Главная > "А" > Адам, Зерникав

Адам, Зерникав


22 августа 2014. Разместил: 996d67df0d686ca

Адам (Зерникав), православный богослов и монах Киево-Печерской лавры, писатель, родился в Кенигсберге, 11 (21) сентября 1652 года, умер в лавре, в 1693 или 1694 году.

Отец его — голштинец, золотых дел мастер, славянин по происхождению, мать—немка, урожденная Фамм, дочь кенигсбергского золотых дел мастера.

Зерникав — онемеченное славянское прозвание Черников — отнюдь не означает Черниговца.

После смерти в 1658 г. своего отца, Адам воспитывался у второго мужа матери, золотых дел мастера Я. Гофмана; со смертью матери (1666 г.), Адам хотел оставить школу, но, видя его успехи, учителя убедили Зерникава продолжать курс, а затем поступить и в Альбертинскую академию.

Здесь Адам слушал право, политику, медицину и, главным образом, богословие, под руководством ученейших профессоров Дрейера и Зедлера в 1669-1672 гг.

Дрейер, будучи протестантом, учил уважать авторитет одной восточной церкви, а также соборов и Св. отцов. В Альбертинской академии Зерникав прочитал, написанное в Гельмштадте Митрофаном Критопулом, "Исповедание веры Восточной церкви» — и оно произвело на него глубокое впечатление.

Окончив курс академии, Адам занялся изучением римского права в Иене (с 2 июня н.ст. 1673 г ), и раздумывая, какую бы выбрать карьеру, остановился на мысли ехать в Россию, "которая тогда не имела наук, но много благоприятствовала искусствам, как говорит Адам в своей автобиографии.

С целью быть полезным в России, он, кроме римского права, занялся математическими и военными науками, читая в то же время с увлечением и отцов восточной церкви, в собрании книг одного лютеранского пастора. Узнав, что в Оксфорде находятся во множестве творения отцов церкви, как в рукописях, так и в отдельных изданиях, Адам поехал в 1677 году в Англию, в 1678 г. переехал в Париж и в следующем году предпринял путешествие в Италию. Отсюда, через Вену и Варшаву, он проехал в Вильно, где прожил зиму.

В 1680 году Адам явился в Чернигов к знаменитому Лазарю Барановичу, к которому имел рекомендательное письмо. Преосвященному открыл он свое намерение присоединиться к православию и ехать в Москву. Но архипастырь советовал прежде изучить русский язык; узнав же, что Адам изучал и военные науки, рекомендовал его гетману, с целью удержать в Малороссии.

О соединении с православною церковью преосвященный даже настаивал и, в видах отречения от лютеранства, Адам написал опровержение догматов протестантства, как исповедание веры своей. При этом, он составил и опровержение доводов поляка Цеховского о происхождении Св. Духа, что сильно и давно уже занимало ум Адама; кроме того, в это время он обработал трактат "О крещении». Писал еще Адам записки политического содержания.

20 сентября 1680 г., присоединен преосвященным Лазарем к православию, причем произнес при священнодействии символ веры по латыни.

Уже православным, прибыл Адам в Киев, где, настоятель лавры, архимандрит Иннокентий Гизель, был тоже обратившийся в православие протестант. Адам сблизился с ним и, воротясь в Чернигов, отправился оттуда с Димитрием, потом святым Ростовским в Батурин, где представлялся гетману, уговорившему его вступить к себе в службу.

С 9 января 1681 г. Адам поселился в Батурине и, в ожидании летней кампании, могущей угрожать Батурину, составил проект укрепления его по правилам фортификации. Затем, он думал ехать в Москву служить царю Федору Алексеевичу, но смерть этого государя разрушила мечты Адама.

Тем не менее, в 1683 году Адам был в Москве, с 6 февраля по 14 марта, и из виденного там вывел заключение, что поправить к лучшему положение свое службою в России не удастся.

Потерпев неудачу, он написал в виде исповеди, дошедшую до нас "Автобиографическую записку» и постригся в монахи.

Это совершилось, вероятно, осенью 1683 г., потому что автобиография оканчивается 21 сентября этого же года.

Записка эта была оставлена без внимания в конце XVIII в. и список её, найденный недавно, напечатан в переводе в  "Трудах киевской духовной академии», 1860 г., 3 кн., стр. 173—204.


Вернуться назад