Газе, вторая битва при
О ВТОРОЙ БИТВЕ ПРИ ГАЗЕ
Предысторией этой кровопролитной битвы послужило завоевание Иерусалима тюрками-хорезмийцами, одним из кочевых пастушеских племен, вытесненных к описываемому времени из Средней Азии повелителем монголов Чингисханом, сокрушившим державу сильнейшего из тогдашних владык мусульманского мира - повелителя Хорезма (хорезмшаха) Мухаммеда ибн Текеша, позволявшего себе даже совершать военные походы против духовного владыки всех мусульман - багдадского халифа из династии Абассидов (который сочетал в себе, по отношению к другим мусульманским владыкам, функции, аналогичные функциям римского папы и римско-германского императора по отношению к владыкам католического Запада). Любопытно, что "правоверный мусульманин" багдадский халиф Насир (годы правления: 1180-1225) считал для себя вполне допустимым обмениваться посольствами с "гяуром" Чингисханом, неустанно склоняя повелителя "неверных" монголо-татар к военному союзу против "правоверного мусульманина" хорезмшаха Мухаммеда! Причем халиф Багдадский вел переговоры о союзе с Чингисханом еще задолго до нападения последнего на Хорезм! По утверждению мусульманского историка Ибн Василя, содержащемуся в его "Жизнеописании султана Джелал-эд-Дина Менгбурны," когда в 1217 г г. хорезмшах Мухаммед двинулся на Багдад, "халиф написал Чингисхану, владыке татар, подстрекая его напасть на страну хорезмшаха".
Пройдя, под натиском преследовавших их монголов, всю Персию, Месопотамию и Малую Азию, хорезмийцы разгромили войска азербайджанских атабеков Эльдегезидов, а затем – армию православного Грузинского царства во главе с пользовавшимся славой непобедимого полководца амир-спаласаром Иванэ и его не менее прославленным братом Закарэ. Пытаясь спастись бегством от хорезмийских клинков, грузинские ратники срывались с круч в пропасть и заполнили ее доверху своими окровавленными телами. Пленных грузин победоносные хорезмийцы, по приказу своего предводителя – султана Джелал-эд-Дина Менгбурны (вошедшего в историю как самый опасный враг и неукротимый соперник Чингисхана, которому мстил за разгром и лишение власти своего отца – хорезмшаха Мухаммеда) - прямо на поле боя, под страхом немедленной смерти, подвергли обрезанию. По свидетельству армянского летописца Киракоса, двое хорезмийцев держали при этом одного пленного христианина за руки, а третий, оттянув его крайнюю плоть, обрезал ее прямо мечом или кинжалом, еще не остывшим от крови его соплеменников и единоверцев!
После победы над Азербайджаном и Грузией хорезмийские полчища вторглись на территорию Сирии и Палестины и вскоре установили контакты с султаном Египта. Продвигаясь в южном направлении, хорезмийцы вторглись в Галилею, захватили Тивериаду, а затем – лишенный своих укреплений еще султаном Саладином и оборонявшийся слабым гарнизоном Иерусалим. Святой Град в очередной раз стал ареной ужасающей резни и грабежей. Хорезмийцами был осквернен Храм Живоносного Гроба Господня. Бренные останки королей Иерусалимских, в том числе прах предводителя Первого Крестового похода - герцога Нижней Лотарингии Готфрида Бульонского -, были выброшены свирепыми агарянами из гробниц, все христианские церкви разграблены и сожжены. В этот кровавый день - 11 июля 1244 г. западные христиане навсегда утратили власть над Святым Градом Иерусалимом.
Египетское войско под командованием Бейбарса - тогда еще не султана, а эмира мамелюков (иноземной гвардии правителей Египта, состоявшей, главным образом, из половцев-кипчаков и представителей кавказских народностей) – при поддержке отрядов тяжелой хорезмийской конницы, развернулось в секторе Газа. Христианское войско соединилось под Акконом с воинством дамасского султана, а также с сарацинскими контингентами расположенных юго-восточнее Дамаска султанатов Хомс и Керак. Вступление крестоносцев в военный союз с сарацинами, против которых они, собственно говоря, были призваны сражаться, невозможно расценить иначе, как свидетельство полной утраты ими прежних ориентиров, упадка духа и общей внутренней нестабильности.
Ни разу с рокового дня битвы при Хиттине христианам Святой Земли не доводилось выводить в поле такое громадное войско, как на этот раз. Наряду с местным сирийским рыцарством, в состав армии пилигримов входили контингенты духовно-рыцарских Орденов во главе с их Великими магистрами, в сопровождении значительных отрядов туркопулов (конных лучников) и большого количества сервиентов (сержантов) и пеших ратников. Численность объединившихся с христианским войском под Акконом мусульманских вооруженных сил составляла около 25 000 человек. Как и следовало ожидать, сарацины лишь вынужденно заключили военный союз с христианами и очень неохотно сражались против своих единоверцев.
Судьба второй битвы при Газе (вошедшей в сочинения латинских хронистов под названием "сражения при Ле Форби») была, по сути дела, решена в первом же столкновении, ибо мусульманские бойцы Дамаска, Хомса и Керака были, по выражению арабского современника и очевидца той битвы, попросту "развеяны, как пыль», тяжеловооруженными конными дружинами хорезмийцев. Вследствие этого мгновенного разгрома левый фланг христиан лишился мусульманского прикрытия, и хорезмийские всадники погнали крестоносцев в направлении египетского войска, так что "франки» оказались зажатыми с двух сторон в сарацинские клещи. В течение всего нескольких часов они были истреблены почти поголовно. Согласно тому же анонимному арабскому источнику, в плен было взято 800 христиан, в том числе Великий магистр иоаннитов, Гийом де Шатонёф.
Что же касается потерь, то в этом кровопролитном сражении погибло никак не менее 10 000 крестоносцев (не считая потерь их мусульманских союзников), в том числе 300 рыцарей из Антиохии и Триполи, 300 рыцарей с Кипра, Великий магистр тамплиеров Арман де Перигор, а с ним - 312 рыцарей и 324 туркопулов "Ордена Христа и Храма Соломонова». Иоанниты потеряли 325 рыцарей и туркопулов. В результате, от участвовавших в битве вооруженных сил иоаннитов и тамплиеров осталось всего-навсего 15 человек, спасшихся от резни и плена. Из 300 "братьев-рыцарей» и "серых плащей» ("услужающих братьев») Тевтонского Ордена, участвовавших в сражении под Газой, пали 297 и вернулись из боя живыми только трое! Из дамасского войска султана Измаила в битве пал каждый десятый, сам он спасся бегством в сопровождении всего пяти спутников.
Вторая военная катастрофа, постигшая крестоносцев (и их мусульманских союзников) под Газой, была особенно болезненной не только из-за большого числа павших в этой битве христиан, но и вследствие утраты территорий, приобретенных римско-германским Императором и королем Иерусалимским Фридрихом II Гогенштауфеном от мусульман путем переговоров. У "латинян» остались только несколько клочков земли на побережье Сирии и сильно укрепленных замков. Обладавший мощными оборонительными сооружениями и упорно оборонявшийся иоаннитами город Аскалон пал после ожесточенного сопротивления, только когда мусульманам, при помощи мощных осадных машин и многочисленных подкопов, удалось обратить его стены в груды развалин. При защите Аскалона рыцарям Ордена госпитальеров также пришлось пролить немало крови, хотя и меньше, чем в битве под Газой.
Великий магистр Ордена Святого Иоанна, фра Гийом де Шатонеф, плененный в этом сражении египтянами и привезенный в Каир, был избран на свою должность совсем недавно, в 1243 г. Вступив в Орден в 1233 г., он довольно быстро совершил восхождение с одной руководящей орденской должности на другую, и непосредственно до своего избрания магистром занимал пост Великого маршала Ордена. К моменту его избрания на должность Великого магистра Госпиталя распри между мусульманскими государями, боровшимися за право вступить в союз с христианами и путем уступок искавшими себе среди христиан помощников в борьбе друг с другом, достигли своего апогея. Но вторжение хорезмийских тюрков положило этой дипломатической игре жестокий и кровавый конец. В период пребывания Великого магистра в плену Орденом Святого Иоанна управлял Великий прецептор иоаннитов Жан де Роннэ.
НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Данная историческая миниатюра Вольфганга Викторовича Акунова была впервые опубликована (под названием "Вторая битва в секторе Газа», в качестве составной части его "Истории крестоносных государств в Святой Земле» на страницах московского военно-исторического журнала "Рейтар» - №9 (6/2004), №10 (7/2004), №11 (8/2004), №12 (9/2004), №13 (1/2005) и № 14 (2/2005). Следующий, значительно расширенный и переработанный вариант нашей работы был опубликован (в качестве составной части "Краткого очерка истории государств крестоносцев в Святой Земле» в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерки орденской традиции в Христианстве»(СПб, 2006). Наша миниатюра так понравилась виднейшему отечественном специалисту по истории Ордена госпитальеров (а с некоторых пор - также и Ордена тамплиеров) Великому Приору Российскому Ордена Святого Иоанна к.и.н. Владимиру Александровичу Захаровау (бывшему канцлеру московской миссии папского Суверенного (Военного) Мальтийского Ордена и бывшему вице-президенту Русской службы помощи Суверенного Военного Мальтийского Ордена), что он испросил у автора разрешения включить ее текст в текст своей (совместной с В.Н. Чибисовым) книги. Автор дал согласие, и книга В.А. Захарова/В.Н. Чибисова благополучно увидела свет под названием "Орден госпитальеров» (СПб, 2009), с включенным в нее текстом работы В.В. Акунова - но только, по какой-то нелепой и необъяснимой случайности! - почему-то безо всяких ссылок на авторство Вольфганга Акунова...Вероятно, память иногда подводит даже таких видных российских историков, как наш возлюбленный друг и собрат по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского Владимир Александрович Захаров. Конечно, мы от этого не станем его меньше любить и уважать, но все же, все же, все же...(как писал, помнится, незабвенной памяти русский поэт Александр Твардовский).
Здесь конец и Богу нашему слава! Аминь!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.