Окунев, Михаил Михайлович генерал-майор корпуса корабельных инженеров
Окунев, Михаил Михайлович генерал-майор корпуса корабельных инженеров, член кораблестроительного морского технического отделения; писатель.
Родился в 1810 году; 22-го января 1823 года поступил учеником в училище корабельной архитектуры, пять лет спустя перевелся в Учебный Морской рабочий экипаж. Здесь пробыл он три года и 30-го апреля 1830 года был произведен в прапорщики Корпуса корабельных инженеров и прикомандирован к Учебному Морскому рабочему экипажу.
Произведенный в офицеры, Окунев деятельно принялся за пополне-ние своего специального образования и начал изучать английский и немецкий языки. Вскоре он перевел с английского: "Описание разных предположений по кораблестроению, Блака», напечатанное отдельным изданием в 1836 году. В том же году он напечатал и оригинальный свой труд: "Опыта сочинения чертежей военным судам» (Спб. 1836 г.).
В следующем году Окунев напечатал в "Записках Морского Учёного Комитета» свою переводную статью: "Временные рули» и составить разрезную модель 84-х пушечного корабля для Е. И. В. генерал-адмирала, за каковую модель пожалована была ему золотая табакерка. Произведенный "за отличие» в феврале
1834 года в подпоручики, он через четыре года был произведен в поручики, а 30-го марта 1841 года в штабс-капитаны. В это время он плавал на фрегатах с "Паллада» и "Нева» по портам Финского залива и Балтийского моря.
Окунев был отчислен от учебного морского рабочего экипажа, и ему поручено было исправление транспортных и ластовых судов на Галерном островке в С.-Петербурге. 25-го октября 1842 года Окунев был переведен в Черноморский флот, где в течение двух следующих лет строил пароход в 40 сил "Страшный», лоц-шхуну "Астралябия» и два судна для плавучих маяков и другие мелкие суда для Николаевского порта.
В 1844 году он был командирован в Англию, а по возвращении от-туда в следующем году, был командирован на уральские заводы для указания нового способа выплавки якорей. В следующем году, за успешное выполнение всех возлагавшихся на него поручений, он был награжден орденом св. Анны 3-й степени, а еще через год, 23-го марта 1847 года, был произведен в капитаны.
С 1849 года вновь начинается его деятельность по постройке судов и в течение двух лет им были выстроены при Николаевском порте транспорты: "Прута», "Килия», "Арагва», "Рени» и пароход "Ординарец». Кроме того, при том же порте он первый завел железное судостроение и построил железный бот, а затем собрал присланные из Англии баржу и землечерпательную машину.
Причисленный в 1851 году к Главному Правлению компании нижегородской фабрики волжского пароходства, Окунев в течение двух лет построил 8 железных и 4 деревянных парохода для плавания по р. Волге, после чего был зачислен в Корпус корабельных инженеров Балтийского моря.
В 1854 году, по поручение генерал-адмирала, Окунев осматривал порты Каспийского моря.
Принимая деятельное участие по устройству Каспийской флотилии, он в 1750 году заложил в Астрахани железный винтовой транспорта "Калмык», а в следующем году работал над устройством плавучего дока.
Назначенный 4-го января 1858 года старшим корабельным инженером астраханского порта, Окунев в течение двух лет построил ряд (не менее 12) пароходов и шхун для плавания по Волге, в 1861 году был назначен состоять при петербургском порте, а шесть месяцев спустя был назначен старшим судостроителем при Кронштадтском порте, где работал главным образом по исправлению старых судов, производил здесь капитальный ремонт и заканчивал постройку ряда боевых судов, в том числе корветов Рында, Новик, Богатырь и Баян, клиперов Алмаз и Жемчуг.
30-го июля 1862 года М. М. Окунев был уволен по прошению в отставку с производством в полковники, но в феврале 1868 года вновь поступил на службу и был определен старшим судостроителем петербургского порта; в следующем же году был назначен членом кораблестроительного отделения морского техническая комитета.
Начав еще в 1805 году свое сочинение: "Теория и практика кораблестроения», Окунев в 1869 году поднес императору Александру II первые три части этой работы (все сочинение в 5-ти частях было закончено в 1873 году). В том же году он был командирован в Англию, для осмотра новейших броненосных судов.
По возвращении из Англии, в 1871 году Окунев был произведен в генерал-майоры, и в течение следующего года был занят постройкой броненосного двух-башенного монитора "Крейсер», названного потом "Петр Великий».
Вскоре он был командирован в Англию, по возвращении, откуда Окунев прожил недолго: 24-го февраля 1873 года он умер.
Наряду с плодотворной деятельностью по постройке судов, устройству ряда казенных и частных механических заводов, Окунев отдавал много времени научно-литературной работе.
Постоянный сотрудник "Морского Сборника", он поместил в нем много оригинальных и переводных статей по вопросам машино- и судостроения, морской торговли и мореплавания; главные из них: "О нижегородской машинной фабрике"; "О сопротивлении железа удару ядер"; "Обзор последних усовершенствований по разным отраслям морской искусства"; "Публичные лекции из корабельной архитектуры, читанные в Кронштадте в 1866 г."; "О средствах для развития русской морской торговли и мореплавание" и т. д.
Кроме упомянутых работ, М. М. Окунев напечатал в 1841 г.: "Краткое руководство теории кораблестроения»; в 1862 году "О железном судостроении» Грентама (перевод с английского) и в 1807 году перевод с английского соч. Рида: "О броненосных судах». Сверх того, в "Морском Сборнике» были напечатаны следующее его статьи: "О нижегородской машинной фабрике», "О новейших способах производства стали и железа», "О сбережении топлива на броненосных судах», "Обзор последних усовершенствований по разным отраслям морского искусства», "Замечание о железной броне», "Публичные лекции
о корабельной архитектуре, читанные в Кронштадте в феврале и марте 1866 г.», "Обозрение новейших способов постройки железных судов», "О средствах для развития русской морской торговли и торгового мореплавания», "О морских паровых машинах г. Дюппюи ди Лома» и др. В том же журнале Окунев напечатал ряд своих переводных статей и рецензий на многие иностранный сочинения по кораблестроению.
Отдельными изданиями вышли следующие сочинения Окунева: "Описание разных предположений по кораблестроению» Блэка, перевод с английского (1836); "Опыт сочинения чертежей военным судам» (1836); "Краткое руководство теории кораблестроения» (1841); "О железном судостроении» Грентама, пер. с англ. (1862); "Теория и практика кораблестроения», в 5 ч. (1865—73); "Башни против бортовой системы вооружение броненосных судов» (1867); "О броненосных судах» Рида, пер. с англ. (1870).
"Общий морской список» т. XI, Спб. 1899 г. стр. 90-95; "Иллюстрированная газета» 1873 г. № 9, "Русский Архив», 1875 г. № 12, ст. Геннади; "Голос» 1873 г. № 66; "Кронштадтский Вестник» 1873 г. № 26.
Е. Ястребцев.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.