СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ. ЧЕРЕП И КОСТИ В РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СИМВОЛИКЕ.
Вольфганг Акунов
СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ. ЧЕРЕП И КОСТИ В РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СИМВОЛИКЕ.
Посвящается моим соратникам-белогвардейцам по Московскому Корпусу ВИК ВООПиК.
Автору представляется необходимым сказать несколько слов по поводу широко известной эмблемы "череп и кости", одного из древнейших символов в истории человечества, носящего, тем не менее, в глазах многих наших соотечественников и современников, дезориентированных злонамеренной пропагандой или же попросту страдающих от недостатка элементарных знаний, достаточно одиозный и зловещий характер.
В 1999 году, в преддверии "Миллениума", в смоленском издательстве "Русич", в серии "Мир в войнах", вышел перевод книги английского автора Г. Уильямсона "СС – инструмент террора". Уважаемый автор предисловия к русскому изданию книги об "Ордене под мёртвой головой", М. Рабинович, счел необходимым подчеркнуть:
"Кошмарный сон оборачивается явью: юнцы и пенсионеры в... форме, украшенной самым зловещим из символов, известных в истории, снова маршируют и в Центральной Европе, и в Прибалтике, и – верить ли своим глазам? – в России".
Между тем, символ "мёртвой головы", то есть "череп и кости", несравненно более древний, чем СС и чем породивший эти самые СС германский национал-социализм, отнюдь не является каким-то исключительным изобретением разработчиков нацистской и протонацистской символики Достаточно вспомнить пример из сравнительно недавнего прошлого, ставший почти хрестоматийным. В бесчисленном множестве мемуаров советских времен ушедшие на покой участники гражданской войны 1936-1939 годов в Испании вспоминали одно и то же. Вот испанским республиканцам демонстрируют "культовый" советский фильм "братьев" Васильевых "Чапаев". Наступает кульминационная сцена – "психическая атака" русских белых офицеров-"ударников" под чёрным знаменем с белым черепом и костями – и вот заполнившие кинозал испанские республиканцы начинают с криками: "Фашисты!" палить в экран изо всех стволов.
Совершенно ясно, что для советского и – шире – большевицкого и вообще "левого" сознания той далёкой эпохи "череп и кости» однозначно символизировали абсолютное зло. Поэтому нет ничего удивительного в том, что советское сознание невольно (или вольно) ассоциировало русских "фашистов"-белогвардейцев с немецкими "фашистами"-эсэсовцами. Общий стиль распознавался сразу, пусть даже на подсознательном уровне. Как сейчас помню эпизод из купленной мне родителями в далеком детстве в Феодосии книжки "Витя Коробков, пионер-партизан" (фамилию автора, к сожалению, память не сохранила), где описывалось, как из немецкой автомашины "выскочил долговязый офицер с черепом на рукаве. "Эсэсовцы!" - пронеслось в мозгу у Вити..." - хотя череп на рукаве носили русские "корниловцы" и прочие "ударники чапаевских времен", эсэсовцы же (кроме чинов частей "Мертвая голова", охранявших концентрационные лагеря) носили череп на головных уборах, а на рукаве – не череп, а орла со свастикой-коловратом в когтях!
Со временем дело зашло так далеко, что в книге очерков по истории России (для иностранцев) "Истоки истории" (Москва, Высшая школа, 1989 г.), вышедшей из-под пера ныне покойного профессора Н.Н. Яковлева (того самого, которому ныне покойный академик А.Д. Сахаров прилюдно влепил пощёчину за нелестные отзывы о своей жене в другой книге того же профессора, "ЦРУ против СССР"), даже тевтонские рыцари (!) в битве на Чудском озере (в 1242 году!) выступают под "чёрным знаменем с белым черепом и костями"! Настолько символ черепа с костями в эпоху "развитого социализма" стал ассоциироваться в советском сознании с чем-то изначально враждебным и чуждым, став своего рода "антисимволом".
Между тем, череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, то есть разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, отнюдь не являясь, вопреки широко распространенному заблуждению, символом устрашения, разрушения и смерти.
Этот мрачный смысл вкладывался в него, как мы увидим далее, только анархистами и большевиками в период Октябрьского переворота, последующего периода "красного террора" и гражданской войны 1917-1922 годов в России.
Не случайно большевицкий литератор Артём Весёлый (в период сталинской "Большой Чистки" сам попавший под "Красное колесо", которое так усердно помогал крутить в кровавые годы российской Смуты - отлились кошке мышкины слёзки!), живописуя революционный разгул в принесшем ему известность романе-хронике "Россия, кровью умытая", писал: "В станицу отряд входил под черным знаменем, на котором светлыми шелками были вытканы скрещенные кости, череп, восходящее – похожее на петушиный гребешок – солнце и большими глазастыми буквами грозные слова: СПАСЕНЬЯ НЕТ. КАПИТАЛ ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ".
Символ "череп и кости" пользовался широчайшим распространением как раз в России со времен крещения древней Руси Святым Равноапостольным князем Владимиром, если не раньше. В этом проще простого убедиться, зайдя в любой христианский храм (причём даже не обязательно в православную церковь - западные летописцы засвидетельствовали существование в 1176 году в Иерусалиме духовно-рыцарского Ордена Благой Смерти, члены которого носили поверх доспехов чёрные плащи с белым черепом и костями на правом плече!), где, рассмотрев повнимательнее изображения на Распятии, мы почти всегда увидим в основании Голгофского креста этот самый "зловещий" символ – череп и кости.
Дело в том, что, по христианскому Священному преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божьим выбрано как раз там, где покоились бренные останки, то есть череп и кости, прародителя рода человеческого – Адама. Поэтому Голгофа (в переводе с арамейского языка – "Лысый череп") именуется еще Краниевским (в переводе с греческого буквально "черепным"), или Лобным, местом.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.