Гренаде, сражение при Гренаде в 1779 г.

ГРЕНАДА, один из южных Антильских о-вов, широта 12° N, долгота 613/4° W.

План сражения при острове Гренада, Озанн, Пьер (1737-1813)

План сражения при острове Гренада

Сражение при Гренаде между французским флотом, под командованием вице-адмирала гр. д’Эстенга (из сухопутных генералов), и английским, под командованием вице-адмирала Байрона, произошло 6 июля 1779 г.

Французский флот состоял из 25 линейных кораблей и нескольких фрегатов, английский — из 21 линейного корабля и 1 фрегата.

В начале июня Байрон у о-ва Св. Лючии узнал, что д’Эстенг захватил 18 июня о-в Сен-Винцент и с значительными силами направился к о-ву Гренада.

Байрон подошел к Гренаде на рассвете 6 июля, не подозревая, что о-в за день до этого сдался французам. Часть французского судового десанта только что возвратилась на свои суда; эскадра д’Эстенга, стоявшая на якоре у г. Джорджтоун, на юго-западном берегу о-ва, и предупрежденная накануне о приближении английского флота, начала в 4 часов утра поспешно сниматься с якоря.

Некоторые из французских кораблей, высланные на ночь в дозора, оказались в это время под ветром главных сил, которые поспешно строили линию баталии, для скорости не соблюдая порядка номеров в линии.

Когда рассвело, положение флотов оказалось следующее: англичане спускались на французов с севера полным ветром, держась мористее своих транспортов; линия их была в довольно большом беспорядке. Французы шли в бейдвинд правым галсом, приблизительно на NNW, причем еще не все суда арьергарда успели вступить в линию, корабли же, увалившиеся за ночь под ветер, гнали к ветру, чтобы присоединиться к своему флоту. Ослабив свою линию отделением 3 кораблей с контр-адмиралом Роулей для конвоирования транспортов, Байрон, кроме того, допустил в линии беспорядок, хотя имел полную возможность ее выровнять и, по-видимому, не уяснив себе превосходства сил противника, сделал сигнал общей погони. Эти ошибки и были главной причиной поражения англичан.

Три корабля английского авангарда (один флагманский вице-адмирала Баррингтона) значительно опередили свой флот и первые около 7 час. утра попали под огонь всего французского арьергарда (см. план) на этот огонь английские корабли могли отвечать, только приблизившись и последовательно повернув на параллельный французскому флоту курс.

Потери англичан были очень велики. Одновременно Байрон приказал сигналом 3 кораблям контр-адмирала Роулей присоединиться к флоту. Остальные корабли английской линии, поворачивая последовательно за авангардом, ложились на параллельный курс с французами. Но при этом 64-пушечный корабль Lyon и 74-пуш. Grafton и Cornwall, с контр-адмиралом Гайд-Паркер, еще до начала боя увалившиеся под ветер, принуждены был ложиться на параллельный курс с французами, арьергард и кордебаталия которых сосредоточили по ним весь свой огонь.

Английские корабли потерпели такие повреждения и потери, что не могли управляться и вышли из линии; в это время оба флота сражались на параллельных галсах. Транспорты англичан приблизились к укреплениям Джорджтоуна, чтобы стать на якорь под их защитой, но, неожиданно увидев на них французский флаг и встреченные выстрелами, они бросились в беспорядке прочь.

Английская линия оказалась сильно растянутой; особенно большие интервалы были в авангарде между флагманским кораблем Баррингтона и его мателотами. Роулей, заметив тяжелое положение кораблей авангарда, проявил редкую в то время инициативу и, вместо того, чтобы вступить в свое место в строю, пошел кратчайшим путем на соединение с авангардом; прорезав линию английского флота и пройдя между ним и французами, Роулей стал с Suffolk и последовавшим его движению Monmouth в голове авангарда; этот маневр спас авангард англичан.

Около полудня д’Эстенг спустился, чтобы соединиться с оставшимися под ветром кораблями, и восстановил свою линию; Байрон же привел к ветру, чтобы отойти от сильнейшего неприятеля и приблизиться к своим транспортам; т. обр., противники разошлись.

Между ними, сильно отстав, шли с трудом 4 весьма поврежденных английских корабля. Около 3 час. дня д’Эстенг повернул всем флотом и направился к этим кораблям. Один из последних, Lyon, видя, что неминуемо попадет в руки французов, спустился по ветру и, пройдя поперек курса французского флота, пошел к Ямайке; остальные же 3, приведя насколько могли к ветру, прошли вдоль французской линии контр-галсом в расстоянии дальнего пушечного выстрела и затем спаслись на NW. В том же направлении ушел корабль Monmouth, которому не удалось повернуть оверштаг по сигналу Байрона.

Только чрезмерная осторожность и неумелость д’Эстенга, не сделавшего и попытки преследовать неприятеля, лишили французский флот трофеев, и знаменитый Сюффрен (младший флагман в эскадре д’Эстенга) писал по поводу этого боя: "Наш генерал проявил на суше и на море много мужества. Нельзя оспаривать, что он остался победителем, но будь он таким же хорошим моряком, как он храбр, мы бы не упустили из рук 4 кораблей с разбитым рангоутом".

Англичане потеряли 183 чел. убитых и 346 ранеными; французы — 190 чел. убитых и 759 раненых.

После сражения д’Эстенг вернулся к Гренаде, Байрон — к о-ву Сен-Китс.

Британский флот:

Название корабля

Пушки

Капитан

Убито

Princess Royal 98 William Blair  
Fame 74 James Burchart  
Cornwall 74 Timothy Edwards  
Albion 74 George Bowyer  
Prince of Wales 74 Benjamin Hill  
Suffolk 74 Hugh Cloberry Christian 7 killed, 25 wounded
Magnificent 74 John Elphinston  
Royal Oak 74 Thomas Fitzherbert  
Elizabeth 74 Frederick Maitland  
Grafton 74 Thomas Collingwood  
Conqueror 74 Harry Harmood  
Sultan 74 Alan Gardner  
Boyne 68 Herbert Sawyer  
Yarmouth 64 Nathaniel Bateman  
Trident 64 Anthony James Pye Molloy  
Monmouth 64 Robert Fanshawe  
Nonsuch 64 William Hotham  
Stirling Castle 64 Robert Carkett  
Lion 64 The Hon. William Cornwallis  
Vigilant 64 Sir Digby Dent  
Medway 60 William Affleck 4 wounded
Boreas 28 Charles Thompson  
Proserpine 28 George Anson Byron  
Ariadne 20 Thomas Pringle  

Французский флот:

L'Annibal 74    
Fendant 74 de Vaudreuil (Marquis de Vaudreuil)  
Vengeur 64    

Название статьи:Гренаде, сражение при Гренаде в 1779 г.
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Laird Clowes, The Royal Navy; O. Troude, Batailles Navales de la France; L. Guérin, Histoire maritime de France.
Источник изображений:Библиотека Конгресса США, Three Decks - Warships in the Age of Sail
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru