Главная > "П" > Погрузка и выгрузка на военных судах

Погрузка и выгрузка на военных судах


4 апреля 2013. Разместил: 996d67df0d686ca

ПОГРУЗКА и ВЫГРУЗКА значительных тяжестей производится на военных судах с помощью стрел, кранов и шлюпбалок, устанавливаемых на наружном борту корабля.

Шпор (нога) стрелы крепится чаще всего за вертикальный брус, вращающийся в 2 башмаках вместе со стрелой.

Такелаж стрелы составляют топенант, состоящий из постоянного шкентеля и талей, и бакштаги или оттяжки для поворачивания стрелы; шкентель проводится через блок на мачте или другом возвышенном месте, а тали выбираются на палубе. Для подъема груза служит гордень, проводимый через блок или шкив на ноке (конце) стрелы.

На фиг. 1 показана стрела, устанавливаемая на судах: подъемный гордень D и ходовой топенант E выбираются гидравлическим насосом, помещенным у самого шпора стрелы Н, постоянный топенант F служит для обычного уклона стрелы, башмак К укреплен на некоторой высоте от палубы или борта, сама стрела — стальная, полая, со шкивом для горденя и обухами для завалталей или бакштагов на ноке. Фиг. 2 изображает временную стрелу, устраиваемую судовыми средствами и состоящую из 2 крепких брусьев, ноки которых связываются накрест бензелем или найтовом, a шпоры устанавливаются в укрепляемых на борту башмаках.

Разнос между шпорами делается от 1/3 до ? длины стрел, а башмаки — таких размеров, чтобы распределить давление на несколько бимсов.

Строп верхнего блока подъемных талей кладется поверх связывающего бревна найтова, покрывается клетнем и парусиной.

Шпоры стрел удерживаются, кроме башмаков, нижними бакштагами D и шпор-талями, а верхушка стрелы — верхним бакштагом или топенантом, состоящим из шкентеля и талей. Смотря по расположению и назначению стрел, проводят 1 или 2 топенанта.

Для первоначального подъема временных стрел на гладкой палубе употребляют небольшие добавочные стрелы, с помощью которых ноки стрел поднимаются настолько, чтобы начали действовать верхние бакштаги. Натяжение последних тем больше, чем гориз-нее установлены стрелы и меньше угол между ними и топенантом. Иногда для подъема тяжестей между мачтами заводится особый шкентель т. наз. штаг-карнак, за который берутся подъемные тали.

На судах, особенно заграничной постройки, вместо стрел нередко употребляются краны, более устойчивые на волнении, вследствие зубчатой передачи.

Они (фиг. 3) устанавливаются обыкновенно позади дымовых труб (германские броненосцы) или между ними.

Благодаря стальным шарам, трение при поворотах почти незаметно.

Червяк D вращается штурвалом в ручную или лебедкой, которая служит и для выбирание подъемных талей.

Ходовой конец последних проведен через одношкивный блок Е, после чего он идет внутри крана (на роульсах) к барабану лебедки; подъем происходит со скоростью около 60 фт. в мин.

Устройство шлюпбалок см. в ст. Балка.

Для захвата тяжестей служат стропы из пенькового или стального троса (фиг. 4—6), покрываемого иногда клетнем.

Для подъема в море лошадей и скота делаются особые стропы из парусины (в 2 слоя), обшиваемой 3-дм. тросом (фиг. 7—8). Лошади завязывают глаза; но лучше специальный ящик из дерева, обитый железными полосами и выложенный внутри войлоком.

В поперечных стенках устраиваются 2 двери.

Скорсть подъема с лихтеров — до 30 лошадей в 1 ч.

На судне лошади устанавливаются поперек судна, головами внутрь, в стойлах, длина которых не д. превышать 7 фт., а шир. — 3 фт.

Стойла сооружаются из 4 съемных досок.

Помещение д. б. хорошо вентилируемо, иначе лошади не выдерживают и небольшой качки.

При перевозке английской кавалерии во время войны в Трансваале (1899—1901 гг.) смертность лошадей достигала в среднем 6,2%.

Подъем рогатого скота легче подъема лошадей, т. к. скот меньше бьется.

Быков грузят иногда заводя специальные стропы за рога, но этот способ причиняет животным мучение.

Подъем угля — см. Уголь.


Вернуться назад