерживающие раму.

Там же – поворотный кран для подъема снарядов.

К левому брусу прикреплен механизм для поворота рамы в стороны, т. е. барабан с коническими шестернями, рукоятка, 2 блока и цепь.

Концы цепи огибают барабан спереди, а блоки – сзади и закрепляются на крюки сваек по сторонам платформы. При такой конструкции, цепь закреплена неподвижно. Для перемещения рамы, вращают помощью рукоятки барабан, причем цепь должна перекатываться; но т.к. она закреплена неподвижно, то увлекает барабан, а следовательно и раму, которая и вращается около переднего шворня.

Цилиндр компрессора соединен с рамою помощью муфты с цапфами; чрез него проходит шток с поршнем; конец штока соединен со Станком шарнирным болтом.

Числовые данные:

Вес Станка с походной осью

46 пд.

рамы без компрессора

110

компрессора

10

походной оси

7

походных колес

21

мортиры

100

передка с колесами

36

всей системы

330

Полный откат при компрессоре           

57 дм.

Угол возвышения мортиры на этом лафете

20 до 63°.

 

см. также: Крепостные и осадные лафеты.


Вернуться назад