БЛОКАДА МОРСКАЯ
БЛОКАДА МОРСКАЯ. Когда один из воюющих приобрел господство над морем, или считает, что оно принадлежит ему, то он прекращает морское сообщения противника, обявляя Блокаду его берегов или некоторых наиболее важных их точек.
Блокада означает запрещение всем военным и коммерческим судам нейтральных держав входа или выхода в заблокированный порт, залив или вообще участок побережья, для каких бы то ни было целей, и является одним из наиболее употребительных средств эксплуатации приобретенного господства на море.
Нейтральные коммерческие суда, в случае попытки войти или выйти из блокированого места, считаются блокадо-прорывателями и подлежат, по общепризнанному праву морской войны, захвату, как призы; прорыв Блокады нейтральным военным судном был бы несомненно актом нарушения нейтралитета, со всеми возможными его последствиями.
Таким образом, Блокада затрагивает интересы не только воюющих, но и нейтральных держав, закрывая судам их общение с берегами блокированного государства.
В XVII и XVIII столетиях, когда захватам торговых судов противника и нейтральных стран придавалось значение не только подрыва неприятельской торговли, но и способа приобретения денежных средств за счет противника, морские державы стремились расширить понятие Блокады, распространяя право захвата на все вообще нейтральные коммерческие суда, шедшие от или к неприятельским берегам, или хотя бы колониям, вблизи которых никаких военных действий даже и не происходило.
С этой целью Блокада объявлялась не только тем воюющим, который приобретал господство над морем, но и тем, который не имел почти возможности его оспаривать; в конце концов дело доходило до того, что оба воюющих объявляли блокированными все берега противника с началом войны, не приступая еще к каким-либо морским операциям. Так было, например, во время войн Франции с Англией.
Такое положение не могло быть, конечно, терпимо, и вопрос о Блокаде получил, наконец, правильное разрешение в известной Парижской декларации 1856 г., которая в настоящее время признается всеми цивилизованными народами. Эта декларация устанавливает, что для создания связанных с нею правовых последствий Блокада должна быть действительной, а не фиктивной, т.-е. она должна поддерживаться достаточным числом военных судов, расположенных на таком друг от друга расстоянии, чтобы прорыв представлял явный риск для прорывающегося судна; установление БЛОКАДЫ должно быть объявлено надлежащими морскими начальниками и правительствами воюющих, с указанием точных границ блокированной зоны.
Установив зависимость правового понятия БЛОКАДЫ от фактических признаков ее содержания, Парижская декларация связала БЛОКАДУ с вопросом о военной контрабанде, непосредственно из нее вытекающим. Если, с одной стороны, нельзя действительно считать блокадо-прорывателем и на этом основании захватывать всякое нейтральное судно, идущее от берегов или к берегам неприятеля, когда БЛОКАДА установлена только на бумаге, то, с другой стороны, невозможно мириться и с таким положением, когда без всякого риска и страха нейтральные суда будут подвозить морем воюющему предметы военного снабжения: оружие, порох, снаряды и т. п.
Когда в БЛОКАДЕ объявлялись все берега противника, этот вопрос не мог конечно, и возникнуть, но когда фиктивная БЛОКАДА была признана недействительной, то надо было принять какие-нибудь меры против беспрепятственного подвоза морем военных припасов;
для этого было установлено понятие военной контрабанды, основные положения которого изложены также в Парижской декларации.
БЛОКАДА и военная контрабанда – два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Рассматривая БЛОКАДУ, как специальную военно-морскую операцию, необходимо различать два главных случая:
1) когда блокируется определенная часть побережья и
2) когда блокируется в каком-либо месте сила противника, или часть ее.
Первый случай представляет собою простое использование приобретенного господства на море, не требующее для своего осуществления значительных сил даже при значительном протяжении блокированного побережья, т. к. останавливать и захватывать приходится только коммерческие суда; поэтому, даже малое судно, например, миноносец, вполне может справиться с такой задачей, а несколько их и подавно.
Иначе решался вопрос, когда целью БЛОКАДЫ является изолирование данной части морской силы противника, пресечение ей возможности выйти в море. В этом случае нужны уже значительные силы, не меньшие тех, которые заблокированы, дабы, в случае попытки к прорыву, блокирующий мог вступить в открытый бой.
Обстоятельства складываются иногда так, что для установления подобной БЛОКАДЫ приходилось привлекать даже главные силы флота, т.-е. линейные корабли и броненосные крейсеры. Вся операция располагается в этом случае таким образом, что главные силы флота не держатся на блокируемой линии, а находятся где-нибудь поблизости от нее, по возможности даже на якоре; в блокадную же линию выдвигаются обыкновенно одни эскадренные миноносцы и легкие крейсеры для их поддержки, и за этой завесой располагаются уже главные силы блокирующего. Беспроволочный телеграф значительно облегчает эти операции, позволяя отодвинуть главные силы блокирующего на расстояние сравнительной безопасности от минных атак неприятеля. Чтобы затруднить прорывы заблокированному флоту, а также возможность действия минными судами, в последнее время стали прибегать к особому приему: блокирующий забрасывает блокируемую зону минами, не позволяя блокированному их вылавливать или уничтожать. Способ этот, впервые примененный адмиралом Того при БЛОКАДЕ в Порт-Артуре нашей эскадры в 1904 г., дал блестящие результаты: бороться с таким засорением моря, когда неприятель не скупится на мины и постоянно подбрасывает их, чрезвычайно трудно, а БЛОКАДА становится при этом весьма реальной и действительной. Вероятно, этот прием будет широко применяться и в будущих морских войнах. Конечно, условием применения этого способа является хотя бы относительная безопасность нейтральной торговли, и, например, в Английском канале засорение берегов минами могло бы вызвать невыгодный для блокирующего политические осложнения.
Одним из лучших примеров, является БЛОКАДА японским флотом нашей эскадры в Порт-Артуре, установленная после гибели броненосца Петропавловск в апреле месяце и поддерживавшаяся до сдачи крепости 19 декабря 1904 г.
БЛОКАДА по международному праву (на начало XX века). Определение упомянутой Парижской декларацией 1856 г. оставалось до последнего времени единственным постановлением положительного международного права о БЛОКАДАХ. Но провозглашение лишь общего руководящего принципа был недостаточно для разрешения различных случаев при применении БЛОКАДЫ.
Международная практика, литература и законодательные постановления отдельных государств, помимо принципа действительности, выдвигали и другие требования, которым должна удовлетворять БЛОКАДА для того, чтобы признаваться обязательной для нейтральных. Однако, только на Лондонской морской конференции 1908-09 гг., занимавшейся определением общепризнанных начал международного права во время морской войны, были выработаны подробные международные правила о БЛОКАДЕ.
Для того, чтобы быть обязательною для нейтральных стран, БЛОКАДА должна удовлетворять 3-м условиям:
1) она должна быть действительна,
2) объявлена и
3) оповещена (ст.ст. 2 и 8).
Вопрос о действительности БЛОКАДЫ есть вопрос факта, - все зависит от фактических обстоятельств данного случая и от условий блокируемого места.
Объявление БЛОКАДЫ может быть сделано или правительством блокирующей державы, или начальником, имеющим полномочие объявлять БЛОКАДУ от имени своего правительства.
Лондонская декларация имеет в виду только БЛОКАДУ во время войны, т.-е. смотрит на БЛОКАДУ исключительно как на военную операцию, и поэтому ее постановления ни в чем не касаются так называемой мирной БЛОКАДЫ.
Мирная БЛОКАДА применяется во время мира. Одно государство, не объявляя войны другому, блокирует его берега. Будучи одним из видов репрессалий, мирная БЛОКАДА служит средством воздействия с целью принудить другое государство сделать требуемую уступку. По существу дела мирная БЛОКАДА может применяться лишь по отношению к сравнительно слабым государствам, которые не в состоянии ответить силою. Поэтому в литературе международного права вопрос о мирной БЛОКАДЕ спорный.
Одни писатели совершенно ее осуждают (Гесснер, Гефкен, Мартенс, Отфейль, Фошиль, Прадье-Фодера); наоборот, другие ее защищают (Бульмеринк, Влюнчли, Гефтер, Кальво, Коши, Перельс), исходя из того, что с помощью мирной БЛОКАДЫ можно разрешить международное несогласие без пролития крови. На практике мирная БЛОКАДА применялась довольно часто, но никаких международных договорных постановлений о ней не существует.
Мирная БЛОКАДА, конечно, годится лишь в некоторых случаях, когда, в зависимости от обстоятельств, она может привести к мирному разрешению возникшего международного осложнения. Первый пример мирной БЛОКАДЫ был подан в 1827 г., когда Россия, Франция и Англия блокировали греческие берега с целью принудить армию Ибрагим-паши прекратить преследование греков.
Этот случай, впрочем, окончился Наваринским боем 8/20 окт. 1827 г., происшедшим во время мира. С 1827 г., в течение XIX ст., мирная БЛОКАДА применялась сравнительно довольно часто и в некоторых случаях приводила к мирному результату.
Из примеров мирной БЛОКАДЫ можно указать, что в 1886 г. европейские державы (Россия, Австрия, Англия, Германия и Италия) блокировали берега Греции, пытавшейся начать войну с Турцией, с целью принудить ее разоружиться.
В 1897 г. те же державы, вместе с Франциею блокировали о-в Крит, который был занят греческими войсками под командою полковника Вассоса.
В 1902 г. Англия, Германия и Италия блокировали некоторые порта Венесуэлы с целью добиться возмещения убытков, понесенных их подданными во время гражданской войны в этой стране.
Правовые последствия мирной БЛОКАДЫ определенно не установлены.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!