БЛОКГАУЗ

БЛОКГАУЗ, деревянная блиндированная, глинобитная, каменная, а в последнее время металлическая или бетонная постройка такого устройства, что небольшой отряд войск может в ней обороняться и жить.

 
  Черетеж №1.
 
  Черетеж №2.
 
  Черетеж №3.
 
  Черетеж №5.
 
  Черетеж №6.

Как на первоначальный тип деревянного БЛОКГАУЗА, можно указать на построенный пруссаками y Шведеледорфа в Силезии, во время войны за Баварское наследство (1778 г.). Он имел фигуру креста; каждое крыло было около 4 сж. длиной и 6 1/2 фт. шириной; стены – вышиной около 6 фт. и состояли из 2 рядов сплошных стоек, пространство между которыми было заполнено землею; в стенах через каждые 4 фт. были проделаны бойницы для ружейной обороны. Сверху БЛОКГАУЗ был перекрыт накатником и прикрывался земляной насыпью 5 фт. толщиной; на этой насыпи был устроен бруствер, за которым в 4 углах поставлены маленькие мортирки.

БЛОКГАУЗ был обнесен вокруг небольшим рвом. Это укрепление отбило с успехом 3 неприятельских штурма, и гарнизон его сдался лишь после того, как поставленные против него 2 пушки и гаубица ядрами пробили стены, и сам БЛОКГАУЗ был зажжен попавшей внутрь его гранатою.

Впоследствии БЛОКГАУЗЫ вошли в большое употребление; фигура и детали постройки их изменялась, смотря по задаче.

При осаде Данцига, в 1807 г., один БЛОКГАУЗ принудил атакующего вести на себя особую атаку. Во время испанской войны (1811-12 гг.) маршал Мармон возвел целый ряд деревянных БЛОКГАУЗОВ.

Во время русско-турецкой войны, в 1828 г-, нашими инженерами устроено было несколько БЛОКГАУЗОВ при укреплении Правод, а в 1829 г. – для прикрытия этапов в Балканских горах, по дороге от креп. Варны к г. Айдосу и Бургасу, между сел. Дервиш-киой и Келелер. За недостатком леса, стены некоторых БЛОКГАУЗОВ был сделаны из 2 плетней с набивкой землей; в местах бойниц вставляли досчатые коробки, имевшие вид и размеры обыкновенных бойниц; чтобы предохранить стены от пожара, поверхность их обмазывалась глиной.

В 1830 г. для Алжирской экспедиции французы устроили несколько подвижных БЛОКГАУЗОВ и употребляли их с большой пользой для прикрытия своих передовых постов от нечаянных нападений арабов. В эту же экспедицию французами строились 2-этажные БЛОКГАУЗЫ (рис. № 1); нижний этаж представлял из себя квадрат, 5 м в стороне, потолок возвышался над местным горизонтом на 3 м; верхний же представлял квадрат, 7,5 м в стороне, высотою в 2,5 м; нижний этаж служил складом, верхний - для жилья; сообщение по приставной лестнице. Известный французский инженер Генерал Ронья во многих своих проектах предлагал БЛОКГАУЗЫ вместо редюитов для обороны внутренности укреплений. В 1831 г. БЛОКГАУЗЫ был применены поляками при укреплении Варшавы.

В 1864 г. внутри Дюпельских временных фортов датчанами был устроены большие БЛОКГАУЗЫ, но огнем прусской осадной артиллерии и ко времени штурма они был разбиты.

При подавлении Австрией восстания в Боснии в 1878 г. наиболее важные дороги, переправы и прочие пункты охранялись БЛОКГАУЗАМИ.

В последний период англо-бурской войны в 1900-01 году, когда у буров уже не было артиллерии, англичане строили много БЛОКГАУЗОВ для охраны дорог и даже жилые

оборонительные линии из БЛОКГАУЗОВ, с препятствиями между ними.

Постепенно совершенствуя конструкцию БЛОКГАУЗЫ, они начали применять металлические БЛОКГАУЗЫ из двойного ряда железных листов, пространство между которыми заполнялось мелкими камнями или гравием (черт. 2 и 3).

Как показали испытания, небольшой слой щебня или гравия действительно хорошо сопротивлялся прониканию пуль. Дерева не было, кроме вертикальных брусков между листами железа. Бойницы делались из углового железа таким образом, чтобы угол раствора бойницы внутрь и наружу составлял 90°. Это угловое железо служило также для лучшего соединения концентрических цилиндров, составлявших стены. На такой круговой цилиндрической стене устанавливались стропила, покрывавшиеся конической крышей из волнистого же железа.

Каждый БЛОКГАУЗ в расстоянии 2-5 м окружался траншеей со рвом в 1,37 м глубиной, перед траншеей была проволочная сеть.

БЛОКГАУЗЫ располагались в 1.200-1.700 м один от другого. Эти промежутки заполнялись изгородью из столбов, закрепляемых через каждые 4 м анкерами с протянутой по ним в 3-4 ряда колючей проволокой из твердой стали, толщиной в 6 мм. Эти промежуточные изгороди направлялись тупыми исходящими углами, для продольного их обстреливания и так, чтобы не было опасности для соседних БЛОКГАУЗОВ.

Для такого фланкирования на столбах прикреплялись особые вилки на шарнирах, вкладывая в которые ружье, можно было продольно обстреливать промежуток, как только подастся автоматически действующий тревожный сигнал.

 
Схема расположения английских блокгаузов на театре военных действия в июле 1901 года. Англо-Бургская война  

Во время всей войны англичанами было построено 8.000 блокгаузов разных образцов, на протяжении 6.000 км. БЛОКГАУЗЫ, построенные вдоль линии железных дорог, оправдали свое назначение.

Эта мера привела к разделению театра войны на несколько районов, изолированных друг от друга, затрудняя передвижения и действия неприятеля, между тем как связь между английскими войсками становилась прочнее.

В средине июля 1901 г. линии БЛОКГАУЗОВ получили уже широкое развитие и протянулись на 4.000 вер. Главными меридиональные линии были проложены (см. карту театра военных действий в Южной Африке) вдоль западной магистрали от Мефкинга через Де-Аар до Порт-Елизабет; от Питерсбурга на Преторию-Блюмфонтейн-Спрингфонтейн-Стромберг; от Миддльбурга на Стандертон и оттуда вдоль железной дороги до Ист-Каурта в Натаде. Поперечныя: Зееруст-Претория-Комати-Порт; Кимберлей-Блюмфонтейн-Табанчу-Ледибранд; вдоль р. Оранжевой от ст. Оранж-Ривер до Вененера через Бетули. Кроме этих главных направлений, были ограждены еще почти все рельсовые пути и протянуты многочисленные соединительные ветви, особенно в окрестностях Блюмфонтейна, Иоганнесбурга и Претории.

Однако, подобная система стоила очень дорого и требовала около 50.000 чел. на гарнизоны БЛОКГАУЗОВ, продовольствование которых был затруднительно.

Применению англичанами системы БЛОКГАУЗОВ способствовали: во-первых отсутствие у неприятеля с осени 1900 г. регулярной вооруженной силы, a во-вторых – пустынность и равнинный характер страны. Схема расположения английских БЛОКГАУЗОВ на театре военных действий в июле 1901 г., по донесениям Генерал лорда Китченера и бурским источникам, показана на черт. № 4.

В русско-японскую войну 1904-05 гг. обеспечение единственной коммуникационной линии, соединявшей с Россией Манчжурский театр военных действий производилось при помощи каменных БЛОКГАУЗОВ в виде невысоких стен с полубашнями и бойницами, окруженных препятствиями, но строились они только у значительных мостов, однако, плохое их устройство и редкое расположение недостаточно обеспечивало дорогу.

До изобретения фугасных бомб БЛОКГАУЗЫ находили обширное применение в крепостях, при непременном условии прикрытия их земляными насыпями от артиллерийского огня.

С приведением крепости в оборонительное состояние БЛОКГАУЗЫ строились, как редюиты, в исходящих плацдармах, а чаще во входящих.

Как редюиты, БЛОКГАУЗЫ располагались и внутри временных фортов, в предмостных укреплениях, в полевых постройках.

В начале XX века отдельные БЛОКГАУЗЫ могли устраиваться:

1) в гористых странах, где по свойству дорог неприятель не может иметь с собою орудий большого калибра;

2) на этапных коммуникационных линиях, против партизанских отрядов, не имеющих при себе артиллерии;

3) при занятии страны с целью усмирения народного восстания, в качестве опорных пунктов для подвижных экзекуционных колонн, оперирующих по своим районам, и

4) в некоторых случаях при постройке временных укреплений, при условии обеспечения их от артиллерийского огня, что не всегда возможно.

Деревянные БЛОКГАУЗЫ обыкновенно имеют в плане вид прямоугольника или квадрата, при чем величина их соразмеряется с гарнизоном.

По способу устройства стен БЛОКГАУЗЫ бывают стойчатые и венчатые (черт. № 5-6); на них насыпается слой земли в 4-6 фт.

Для обеспечения против огня 15-см. гаубиц, действующих с 2 верст, потолочное покрытие должно состоять из:

а) 2 рядов бревен в 1 фт. диаметром и 10-фт. Земляной насыпи, или

б) 2 рядов рельсов, вложенных один в другой и 7-фт. земляной насыпи.

Против 21-см мортиры, действующей с 2 верст, потолочное покрытие должно состоять из:

а) 2 рядов бревен в 1 фт. диаметр. и 19 фт. земли;

б) 3 рядов бревен в 1 фт. диаметр. и 17 фт. земли, или

в) 2 рядов рельсов, вложенных один в другой, и 14,5 фт. земли.

Пролеты между опорами для потолочного покрытия из бревен не должны превосходить 5 фт., а для покрытия из рельсов - 8,5 фт.

Для сопротивления проницанию ружейных пуль стены БЛОКГАУЗА делаются двойными, промежуток между ними в 2-3 фт. заполняют землею.




См. также другую статью: "БЛОКГАУЗ"


Ссылка на статью "БЛОКГАУЗ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Блокгауз
  • - Батардо
  • - Берма
  • - БЕРМА
  • - Кофр
  • - Вейсенбургские линии
  • - Бастея
  • - Броневой бруствер


  • Название статьи: БЛОКГАУЗ


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru