К 70-летию Победы !!! Село Салаур Шиловского района.Через 70 лет установлен памятник летчикам Ли-2, 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения.
|
|
|
Через 70 лет установлен памятник летчикам Ли-2,
3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения.
Летчики Ли-2, 3-го транспортного авиаполка
2-й авиационной дивизии особого назначения.
|
1.Участник войны в Испании, командир самолета Ли-2, 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения, ст.лейтенант Филипп Александрович Зайцев.Родился в 1908 г. в селе Колпино Екимовического района Смоленской области.По данным потерь л/с, там же проживала его жена: Зайцева Дарья Ивановна. ЦАМО:Ф-56,Опись-12220,дело -83,л.122
2.Штурман самолета Ли-2, 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения, старшина Владимир Петрович Попов. Родился 3 апреля 1916 г. в г.Дмитров Московской области.Призван в 1941 г.Дмитровским РВК. По данным потерь л/с, отмечено: «Погиб в бою 7 октября 1942 г.» ЦАМО:Ф-58,Опись-818883,дело -2044,л.4
3.Стрелок-радист самолета Ли-2, 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения, старшина Всеволод Викторович Розанов. Родился в 1916 г. в г.Брянске. ЦАМО:Ф-58,Опись-818883,дело -2044,л.4
4.Старший бортмеханик самолета Ли-2, 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения, старший техник-лейтенант Андрей Дмитриевич Мальцев. Родился в 1906 г. в д. Теряево Покровского района Орловской области. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 2044, л. 4. ЦАМО, ф. 56, оп. 12220, д. 83, л. 287.
5.Бортмеханик самолета Ли-2, 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения, старшина Алексей Андреевич Степанов.Родился в 1922 г. в д.Новоселье Лужского района Ленинградской области. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 2044, л. 4.
|
|
|
Краткая история Ли-2 и 3-го транспортного авиаполка
2-й авиационной дивизии особого назначения войск НКВД(2-я АДОН).
Ли-2ВП - 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения М-62ИР (1000 л.с; лицензионный вариант американского мотора «Райт» «Циклон»); небольшая серия выпущена с двигателями М-88 (1100 л.с).
Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (по 1 в носовой неподвижной установке, верхней турели и двух шкворневых установках в боковых окнах); в ходе производства стали монтировать новую верхнюю турель с 12,7-мм пулеметом УБТ.
Самолеты с моторами М-88 вооружались только одним пулеметом в турели — ШКАСом, а позже УБТ.
Масса бомбовой нагрузки, размещаемой на внешних узлах под центропланом — 1000 кг (4 250-кг бомбы); в перегруз — до 2000 кг (4 500-кг бомбы). Экипаж — 6 человек. Боевое использование Ли-2: Первоначально самолеты ПС-84 и Ли-2 использовались в ВВС РККА исключительно в качестве транспортных.
|
|
|
В апреле 1942 г. была сформирована 1-я авиатранспортная дивизия (101-й и 102-й полки), вошедшая в состав АДД. Сначала она располагала лишь транспортными Ли-2, но вскоре их прямо в частях начали оснащать бомбардировочным вооружением, а из Ташкента начали поступать и Ли-2ВП, приспособленные для применения в качестве ударных уже на заводе.
На основании приказа ВВС КА № 0174 от 8 сентября 1942 года самолёт ПС-84 стал именоваться Ли-2 (Лисунов-2). 17 сентября аналогичный приказ подписал начальник ГУ ГВФ генерал-лейтенант авиации Ф. А. Астахов В 1942—1945 годах на ташкентском авиазаводе было произведено 2258 самолётов Ли-2.
А за период с 1939 по 1945 год отечественные самолётостроители построили 2419 самолётов ПС-84 и Ли-2. Наряду с основным бомбардировщиком АДД ДБ-3, эти самолёты стояли на вооружении дальнебомбардировочных авиаполков и широко использовались в качестве ночных бомбардировщиков.
Согласно Директиве заместителя наркома обороны СССР от 21 сентября 1942 года на базе 1-й авиационной эскадрильи отдельного авиационного транспортного полка особого назначения (ОТАП ОН) ВВС Красной Армии 7 октября 1942 г. был сформирован 2-й транспортный авиационный полк в составе двух эскадрилий и в составе 2-й АДОН. Универсальность Ли-2ВП позволила возложить на вооруженные ими части широкий спектр задач.
Самолеты полка осуществляли транспортные перевозки, летали к партизанам, буксировали грузовые планеры, обеспечивали высадку десантов. Подавляющее большинство вылетов осуществлялось ночью. Нужно думать, что в это же время был создан и 3-й транспортный авиаполк 2-й авиационной дивизии особого назначения НКВД, который выполнял секретные правительственные задания.
|
|
|
|
|
|
Трагедия.
В Сасово в это время размещалась 3-я военная авиационная школа по подготовке пилотов.
Экипаж летел 7 октября 1942 г.на самолете «Ли-2» из Сасова.
Когда у с.Салаур Ерахтурского района, что ныне Шиловского района, случилась авиационная катастрофа.
Что-то на борту пошло не так.
Или выучка экипажа, или неисправнось самолета !? Самолет разбился на поле у села Салаур Шиловского района, экипаж из 5 человек погиб.
Местное население из кусков обгоревшего дюраля делали кружки, из парашютов шили платья. Парашюты, найденные на месте гибели летчиков,были не раскрытами.
Местных жителей, которые были очевидцами трагедии, в живых уже не осталось.
Однако до сих пор помнят их рассказы родственники.
Тетя жительницы Салаура Лидии Шинаковой жила в доме прямо напротив места трагедии. – Она видела, как самолет падал и горел. Потом приезжали из сельсовета, из военкомата, вместе с жителями захоронили останки на кладбище, – вспоминает Лидия Александровна.
Память.
Захоронение членов экипажа оставалось безымянным. Местные жители и учащиеся Занино-Починковской средней школы всегда ухаживали за могилой, приносили цветы.
Кто-то установил на могильном камне маленькую модель самолета Ли-2.
Учитель истории, ветеран Великой Отечественной войны, защитник Сталинграда, Александр Никитич Блинков вел поисковую работу по установлению имен погибших летчиков.
Но результатов не было.
Тогда никто не знал, что летчики были из 3-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения НКВД(2-я АДОН), который выполнял секретные правительственные задания.
В наше время.
Интернет
Регистрация: 25.10.07
Сообщений: 10 Откуда:
Латвия
Всем добрый день, у меня к Вам большая просьба.. Я хотела бы найти могилу одного лётчика (Зайцев Филипп Александрович, 1908 года рождения) 2-ой мировой войны. Погиб он в Сасово 7 октября 1942 года (по данным пришедшей похоронки), а по данным архива в Салауре.
Не могли бы Вы узнать какую либо информацию по месту захоронения? Может быть в Сасово есть места захоронения ВОВ?
К сожалению сын Филиппа Александровича приехать не может по состоянию здоровья Буду благодарна за любую информацию! Заранее спасибо Он до войны\ СССР\ уже был пилотом,воевал в Испании.Я хотела только узнать,не похоронен ли он в Сасово\по данным похоронки\.
На обращение откликнулся краевед из Москвы Андрей Евдокимов, который связался со школой села Занино-Починки, находящейся близ места катастрофы, а потом помог ребятам и в работе с архивами.
Однако, обретя имена погибших летчиков, братская могила до сих пор оставалась без достойного памятника.
Осенью прошлого года школьники во главе с директором обратились с просьбой о помощи в благоустройстве захоронения к Председателю Рязанской областной Думы Аркадию Васильевичу Фомину.
Накануне Дня Победы, 7 мая, новый памятник был торжественно открыт.