Главная > "Е" > ЕВЛОГИЙ Георгиевский, митрополит

ЕВЛОГИЙ Георгиевский, митрополит


22 апреля 2013. Разместил: imha

ЕВЛОГИЙ Георгиевский (в миру Георгиевский Александр Семенович) (10.4.1868, с. Сомово, Одоевского у., Тульской губ. - 8.8.1946, Париж) - церковный и общественный деятель. ЕВЛОГИЙ родился в семье бедного приходского священника. В 1877-82 учился в Белевском духовном училище, а в 1882-88 в Тульской духовной семинарии. В это время он увлекся литературой, библеистикой, вопросами морали, пастырства, помимо официальных занятий изучал труды епископа Феофана Затворника, И.Янышева, духовно-богословские журналы, часто приезжал в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому, который благословил его, несмотря на нежелание родных, на обучение в Московской духовной академии. Во время обучения в академии ЕВЛОГИЙ находился под духовным влиянием ее ректора - архимандрита Антония Храповицкого. В 1895 постригся в монашество, в сане иеромонаха стал преподавателем Тульской семинарии.

В 1895-97 работал инспектором Владимирской духовной семинарии, затем посвящен в сан архимандрита и назначен ректором Холмской семинарии в Галиции - уездном городе с польско-еврейским населением и сложной религиозной жизнью (частыми православно-униатскими конфликтами). В 1902 назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии; стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции. После выхода 17.4.1905 указа о свободе совести - ведущий деятель сопротивления католической экспансии на Холмщине, где вероисповедная распря тесно переплеталась с национальной, а экономическое воздействие католиков соседствовало с практикой открытого насилия. Лично ходатайствуя перед императором и обер-прокурором Синода К.Победоносцевым, добился выделения Люблинской и Седлецкой епархий в самостоятельную Холмскую епархию; был назначен ее епископом.

Во время революционных событий 1905 ЕВЛОГИЙ противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций; разрабатывал проект выделения Холмщины в самостоятельную губернию, который не нашел поддержки у С. Витте, но безусловно приветствовался П. Столыпиным.

В 1907 избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной думы, примыкал к фракции националистов, выступая как против смертной казни, так и против террора, захлестнувшего империю, а также за радикальную земельную реформу на Холмщине, направленную против малоземелья и жестокой эксплуатации местных крестьян польскими магнатами. В 1912 стал архиепископом Холмским. В 1914 назначен архиепископом Волынским. С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях. После Февральской революции и отречения императора ЕВЛОГИЙ подвергался травле как "черносотенец" и "старорежимник" со стороны т.н. "социал-диаконов" и "социал-псаломщиков" низшего холмского духовенства. Тем не менее созванный епархиальный съезд Холмщины высказал полную поддержку своему архиерею.

Летом 1917 принял участие в работе открывшегося в Москве Всероссийского Предсоборного присутствия (в числе семи архиереев по выбору). 16 августа после литургии состоялось открытие Церковного Собора (в храме Христа Спасителя). ЕВЛОГИЙ был избран председателем отдела "Богослужения, проповедничества и церковного искусства"; непосредственно он занимался выработкой богослужебного устава. Однако его проект реформ в этой области не получил одобрения председателя Соборного президиума митрополита Тихона (Белавина), который хотел сближения церкви со старообрядцами, не допускавшими никаких изменений в этой области. 5.11.1917 состоялось избрание патриарха. Накануне ЕВЛОГИЙ совершал службу в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, где молились члены Собора. 13 ноября по благословению патриарха Тихона он совершил заупокойную службу по убитым большевиками юнкерам. После интронизации патриарха в числе прочих был выбран в члены Патриаршего Синода.

После окончания сессии Собора ЕВЛОГИЙ отправился в Киев и принял участие в борьбе за "единую и неделимую Русскую Церковь" против украинских автокефалистов. После занятия Киева Петлюрой он вместе с митрополитом Антонием был арестован в Киево-Печерской Лавре и в сопровождении католического патера депортирован в униатский базиликанский монастырь в городе Баучаг, в который затем были перепровождены и другие арестованные православные клирики и архиереи. После поражения украинских сепаратистов ЕВЛОГИЙ и митрополит Антоний были вновь арестованы уже польской властью и отправлены во Львов; определены на поселение к известнейшему униатскому деятелю митрополиту Андрею Шептицкому, который не только радушно принял русских архиереев, но и приложил немало усилий для их освобождения. По его совету и при его участии они составили и передали через французского агента во Львове петицию премьер-министру Франции Ж. Клемансо с просьбой о своем освобождении. Получив свободу, они были через Буковину и Константинополь переправлены в августе 1919 к генералу Деникину в Екатеринодар.

После непродолжительного пребывания в разных городах Юга России ЕВЛОГИЙ, ввиду развернувшегося наступления большевиков, эмигрировал на корабле "Иртыш" в Константинополь, затем переехал в Белград и, наконец, обосновывался в городе Сермские Карловцы; испросил согласия сербского патриарха на переезд сюда Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с митрополитом Антонием.

В 1920 ВЦУ назначило ЕВЛОГИЙ управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами на правах епархиального архиерея (решение утверждено патриархом Тихоном). ЕВЛОГИЙ занялся организацией церковной жизни во вверенных ему приходах, принял участие в экуменической Женевской конференции, организованной американской епископальной церковью.

В мае 1921 на объединительном съезде русских монархистов в Рейхенгалле (Германия) он вошел в Высший монархический совет, а позднее был избран заместителем председателя совета. Осенью 1921 ЕВЛОГИЙ принял участие в работе Всезагранич-ного Церковного Собора в Карловцах, на котором, несмотря на монархические воззрения, выступил сторонником полного отделения эмигрантской церкви от политических воззваний и отказался подписать промонархическое воззвание Собора.

17.1.1922 указом патриарха Тихона возведен в сан митрополита, а 22 мая получил патриарший указ о расформировании ВЦУ ввиду его политических деклараций и подчинении всех зарубежных приходов ЕВЛОГИЙ под временную юрисдикцию патриарха при поручении представить соображения о порядке управления названными церквами.

В 1923 с согласия ЕВЛОГИЙ был принят новый устав Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), передававший основные полномочия по управлению зарубежной церкви Собору и архиерейскому Синоду РПЦЗ. Тем не менее в 1924 ЕВЛОГИЙ заявил, что признает за Собором лишь "моральное", а не судебно-административное право в отношении себя. Он также оповестил о непризнании "Карловацкого учреждения" законной канонической властью над своей епархией. Данные действия были восприняты большинством русских архиереев за границей как раскол Зарубежной церкви. В 1927 они прервали общение с ЕВЛОГИЙ и временно запретили ему совершать священнослужение. Это решение он также отказался признать, В том же году ЕВЛОГИЙ и его духовенство приняло требование митрополита Сергия (Страгородского) дать подписку о "лояльности" советской власти, правда с оговоркой, что термин "лояльность" означает аполитичность. Это вызвало массу протестов со стороны видных деятелей российской эмиграции, в том числе и барона Врангеля, и одновременно привлекло к ЕВЛОГИЙ целый ряд левых и либерально мыслящих эмигрантских философов.

Несмотря на обещание "лояльности", в 1930 ЕВЛОГИЙ принял участие в Лондоне (по приглашению архиепископа Кентерберийского) в молениях о страждущей Русской церкви и 11 июля этого года был уволен митрополитом Сергием от управления Русской церковью в Западной Европе. Будучи "запрещенным" как Москвой, так и "карловцами", ЕВЛОГИЙ обратился за помощью в Константинополь, перешел под юрисдикцию Вселенского патриарха. Даже после личного примирения с митрополитом Антонием в 1934 и непосредственного участия в попытках объединить русскую церковную диаспору сербского патриарха Варнавы ЕВЛОГИЙ и созванное им епархиальное собрание западноевропейской епархии отказалось подписать в 1935 компромиссное решение о церковном единстве.

С начала 2-й мировой войны и оккупации Европы немецкие власти делали попытки переподчинить приходы ЕВЛОГИЙ "правому" архиерейскому Синоду РПЦЗ. Во время оккупации Парижа ЕВЛОГИЙ, возмущаясь геноцидом евреев, в своих проповедях говорил на общехристианские темы веры и благочестия. Отечественную войну ЕВЛОГИЙ переживал как "всенародный подвиг спасения Родины". Патриотические настроения привели его к мысли о возвращении в юрисдикцию Московской патриархии. Осенью 1945 он написал ходатайство о воссоединении с Московским патриархатом и 11.9.1945 получил соответствующий Указ патриарха Алексия (Симан-ского). Одновременно он дважды обращался в Константинополь с просьбой о разрешении вернуться в юрисдикцию Московской патриархии; ответа из Константинополя не последовало, и поэтому он до конца жизни оставался и именовался экзархом Вселенского патриарха. В то же время и Московский патриархат считал его своим экзархом. "Уклон" ЕВЛОГИЙ к Москве вызвал упорное сопротивление его паствы, не разделявшей отношение своего иерарха к "советской церкви". В последние месяцы жизни ЕВЛОГИЙ также испытывал разочарование от реальных контактов с представителями Московской патриархии.

ЕВЛОГИЙ был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В его отпевании и похоронах принимали участие представители всех ветвей русского православия за границей, а также представители Московской патриархии. После смерти ЕВЛОГИЙ некоторые его приходы перешли под юрисдикцию Москвы, основная же часть остается в подчинении Константинополя. В настоящее время это - небольшое русское викариатство Константинопольского патриарха с центром в Париже.

В историю русского православного зарубежья ЕВЛОГИЙ вошел как "собиратель" либерально-философского направления русской церковной мысли. Под его юрисдикцией находились практически все деятели т.н. "русского религиозного возрождения": о. Сергий Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский, Г. Федотов, А. Карташев, Г. Флоровский, В. Зеньковский, П. Струве и др., которым импонировала аполитичность и "либерализм" митрополита. Он являлся создателем Парижского Богословского института, первого высшего духовного заведения русской эмиграции, профессорами которого являлись самые известные ученые, философы и богословы зарубежья. При его непосредственном участии было организовано т.н. "Христианское движение", объединившее русскую религиозную молодежь, находившуюся под духовным влиянием и пользующуюся материальной поддержкой Всемирного христианского союза молодых людей (поэтому движение не было принято православными традиционалистами, видевшими в нем влияние "жидо-масонов"). Из движения вышло знаменитое братство "Православное дело", созданное известнейшей русской монахиней и поэтессой, матерью Марией (Скобцовой), погибшей в гитлеровских лагерях.

ЕВЛОГИЙ - основатель новых храмов и приходов во Франции (в том числе знаменитого Сергиевского Подворья), в Германии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Норвегии и Швейцарии. Он также известен активной экуменической деятельностью, в частности, участием в Женевской конференции христианских вероисповеданий (1920), Ламбетской (1930), Лозанской (1927), Эдинбургской (1937), а также ряда др. экуменических конференций, положивших начало созданию Всемирного совета церквей.

Соч.: Путь моей жизни. Париж, 1947.


Вернуться назад