Санитарная служба Тевтонского ордена
О санитарной службе Тевтонского ордена
Rex Lupus Deus
Константину Сидельникову
При изучении скелетов 1200 рыцарей и воинов, павших в битве армии Тевтонского ордена Святой Девы Марии с морскими разбойниками-витальерами при Висби на острове Готланд в 1361 г. археологи могли лишний раз убедиться в необычайной эффективности средневекового оружия. Нанесенные с огромной силой удары мечом и топором пробивали шлемы и кольчуги, отделяли от тел руки, ноги и головы. Наконечники копий и пик, а также арбалетные стрелы и болты пробивали даже ламеллярные (пластинчатые) доспехи. Наибольшее число ранений наносилось в ноги ниже колен, поскольку в пешем бою одна нога выставлялась вперед, а щит прикрывал, главным образом, пах, торс и голову. Интересно, что смерть каждого десятого бойца, павшего в битве при Висби, была вызвана попаданием в голову арбалетной стрелы. Средневековые миниатюры – в частности, батальные миниатюры знаменитой "Библии Мацейовского» -, с необычайной живостью и наглядностью передают ожесточенный характер рукопашных схваток тех времен.
В первых городах, основанных Тевтонским орденом в Пруссии – Кульме (Хелмно) и Эльбинге (Эльблонге) – уже в 1242 г. имелись госпитали, Эльбингский госпиталь был крупнейшим в орденской Пруссии. Правда, врачи в этих госпиталях не являлись членами Тевтонского ордена. "Тевтоны» в случае необходимости привлекали к лечению своих больных и раненых независимых врачей на гонорарной основе. Деятельность "орденских братьев» ограничивалась только уходом за больными и ранеными. Мало того! Начиная с середины XII в., "братьям» Тевтонского ордена специальным папским указом было запрещено заниматься врачебной практикой, в т.ч. хирургией, поскольку членам ордена считалось неподобающим лицезрение срамных частей. Этот запрет может показаться странным – ведь таких ограничений в отношении других военно-монашеских орденов – иоаннитов или лазаритов – никогда не было, но…факт остается фактом…
От XIII в. не сохранилось никаких свидетельств о врачах, находившихся на службе Тевтонского ордена. В орденском войске раненые и больные получали усиленное питание. Раненые "братья», нуждавшиеся в длительном лечении, перевозились в баллеи (владения) Тевтонского ордена, расположенные на территории Германии (если их состояние позволяло перенести тяготы долгого пути), поскольку там условия лечения и содержания больных были гораздо лучше, чем в "прифронтовых» Ливонии и Пруссии. Принимать в Тевтонский орден женщин было запрещено. Однако, с дозволения ландкомтуров (правителей крупных орденских областей), женщины могли, в качестве "полусестер», привлекаться к определенным работам в госпиталях. Уже в первой половине XIV в. орден имел в Пруссии постоянную санитарную службу со штатными врачами (в т.ч. хирургами), труд которых оплачивался на постоянной основе. Врачи приравнивались к "братьям-священникам» Тевтонского ордена и, подобно им, не носили оружия. Около 1350 г. подчиненный ордену торговый город Данциг (Гданьск) содержал военного врача, лечившего раненых не только из числа членов ордена Девы Марии, но и из числа его союзников и вспомогательных войск. В ходе похода орденской армии на остров Готланд в 1404 г. на 110 бойцов приходился один военный врач. Труд хирургов оплачивался частично орденом, частично – подчиненными ордену городами (также обязанными выставить на определенное количество воинов определенное число врачей). Так, город Эльбинг направил в Готландский поход Тевтонского ордена на витальеров вместо одного из тяжеловооруженных воинов ("веппнеров»), которого был обязан выставить в составе городского ополчения, военного врача с ассистентом.
В 1402-1403 гг. военный хирург по имени Ваксмут сопровождал орденского казначея (тресслера, или, по-латыни, тезаврария) в зимнем "рейсе» (военном походе) на литовцев, получив за свои услуги немалую по тем временам сумму в две марки серебром. В 1409 г. тот же самый врач сопровождал орденское войско в летнем походе. В период 1401-1409 г.г. он, по поручению ордена, лечил в Мариенбурге больных и раненых членов ордена Девы Марии и слуг, после чего поселился и открыл частную практику в Эльбинге. В 1409 г. медик с университетским образованием доктор Бартоломеус (Варфоломей) Борушау (1360-1426) сопровождал в военном походе Верховного магистра (Гохмейстера) Тевтонского ордена. В свое время, в 1398 г., он был священником в Эльбинге, а с 1404 г. – деканом Эрмландского (Вармийского) соборного капитула. Одновременно доктор Борушау был личным врачом (лейб-медиком) Верховного магистра, оказывавшим, в случае необходимости, медицинскую помощь и главным советникам Гохмейстера – "Великим Повелителям» ("Гроссгебитигерам»), т.е. Великому комтуру, Верховному маршалу, Верховному казначею, Верховному ризничему и Великому госпитальеру Тевтонского ордена. Последние годы своей жизни Борушау провел в городе Фрауэнбурге.
Вообще же все "орденские дома» пользовались и услугами врачей и лекарей тех городов, в которых (или по соседству с которыми) они находились. Если это позволяли их ранения или заболевания, то члены ордена, нуждавшиеся в медицинской помощи, сами отправлялись к городским врачам или хирургам. Ради посещения врачей-специалистов нередко приходилось преодолевать немалые расстояния. Так, в 1409 г. некий "брат» Тевтонского ордена приехал на врачебную консультацию к городскому хирургу и медику Эльбинга магистру (мейстеру) Геркену...со стрелой в голове! Разовый гонорар хорошего врача в то время нередко многократно превышал стоимость молочной коровы. Если ранение или болезнь члена ордена Девы Марии не позволяли перевозить его и приходилось лечить его прямо на месте, в орденском замке, то орден предоставлял в распоряжение врача верховую лошадь или повозку с возницей. Среди повозок в резиденции Верховного магистра имелась специальная повозка для врача.
Нередкими в описываемое (да и не только в описываемое!) время были случаи вскрытия в бою брюшины ударом копья или меча, с последующим выпадением внутренностей. Выпавшие из брюшины фрагменты кишечника вскоре отмирали, начинали разлагаться и выделять токсины (ядовитые вещества), что не оставляло раненому надежды на спасение. Попытки вытащить стрелы из ран или удалить их иным способом (из-за невозможности вытащить стрелу), вызывали обильное кровотечение, тоже чреватые смертельной угрозой для раненого (в особенности, если кровь изливалась в брюшину). Нередко даже в легкие раны, казавшиеся безобидными, проникали возбудители столбняка, приводившие к неминуемой смерти. Обычно использовались такие способы лечения, как кровопускание, выжигание ран раскаленным железом, перевязки, пластыри и мази. На период своего участия в одном из прусских "рейсов» Тевтонского ордена знатный крестоносец граф Голландии и Геннегау (Эно) нанял "мастера хирурга», обязавшегося, в случае необходимости, "делать перевязки и ставить пластыри» как самому графу, так и его спутникам.
"Брат-рыцарь» Тевтонского ордена Пфальцпайнт, состоявший в середине XV в. в Мариенбургском конвенте, внес значительные улучшения в дело лечения раненых. Его пример лишний раз доказывает, что отнюдь не все рыцари Тевтонского ордена были малограмотными (или вообще безграмотными) рубаками, совершенно чуждыми наукам. Пфальцпайнт, изучивший хирургическое искусство еще до своего вступления в Тевтонский орден, в 1460 г. написал трактат по хирургии, в котором обобщил свой многолетний опыт. Он спас множество раненых со вскрытой брюшиной, смазывая прямо на поле боя вывалившиеся из раны внутренности особым, подогретым маслом, рецепт которого был составлен им самим, после чего, с помощью самого раненого или ассистента, заправлял кишки обратно в брюшную полость и сразу же зашивал еще свежую рану.
Он умел проводить даже операции под наркозом, но к раненым в живот наркоз не применял за недостатком времени. Вонзившиеся в тело стрелы Пфальцпайнт не пытался сразу же извлечь из раны. Он удалял только древко стрелы, торчавшее из раны, после чего поил раненого целебным зельем. По прошествии 10 дней, в течение которых происходило нагноение раны, можно было без особых усилий вытащить железный наконечник стрелы из мягких тканей.
Пфальцпайнт разработал специальные инструменты для удаления наконечников стрел, застрявших в костях. Однако в борьбе с возбудителями столбняка, буквально косившего раненых, был бессилен даже этот выдающийся средневековый хирург Тевтонского ордена Святой Девы Марии.
Санитарная служба Тевтонского ордена долгое время считалась образцовой (почти ни в чем не уступая санитарной службе ордена госпитальеров-иоаннитов), но по мере того, как приходил в упадок сам учредивший ее орден, также приходила в упадок.
И только впоследствии, в период многочисленных реорганизаций под эгидой членов императорской семьи из австрийской династии Габсбургов (в первой половине XIX в. и позднее) в составе Тевтонского ордена была постепенно учреждена особая ветвь, так называемая "марианская линия» (названная так по одному из древних названий рыцарей Тевтонского ордена Девы Марии), задачей которой, как у мальтийцев (членов католического Суверенного Военного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты) и у членов Прусского (в основном протестантского) ордена иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).
Учрежденный Габсбургами в 1881 г. особый "Марианский крест Тевтонского (Немецкого) ордена» (см. цветную фотографию в заголовке данной военно-исторической миниатюры), почти ничем не отличаясь от обычного - черного с белой окантовкой и расширяющимися концами "тевтонского», имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью "ORDO TEUT. HUMANITATI» ("Орден Тевтонского человеколюбия»). Еще одно отличие заключалось в том, что "марианский» тевтонский крест носился не на черной, а на белой с черными полосками шелковой ленте. В отличие от самого Тевтонского рыцарского ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго католическим и не допускавшего в свои ряды "инославных», в "марианскую линию» был открыт доступ и протестантам.
В нее был принят, в качестве почетного комтура (командора), даже германский император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что он являлся прямым потомком "узурпатора» власти Тевтонского ордена над Пруссией - вероломного Гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому ордену. Будучи одновременно Державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого - иоаннитского (Мальтийского) ордена (так называемого "Бранденбургского баллея рыцарского ордена госпиталя Святого Иоанна, что в Иерусалиме»), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим орденам - большой белый восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом "марианской линии» Тевтонского ордена на белой, с черными полосками, "марианской» ленте.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!