ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО, составляет одну из существенных отраслей военного искусства (науки) вообще. Оно имеет задачей изучение и применение на практике всех технических средств и приемов, отвечающих положению и развитию техники в данное время, способствующих успеху действий войск в бою, на биваке и в походе и содействующих надлежащей подготовке обороны страны.
Если современная военная наука (см. это слово), исходя от военного искусства, — в ранние периоды его развития, искусства бессознательного,— м. быть определена ныне, как искусство сознательное, обоснованное и на данных опыта, и на истории, и на принципах, положениях, правилах и формах, выработанных гением и талантом великих полководцев, то Военно-инженерное искусство тем паче должно было отнесено к разряду военных наук, т. к. в выводах, принципах и положениях своих, во всех отраслях военно-инженерных знаний оно основывается не только на требованиях стратегии и тактики в связи с требованиями артиллерии, но и на законах природы, лежащих в основе применяемых в нем физических наук: физики, химии, механики, математики, прикладных знаний, каковы технология материалов, электротехника, строит, искусство, технология взрывчатых веществ и пр.
Соврем, гигантское развитие техники неминуемо требует приложения её в военном деле и потому относящиеся к области ведения Военно-инженерного искусства такие его практические задачи, как составление проектов и постройка крепостей, устройство всякого рода путей сообщений и мостов, организация связи и наблюдений и выработка для них соответственной материальной части (телефоны, телеграфы обыкновенный и искровой, воздухоплавание, авиация, электрические прожекторы, сигнальные приборы), ведение основной и минной войны, укрепление полевых позиций, снабжение водою войск в мирное и военное время, наконец, устройство удовлетворяющих санитарным и проч. требованиям казарм, и иных помещений в мирное время и бивачных и лагерных построек в военное время, — рисуют весь тот гигантский объем знаний, которыми д. обладать военный инженер, дабы проявить надлежащее искусство в умении удовлетворить всем потребностям в пользовании техникой, предъявляемым армией и государственной обороной.
Наилучше способен разрешать эту задачу только тот военной инженер, который надлежаще усвоил себе военные науки и искусство, т.-е. стал способным понимать боевые требования, чтобы уметь удовлетворить им в мере своего таланта, творческих способностей и технической подготовки. Т. обр., область Военно-инженерного искусства в настоящее время крайне расширилась; ранее же под понятием Военно-инженерное искусство подразумевалось главным образом лишь фортификация в полном её объеме, включая военные сообщения, минное дело (подземное и надводное) и основную и крепостную войну.
Так, например, проф. А. Ф. Плюцинский назвал свой курс полевой фортификации: "Полевое военно-инженерное искусство». Под общей рубрикой Военно-инженерное искусство в наших военных училищах значились программы полевой, временной и долговременной фортификации и осады и обороны крепостей. Потом же, как явствует из вышеизложенного, рамки Военно-инженерного искусства расширились настолько, что настоятельно требовали реорганизации нашей Николаевской инженерной академии.
См. также:
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!