Главная > "П" > Петров, Иван, казачий атаман, первый русский путешественник по Монголии и Китаю

Петров, Иван, казачий атаман, первый русский путешественник по Монголии и Китаю


22 октября 2012. Разместил: 996d67df0d686ca

Петров, Иван, казачий атаман, первый по времени русский путешественник по Монголии и Китаю.

Европа не имела прежде возможности сноситься с Китаем иначе, как по морю, ибо на суше ее отделяла от него обширная Сибирь, в то время малоизвестная. Даже Россия только тогда стала заводить сношения с Китаем, когда русские проникли в Сибирь, то есть в царствование Иоанна Грозного. По его повелению в 1567 году Иван Петров с товарищем своим Бурнашем Елычевым, снабженные царскими граматами к неизвестным народам, впервые отправлены были в Сибирь посмотреть неизвестные страны.

Перебравшись чрез Урал ("Каменный пояс»), путешественники добрались до Пекина и, побывав в улусах Черной (Западной) и Желтой (Восточной) Монголии, составили описание земель от Байкала до Корейского моря. Описание это для нас приобретает особенный интерес потому, что в нем заключаются первые сведения русских о своем будущем соседе, Описание это дает, однако, более сведений о Монголии, чем собственно о Китае. Отличаясь некоторою живостью в описании и при том достоверностью и характеристичностью в изображении нравов и жизни тех народов, с которыми приходилось сталкиваться путешественникам, описание служило, несомненно, предметом подражания для составителей подобного рода путешествий. Что составителем его был Иван Петров, а не его товарищ Елычев, ясно из самого текста ("а Бурнаш Яковлев Елычев сказал мне» и т. д.). Путешественник рассказывает и об озере Байкале, по которому "на 7 дней езду», в объезд же "на 12 дней езду конем», перечисляет всех тех князей, чрез владения которых им пришлось ехать упоминает и о женщине, владеющей Монголией, "указывающей по всем городами от нее они получили за её печатью проездную грамату, Благодаря которой они только и могли про икнуть в Китай. Описывает путешественник и Великую стену, отделяющую собственно Китай и весьма их изумившую, и китайские города за стеною, и, что важно в географическом отношении, точно обозначает, сколько требуется дней для переезда из одной местности в другую. Описывая свой путь чрев Монголию, Ив. Петров попутно заносил в свое описание вообще все, что привлекало их внимание. Упоминает он, например, о городских стенах со сводами в воротах, "как у русских градов», о кирпичных палата х с их росписью в виде различных трав и цветов, которые так понравились путешественникам, что "не хочется и вон идти». Останавливали их внимание и храмы монгольские "клинчатые» (т. е. не имеющие на кровле округлых форм) с "неведомо какими» зверями на крыше вместо крестов, и "болваны» (т. е. кумиры) с протянутыми руками, как бы для поклона ("как кланяются мунгальские люди»). К тому же Петров дает некоторые сведения о богослужении и пр. Но, разузнавая и все примечая, он не всему придает веру. У монгол, как он говорить, существует два патриарха (кутухты), пользующихся у них особым почтением (им "по их вере все цари покланяются»), но тут же он не верит слуху, что такой кутухта умер, а чрез 5 лет ожил. "То враки, что умер, да опять ожил» говорить автор. Есть у Ив. Петрова сведения и о монашестве, упоминает он и о земледелии, о виноделии и пр. Увидя Великую Стену, путешественники, естественно, поинтересовались узнать и об её предназначении. Сведения о китайских городах, правда, не столь обширны, но и здесь мы находим очень интересные данные, например, о сборщиках на храм, расхаживающих по рядам и позванивающих в деревянные колокольчики, чтобы на них обратили внимание. Рассказывает он и о городе — резиденции самого царя Тайбуна, и о торговле этого города.

До Богдыхана путешественники не были допущены за неимением у них подарков ("поминок»).

После посольства Петрова следующее было отправлено в 1618 году — Ив. Петелина (см.) и Пет. Казылова; в 1654 -1656 г.—посольство Ис. Байкова, своим упрямым характером едва не обострившего сношения с Китаем, в 1675 году — посольство Ник. Спафария, кажется первого из русских послов увидевшего Богдыхана.

Торговые сношения с Китаем завязались значительно позже только в 1668 г. отправлен был первый торговый русский караван и, наконец, в 1670 году впервые прибыли китайские купцы в русский город Нерчинск.


Вернуться назад