Гренаде, сражение при Гренаде в 1779 г.
ГРЕНАДА, один из южных Антильских о-вов, широта 12° N, долгота 613/4° W.
Сражение при Гренаде между французским флотом, под командованием вице-адмирала гр. д’Эстенга (из сухопутных генералов), и английским, под командованием вице-адмирала Байрона, произошло 6 июля 1779 г.
Французский флот состоял из 25 линейных кораблей и нескольких фрегатов, английский — из 21 линейного корабля и 1 фрегата.
В начале июня Байрон у о-ва Св. Лючии узнал, что д’Эстенг захватил 18 июня о-в Сен-Винцент и с значительными силами направился к о-ву Гренада.
Байрон подошел к Гренаде на рассвете 6 июля, не подозревая, что о-в за день до этого сдался французам. Часть французского судового десанта только что возвратилась на свои суда; эскадра д’Эстенга, стоявшая на якоре у г. Джорджтоун, на юго-западном берегу о-ва, и предупрежденная накануне о приближении английского флота, начала в 4 часов утра поспешно сниматься с якоря.
Некоторые из французских кораблей, высланные на ночь в дозор, оказались в это время под ветром главных сил, которые поспешно строили линию баталии, для скорости не соблюдая порядка номеров в линии.
Когда рассвело, положение флотов оказалось следующее: англичане спускались на французов с севера полным ветром, держась мористее своих транспортов; линия их была в довольно большом беспорядке. Французы шли в бейдвинд правым галсом, приблизительно на NNW, причем еще не все суда арьергарда успели вступить в линию, корабли же, увалившиеся за ночь под ветер, гнали к ветру, чтобы присоединиться к своему флоту. Ослабив свою линию отделением 3 кораблей с контр-адмиралом Роулей для конвоирования транспортов, Байрон, кроме того, допустил в линии беспорядок, хотя имел полную возможность ее выровнять и, по-видимому, не уяснив себе превосходства сил противника, сделал сигнал общей погони. Эти ошибки и были главной причиной поражения англичан.
Три корабля английского авангарда (один флагманский вице-адмирала Баррингтона) значительно опередили свой флот и первые около 7 час. утра попали под огонь всего французского арьергарда (см. план) на этот огонь английские корабли могли отвечать, только приблизившись и последовательно повернув на параллельный французскому флоту курс.
Потери англичан были очень велики. Одновременно Байрон приказал сигналом 3 кораблям контр-адмирала Роулей присоединиться к флоту. Остальные корабли английской линии, поворачивая последовательно за авангардом, ложились на параллельный курс с французами. Но при этом 64-пушечный корабль Lyon и 74-пуш. Grafton и Cornwall, с контр-адмиралом Гайд-Паркер, еще до начала боя увалившиеся под ветер, принуждены был ложиться на параллельный курс с французами, арьергард и кордебаталия которых сосредоточили по ним весь свой огонь.
Английские корабли потерпели такие повреждения и потери, что не могли управляться и вышли из линии; в это время оба флота сражались на параллельных галсах. Транспорты англичан приблизились к укреплениям Джорджтоуна, чтобы стать на якорь под их защитой, но, неожиданно увидев на них французский флаг и встреченные выстрелами, они бросились в беспорядке прочь.
Английская линия оказалась сильно растянутой; особенно большие интервалы были в авангарде между флагманским кораблем Баррингтона и его мателотами. Роулей, заметив тяжелое положение кораблей авангарда, проявил редкую в то время инициативу и, вместо того, чтобы вступить в свое место в строю, пошел кратчайшим путем на соединение с авангардом; прорезав линию английского флота и пройдя между ним и французами, Роулей стал с Suffolk и последовавшим его движению Monmouth в голове авангарда; этот маневр спас авангард англичан.
Около полудня д’Эстенг спустился, чтобы соединиться с оставшимися под ветром кораблями, и восстановил свою линию; Байрон же привел к ветру, чтобы отойти от сильнейшего неприятеля и приблизиться к своим транспортам; т. обр., противники разошлись.
Между ними, сильно отстав, шли с трудом 4 весьма поврежденных английских корабля. Около 3 час. дня д’Эстенг повернул всем флотом и направился к этим кораблям. Один из последних, Lyon, видя, что неминуемо попадет в руки французов, спустился по ветру и, пройдя поперек курса французского флота, пошел к Ямайке; остальные же 3, приведя насколько могли к ветру, прошли вдоль французской линии контр-галсом в расстоянии дальнего пушечного выстрела и затем спаслись на NW. В том же направлении ушел корабль Monmouth, которому не удалось повернуть оверштаг по сигналу Байрона.
Только чрезмерная осторожность и неумелость д’Эстенга, не сделавшего и попытки преследовать неприятеля, лишили французский флот трофеев, и знаменитый Сюффрен (младший флагман в эскадре д’Эстенга) писал по поводу этого боя: "Наш генерал проявил на суше и на море много мужества. Нельзя оспаривать, что он остался победителем, но будь он таким же хорошим моряком, как он храбр, мы бы не упустили из рук 4 кораблей с разбитым рангоутом".
Англичане потеряли 183 чел. убитых и 346 ранеными; французы — 190 чел. убитых и 759 раненых.
После сражения д’Эстенг вернулся к Гренаде, Байрон — к о-ву Сен-Китс.
Британский флот: |
|||
Название корабля |
Пушки |
Капитан |
Убито |
Princess Royal | 98 | William Blair | |
Fame | 74 | James Burchart | |
Cornwall | 74 | Timothy Edwards | |
Albion | 74 | George Bowyer | |
Prince of Wales | 74 | Benjamin Hill | |
Suffolk | 74 | Hugh Cloberry Christian | 7 killed, 25 wounded |
Magnificent | 74 | John Elphinston | |
Royal Oak | 74 | Thomas Fitzherbert | |
Elizabeth | 74 | Frederick Maitland | |
Grafton | 74 | Thomas Collingwood | |
Conqueror | 74 | Harry Harmood | |
Sultan | 74 | Alan Gardner | |
Boyne | 68 | Herbert Sawyer | |
Yarmouth | 64 | Nathaniel Bateman | |
Trident | 64 | Anthony James Pye Molloy | |
Monmouth | 64 | Robert Fanshawe | |
Nonsuch | 64 | William Hotham | |
Stirling Castle | 64 | Robert Carkett | |
Lion | 64 | The Hon. William Cornwallis | |
Vigilant | 64 | Sir Digby Dent | |
Medway | 60 | William Affleck | 4 wounded |
Boreas | 28 | Charles Thompson | |
Proserpine | 28 | George Anson Byron | |
Ariadne | 20 | Thomas Pringle | |
Французский флот: |
|||
L'Annibal | 74 | ||
Fendant | 74 | de Vaudreuil (Marquis de Vaudreuil) | |
Vengeur | 64 |