БАЯН, крейсер 1-го ранга
„БАЯН", броненосный крейсер 1-го ранга, построенный в Тулоне на заводе Forges et Chantiers de la Mediterranee в 1899—1902 гг., водоизмещением 7 726 тонн, длина 443 фт., шир. 57 фт., углубленность 21 ? фт., 2 машины в 16.500 индикаторных сил, 26 котлов Бельвиля, ход 21 узел, запас угля 750—1.100 тоин, броня от 2% до 8 дм., артиллерия: 2 орудия 8-дм. в башнях, 8 орудий 6-дм., 20 орудий 75-мм и 10 мелких скорострельных орудий.
Послаеный на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана, Баян вместе с броненосцем Цесаревич пришел в Порт-Артур 19 ноября 1903 .
В бою 27 января Баян первый бросился на японскую эскадру и открыл с расстояния 29 кабельтовых огонь по японскому флагманскому броненосцу, постепенно перенося его на другие корабли и сближаясь до 18 кабельтовых.
В это время эскадра наша успела построиться, и Баян, чтобы не мешать ей, повернул и вступил на свое место в строю.
Потери крейсера были: убитых 6 нижних чинов и ранено 2 офицера и 33 нижних чина, 10 пробоин от снарядов 6-дм. и высших калибров, повреждены три 75-мм орудия и 4 котла. Несмотря на это, крейсер оставался в охранной цепи в море до утра 29 января, когда вошел на внутренний рейд и занялся починкой своих повреждений.
12 февраля Баян с другими крейсерами вышел для разведки и розыска 2 наших миноносцев, но в это время появились японские главные силы и вступили в бой с нашими крейсерами: последние, оставаясь под защитой укреплений, до тех пор отвлекали внимание неприятеля, пока 1 из разыскиваемых миноносцев не проскочил в Порт-Артур, а другой ушел в Голубиную бухту.
16 и 31 марта крейсер выходил на помощь миноносцу Страшный, с которого ему удалось спасти только 5 человек, вступив для этого в бой с 2 броненосными и 4 легкими крейсерами.
По соединении с эскадрой Баян снова вступил в бой, который пришлось прекратить, в виду появления главных сил неприятеля; затем последовала гибель Петропавловска с адиралом Макаровым.
10 июня Баян выходил с эскадрой и принял участие в отражении минных атак.
13 и 14 июля Баян вместе с другими крейсерами и лодками обстреливал японские позиции из бухты Тахэ во время боя за Зеленые горы и имел бой с подошедшими японскими судами.
При возвращении в Порт-Артур 14 июля Баян взорвался на мине заграждения и получил пробоину, вследствие которой должен был войти в док и потому не мог принять участия в главном бою нашей эскадры с японским флотом 28 июня, у Шантунга.
Из дока Баян вышел только 22 августа, но продолжал чиниться, когда 27 сентября 11-дм снарядом ему разбило правую машину. Со взятием Высокой Горы после двухдневной бомбардировки 25 и 26 ноября Баян был разбит неприятельскими снарядами и затонул в восточном бассейне.
Кроме морских боев, команда Баяна принимала участие в береговых делах: 22 сентября при отбитии у японцев Сигнальной горки, в ночь на 14 ноября при выбитии японцев, ворвавшихся на Курганную батарею, и с 18 по 22 ноября при защите Высокой Горы.
Много людей погибло при взрыве укрепления № 3 и при отбитии штурмов в последние дни Большого Орлиного Гнезда. Из 515 человек команды убито и умерло 75, раненых было около 200, офицеров убитых не было, из 20 ранено 9.
С начала войны до 24 августа крейсером командовал капитан 1-го ранга Вирен, получивший за бой 31 марта орден св. Георгия 4-й ст.
После него до конца осады командующим был капитан 2-го ранга Иванов 6-й.
В ночь на 26 декабря Баян был взорван 5 зарядными отделениями мин Уайтхеда и несколькими подрывными патронами. Орудия, остававшиеся на нем, испорчены, замки выброшены в воду.
Несмотря на значительные повреждения от взрывов, он поднят японцами и по исправлении, стоившем около 1 ? миллионов рублей, зачислен в японский флот под именем Азо; в настоящее время крейсер плавает в качестве учебного судна для японских гардемарин.
Источник: Архив русско-японской войны морского генерального штаба.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!