Тевтонский Орден в эпоху диктаторов
Герб Верховного Магистра Тевтонского Ордена |
Тевтонский Орден в эпоху диктаторов
REX LUPUS DEUS
После "аншлюса" (включения Австрии, в результате референдума, в состав национал-социалистической Великогерманской империи) в 1938 году, осуществлявший свою деятельность на территории Австрии клерикальный (духовный) Тевтонский Орден (в отличие, например, от Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского) был запрещен, а все его имущество, включая резиденцию Гохмейстера (Верховного магистра) Ордена в г. Вене, конфисковано в пользу национал-социалистического "общенародного" государства.
В феврале 1938 года та же судьба постигла орденскую провинцию "тевтонов" в Чехословакии, а позднее, после разгрома германо-итальяно-болгаро-венгерскими армиями Югославянского королевства - в бывшей югославской провинции Словении, присоединенной к гитлеровской Германии. Тевтонский Орден сохранился до конца Второй мировой войны только на территории итальянского Южного Тироля, хотя и там подвергался притеснениям со стороны фашистских властей, но уже по соображениям националистического, а не идеологического порядка. В новой "Римской Империи" Муссолини все должно было быть романским, итальянским, и на этом фоне немецкий Тевтонский (пусть даже строго католический, верно преданный римскому папскому престолу), но все-таки НЕМЕЦКИЙ Орден воспринимался как явный диссонанс. Тем не менее, дуче итальянского фашизма из уважения к папе римскому, с которым фашистская Италия заключила конкордат, оставил небольшие владения Тевтонского Ордена в аннексированном Италией после Первой мировой войны у Австрии Южном Тироле в неприкосновенности.
Любопытно, что параллельно с притеснениями современного им Тевтонского Ордена германские национал-социалисты неустанно воспевали славные деяния средневековых тевтонских рыцарей в Пруссии. Реальный орден был ликвидирован, его священники и монахини лишены средств к существованию, рыцари занесены в "черные списки". Но усердное идеологическое "каждение" нацистов отцам-основателям преследуемого ими в реальной жизни Тевтонского Ордена бросила на последний такую тень, что немало критических стрел и по сей день летит в него как в - якобы! - предтечу национал-социализма. Все объясняется довольно просто.
Во-первых, "властям предержащим" гитлеровского Третьего Рейха не нравилась тесная связь католического Тевтонского Ордена с папским престолом - а ведь немецкие "народники"-националисты, в частности, генерал Эрих Людендорф, весьма отрицательно относились к "интернациональным" (то есть, по их убеждению, антинациональным) силам - католицизму (в первую очередь - иезуитам, но не только!), франкмасонству, марксизму и международному еврейству.
Во-вторых, Тевтонский Орден к описываемому времени полностью утратил свой прежний боевой дух, превратившись в чисто бутафорскую организацию - нечто вроде нашего современного "Союза Хоругвеносцев" (только не православного, а католического).
В-третьих, у германского национал-социалистического руководства существовал план учредить свой собственный "Орден за заслуги перед нацией» под названием "Дейчер Орден" (Deutscher Orden), то есть "Немецкий (Тевтонский) Орден" по форме весьма напоминавший тевтонский лапчатый крест, но с добавлением круглого центрального медальона в виде партийного значка НСДАП со свастикой, скрещенных мечей, дубовых листьев и одноглавого гитлеровского имперского орла с распростертыми крыльями.
Таким образом, речь шла об откровенной спекуляции национал-социалистов на истории средневековой прусской ветви Тевтонского Ордена, трактовавшейся нацистскими идеологами (особенно Альфредом Розенбергом) как история "бастиона арийского христианства против натиска международного скопища недочеловеков".
С учетом этого плана совершенно понятным становится стремление национал-социалистического режима ликвидировать организацию, именующуюся Немецким (Тевтонским) Орденом п о п р а в у. Плохую службу "кавалерам Пресвятой Девы Марии" сослужило и еще одно обстоятельство. В период "Веймарской республики" (1918-1933) в Германии существовали следующие три организации, которые путали (и нередко продолжают путать по сей день!) с "историческим" Тевтонским (Немецким) Орденом из-за сходных названий и сходной символики:
1) основанный еще до Первой мировой войны тайный союз "Германенорден" (Германский Орден), в который входило, между прочим, ариософское "Общество Туле" ("Туле-Гезелльшафт"), из недр которого, по утверждениям некоторых современных "конспирологов", якобы вышла НСДАП (что, впрочем, представляется весьма сомнительным);
2) Союз бойцов белых добровольческих корпусов, боровшихся против германских большевиков в 1918-1923 гг., под названием "Немецкий (Тевтонский) Орден" ("Дейчер Орден", по-немецки: "Deutscher Orden"), не имевший с "историческим" католическим Тевтонским (Немецким) Орденом ничего общего, кроме названия и эмблемы - белого щита с прямым черным крестом;
3) основанная офицером-фронтовиком, ветераном белого добровольческого корпуса и "консервативным революционером" Артуром Марауном в 1919 году правая националистическая организация "Младонемецкий (Младотевтонский) Орден", по-немецки: "Юнгдейчер Орден" (Jungdeutscher Orden), сокращенно: "Юнгдо" (нем.: Jungdo).
"Орденские братья" марауновского "Юнгдо" носили значки в форме белого щитка с черным крестом (но не "классической" тевтонской лапчатой, а мальтийской формы, с "ласточкиными хвостами" на концах), а "орденские сестры" - такие же значки (но с трехконечными крестами). Знамя "Юнгдо" представляло собой белое полотнище с черным мальтийским крестом. Возведя сам себя в сан Верховного Магистра учрежденного им "Младотевтонского Ордена", Артур Мараун пользовался внутри Ордена непререкаемым авторитетом, опираясь на свои собственные капитул, бальяжи (баллеи) и комтуров, скопированных со "старого" Тевтонского Ордена.
Поскольку экстремистские политические организации, преследующие сходные цели, наиболее яростно борются не с главным, идеологическим врагом, а друг с другом (как это происходило до недавних пор и в нашем многострадальном Отечестве), НСДАП и "Младотевтонский Орден" друг друга на дух не выносили, но тем не менее сходство между ними было во многом разительным, как впрочем и сходство с коммунистами. Не зря ведь товарищ Сталин говорил о своей, Коммунистической, партии, как об "ордене меченосцев", а рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер о своей "черной гвардии" как об "ордене нордических мужей" (с его легкой руки СС и стали называть "Черным Орденом"). После прихода Гитлера к власти "Младотевтонский Орден" был распущен, а сам Артур Мараун арестован и заключен в концентрационный лагерь. Ы лагере он потерял глаз и, выйдя из свободу, добывал себе хлеб насущный в качестве владельца небольшого книжного магазина.
Между тем, высшие партийные школы НСДАП (но не юнкерские училища СС!) размещались в "орденских замках" ("орденсбургах"). Для вскармливания новой элиты в Третьем рейхе были возведены "орденские замки" - Крессинзее, Зонтгофен и Фогельзанг (Фогельзангом, кстати, назывался первый замок Тевтонского Ордена, построенный в свое время в Кульмской земле).
В своей речи, произнесенной в 1936 году в "орденском замке" нацистов Зонтгофен Адольф Гитлер провозгласил свою партию - НСДАП - "политическим Орденом". Совсем, как товарищ Сталин, фюрер Третьего Рейха подчеркнул, что "партия должна представлять собой Орден, который должен гарантировать стабильность формирования немецкой воли и потому обеспечивать стабильность политического руководства".
А в другой своей речи, произнесенной в документальном фильме Лени Рифеншталь "Триумф воли", Гитлер заявил: "В будущем партия будет заниматься отбором руководящих кадров для народа. В сврем учении она будет постоянной, в своей организации - твердой, как сталь, в своей тактике - гибкой и эластичной. В целом она будет подобна Ордену".
В бывшей резиденции Гохмейстеров Тевтонского Ордена - замке Мариенбург-на-Ногате - при Гитлере происходил торжественный прием немецких школьников в члены "Гитлерюгенда" (организации "Гитлеровской молодежи"). Но вины подлинных, "исторических", тевтонских рыцарей во всем этом нет.
Они повинны в этом не больше, чем строитель Московского Кремля Аристотель Фиоравенти, зодчие Покровского собора Посник и Барма и создатель возведенного на Красной площади памятника гражданину Минину и князю Пожарскому скульптор Иван Мартос - в том, что на фоне этих дорогих всякому русскому сердцу святынь "юные пионеры-ленинцы" десятилетиями беззаветно клялись "быть всегда готовыми к борьбе за дело Коммунистической партии".
Тем не менее, немногие уцелевшие в Богемии и Моравии, Словении и Хорватии члены исторического, аутентичного Тевтонского Ордена не избежали репрессий коммунистических властей, видевших в них "предшественников и идейных вдохновителей германского нацизма". Так, от безбожных властей пострадал Гохмейстер Роберт Шелцкий, заключенный чехословацкими властями в тюрьму, выпущенный оттуда в 1946 году и скончавшийся в Вене в 1948 году, претерпев, подобно первым христианам, мучения за Христа и Его Пречистую Матерь.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!