Аксаков, Константин Сергеевич, писатель
Аксаков, Константин Сергеевич, старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, рожденной Заплатиной, родился 29-го марта 1817 года, в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской губ.; умер 7 декабря 1860 г.
К. С. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушная, увлекающаяся отца.
Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, "с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца».
Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать и первою его книгою для чтения была "История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни.
"Между детскими годами и зрелым возрастом — говорит И. С. Аксаков — почти у всех лежит целая пропасть.
У него (т. е. К. С. Аксакова), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался».
Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15 лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из неё, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах.
С 12 лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение». Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своею даровитостью.
В 1832 году, 15-ти лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь па рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров — Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин — внес новый дух в университетское преподавание; с другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических.
Во время пребывания К. С. Аксакова в университете (1832—1835 г.) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты: Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам К. С. Аксаков и др. — словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем "кружка Станкевича».
В средине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Т.Н. Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков, и др.
В 1833—1840 годах К. С. Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих "Университетских воспоминаниях» (День» 1862 г., №№ 39— 40).
Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург (в 1839 г.), К. С. Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегелианству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами — и они навеки прекратили сношения (письма Белинского к К. С. Аксакову напечатаны в "Руси» 1881 года).
Вообще жизнь К. С. Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства в 1860 г. Поэтому дальнейшая биография, а пожалуй, и вся биография его есть, главным образом, история хода его литературная развития, история его ученых и литературных работ. Поселившись в Москве, К. С. Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 г. только что кончившим курс 18-ти-летним кандидатом. Вслед затем, он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, в которых сотрудничал Белинский — "Телескопе», "Молви» и "Московском Наблюдателе». К. С. Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в "Московском Сборнике», "Русской Беседе» и "Молве».
После смерти его иного стихотворений напечатано в "Дне», "Руси» и "Русском Архиве». Вначале тридцатых годов К. С. Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: "Олег под Константинополем» (напечатана она была в 1858 г.). Эта шутка явилась пародией на так-называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был проф. М. Т. Каченовский.
Как эта комедия, так и два других драматических произведения К. С. Аксакова — "Освобождение Москвы в 1612 году», драма в 5 действиях, появившаяся в 1848 году и только один раз игранная в декабре 1850 г. в бенефис Леонидова, a затем снятая с репертуара, и комедия "князь Луповицкий», писанная в 1851 году и напечатанная в 1856 году в приложении к "Русской Беседе», а в 1857 г. в Лейпциге,— имеют цели не художественные, a дидактические и важны вообще для характеристики тех или иных воззрений автора. То же самое можно сказать и про его оригинальные стихотворения, в которых он постоянно является публицистом.
В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души» и в "Москвитянине» того же года, в № 9, ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским.
Затем три критические статьи К. С. Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в "Московском Сборнике» 1846 года: 1) о сборнике гр. Соллогуба "Вчера и сегодня»,
2) о книге проф. Никитенко "Опыт истории русской литературе»; 3) "О петербургском сборнике Некрасова, — и затем уже в пятидесятых годах несколько статей в "Русской Беседе» — "Обозрение современной литературы» 1857 г., кн. I, "О повести г. Кохановской "После обеда в гостях» 1858 г., кн. 4, "О переводе Кронеберга летописи Тацита»., ibid. — и одна большая в "Молве» - "О сочинениях Жуковского» 1857 г., № 11. В "Русской Беседе», начавшей выходить с 1856 г., К. С. Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 г. редактировал еженедельную газету "Молва», где поместил много мелких статей.
В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», представленную для получения степени магистра русской словесности.
К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенный работы К. С. Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития. Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений, из которого первый том, как и другие тоже под редакцией и с предисловием И. С. Аксакова, появился в 1861 году, второй — в 1875 г. и, наконец, третий в 1880 г. Первый том состоит из 27 статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. Так, между прочим, здесь появилась впервые статья о "Богатырях князя Владимира», приготовленная для "Московского Сборника» 1853 года, возобновленного еще в 1852 году (когда была напечатана в нем статья К. С. Аксакова "О древнем быте у славян вообще и у русских в частности). Но этот том был запрещен цензурой в полном составе, состоялось распоряжение "всем главным участникам — братьям Аксаковым, кн. Черкасскому, Хомякову, Киреевским не иначе печатать свои статьи, как проведя их через Главное Управление цензуры в Петербурге» и, кроме того, все сотрудники сборника были отданы под полицейский надзор (см. "Русский Архив» 1878 г. № 11, рассказ редактора "Сборника И. С. Аксакова).
В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на I, VI, VII и VIII тома "Истории России Соловьева, "О древнем быте славян вообще и русских в частности», "Краткий исторический очерк земских соборов», "О состоянии крестьян в древней России», "По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным, и др.
В этих статьях К. С. Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, a общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой, что русский народ шел путем внутренней правды и поэтому древне-русская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства; что, наконец, русскому народу принадлежит особое, высокое и беспримерное положение во всемирной истории, как носителю христианских добродетелей.
II и III томы заняты сочинениями филологическими, причем весь третий посвящен "Опыту русской грамматики»; во II томе обращает особенное внимание критический разбор "Опыта исторической грамматики русского языка» Ф. И. Буслаева. Ученая критика в лице И. И. Срезневского ("Известия Императорской Академии Наук» 1860 г., т. 9, вып. I), филологические сочинения К. С. Аксакова ставит ниже его исторических трудов.
В заключение следует еще поименовать ряд публицистических статей, напечатанных в "Русской Беседе» и в "Молве» при жизни автора, и в "Руси» после его смерти.
В "Беседе» — "О русском воззрении», 1856 г., кн. I и II, и "Примечания на народную повесть о бражнике", 1859 г., кн. 6; в "Молве» — по поводу статьи В. Ламанского "О распространении знаний в России» 1857 г., № 10, "Замечания на статью Даля о народной грамотности» ibid., № 35, ряд передовых статей.
Из посмертных же статей особенно замечательна напечатанная в "Руси 1881 г., 26—28, записка "О внутреннем состоянии России», поданная в 1855 г. чрез графа Блудова только что вступившему тогда на престол Императору Александру II.
К. С. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (одном из семи Ионических островов), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, летом 1860 г.
Для характеристики нравственной личности К. С. Аксакова особенно важны воспоминания о нем Н. Бицына, появившиеся в "Русском Архиве».
"Н. Бицын» — псевдоним Николая Михайловича Павлова, автора многих исторических и критических статей, сотрудника "Руси», жившего в своем имении Каширского уезда; свои воспоминания об Аксакове он поместил в № 4 за 1885 г. "Русского Архива».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.