БИРИЛЕВ, Алексей Алексеевич
БИРИЛЕВ, Алексей Алексеевич, адмирал, член Государственного Совета, родился 16 марта 1844 г., во флот поступил юнкером в 1859 г., службу провел в Балтийском флоте, дважды совершил кругосветное плаванье (1859-65 гг. и в 1869-72 гг.).
Командовал многими судами во внутренних и в заграничных плаваниях.
Адмирал А.А. Бирилев |
Русско-японская война застала Бирилева в должности старшего флагмана Балтийского флота. С отъездом адмирала Макарова на театр военных действий Бирилев был назначен на его место главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором г. Кронштадта (19 февраля 1904 г.), а с 10 мая того же года главным командиром Балтийского флота и начальником морской обороны Балтийского кого моря.
Вместе с этим назначением на него была возложена задача по вооружению, подготовке и снабжению отправляемых на войну эскадр адмирала Рожественского и Небогатова.
Наспех импровизованные, эти эскадры были снабжены и укомплектованы так же наспех и случайно. В виду приближения наших эскадр к театру военных действий и указаний адмирала Рожественского на болезненное свое состояние, Бирилев был назначен 8 мая 1905 г. командующим флотом Тихого океана и прибыл во Владивосток, но после Цусимского боя и гибели в нем русского флота, возвращен в Петербурт и назначен 29 июня 1905 г. морским министром.
Бирилевым были указаны, разработанные при непосредственном его участии, основания для воссоздания флота, реорганизации центральных управлений морского министерства, прохождения службы офицерами и выработки будущей программы судостроения. Намеченные реформы не были связаны руководящей идеей, не имели определенного плана выполнения и носили лишь частичный характер.
Поставленная морскому ведомству задача организовать оборону наших берегов, не создавая линейного флота, постройка которого отлагалась на неопределенное будущее, была по существу своему неверна и только замедлила возрождение нашей морской силы. Тем не менее, бесспорная любовь Бирилева к родному флоту, печальное состояние которого он глубоко чувствовал, его живость, энергия и добрые намерения не остались совсем без результата.
За время его управления морским министерством были сделаны попытки к омоложению командного состава флота (рескрипт от 18 сент. 1905 г.), положены основания службы морского генерального штаба (рескрипт 6 ноября 1905 г.), увеличена продолжительность плавания, организована постоянная служба и жизнь на судах флота круглый год, восстановлено звание корабельных гардемарин с возобновлением для них заграничных плаваний (рескрипт 24 апр. 1906 г.), сокращен срок службы нижних чинов до 5 лет и т. п.
Полезные мероприятия эти парализовались отчасти событиями 1905-07 гг., рядом военных бунтов и полным упадком дисциплины во флоте, главным же образом, потребностью не в частных, а в одной общей, коренной реформе морского ведомства.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!