Курьезный рапорт

В бытность покойного генерал-адъютанта графа Перовского оренбургским и самарским генерал-губернатором, граф, усмотрев из месячных строевых рапортов коменданта пограничной крепости св. Николая, что в ее гарнизоне умирает множество людей, предписал ...
Подробнее

Кто такой был Гедимин

Кто такой был Гедимин?

Наглядным примером сильных противоречий, которыми наполнены источники литовской истории, могут служить свидетельства о происхождении Гедимина. Как всем известно, источники литовской истории распадаются по этому вопросу на две противоположные серии, колеблются между двумя противоположными показаниями: одни, как Annales Olivienses, Dlugosz, Bielski, Miechowita, Kromer, утверждают, что Гедимин был конюшим великого князя Витенеса, убил своего государя в заговоре с молодою женою последнего и овладел престолом; другие-же, как Kronika rekopisna Litewska Bychowca, Stryjkowski, сообщают, что Гедимин был сын Витенеса и получил литовский престол по смерти отца, пораженного громом.

Подробнее

Кто такие "младотурки"

Причин, крайне негативно сказавшихся на подготовке Российской империи к мировой войне, было немало. Но главными, безусловно, являлись последствия Русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. Русское общество, в том числе и армия, отошло от этих потрясений не сразу. Только с 1909 г. начало восстанавливаться полномасштабное финансирование армии и флота – единственных союзников России, по крылатому выражению Царя-Миротворца Александра III. Армейские круги были убеждены в неизбежности большой войны в Европе, но после окончания Русско-японской войны армия никак не могла выйти на уровень боеспособности довоенного периода.

Подробнее

Крымский набег, историческая песня

Русская историческая песня

А не силная туча затучилася,

а не силнии громы грянули:

куде едет собака Крымской царь?

А ко силнему царству Московскому:

"А нынечи мы поедем к каменной Москве,

А назад мы пойдём, Резань возмём». ...

Подробнее

Кроткие ответы рецензенту

Рассматриваемая книга впервые выходила в Калининграде в 2008 г. под названием "Тевтонский орден. История и наследие». О её содержании хорошо говорится в аннотации, поэтому сразу перейду к своим замечаниям. Книга, безусловно, обстоятельная и хорошо документированная (автор приводит множество цитат – без каких-либо отсылок, правда, дает список литературы на разных языках), написанная живо и легко. Автор давно занимается данной темой и рассматривает со всех сторон. Это, думается, основа для любого достойного исследования. Особенно, если автор стремится пересмотреть сложившиеся стереотипы, а их в отношении Тевтонского ордена действительно много. Какие-то из них В. Акунов смог убедительно развенчать, какие-то нет. Однако проблема заключается не в успешности решения поставленных им как исследователем задач, а в том посыле, которым он руководствуется. И ...

Подробнее

КРОТКИЕ ОТВЕТЫ РЕЦЕНЗЕНТУ

Рассматриваемая книга впервые выходила в Калининграде в 2008 г. под названием "Тевтонский орден. История и наследие». О её содержании хорошо говорится в аннотации, поэтому сразу перейду к своим замечаниям. Книга, безусловно, обстоятельная и хорошо документированная (автор приводит множество цитат – без каких-либо отсылок, правда, дает список литературы на разных языках), написанная живо и легко. Автор давно занимается данной темой и рассматривает со всех сторон. Это, думается, основа для любого достойного исследования. Особенно, если автор стремится пересмотреть сложившиеся стереотипы, а их в отношении Тевтонского ордена действительно много. Какие-то из них В. Акунов смог убедительно развенчать, какие-то нет. Однако проблема заключается не в успешности решения поставленных им как исследователем задач, а в том посыле, которым он руководствуется. И здесь речь идет об отказе от одних крайностей (в рассмотрении истории Тевтонского ордена, в нашем случае) ради других. Если раньше о крестоносцах писали как о завоевателях, поработителях и эксплуататорах местного населения, то теперь Акунов возносит их следующим образом: "Рыцарские ордена способствовали развитию христианства, несли мир в земли, столетиями раздираемые межплеменными междоусобицами, и культивировали огромные территории, превращая их из "медвежьих углов» в часть цивилизованного мира» (с.41). О современных рыцарях он тоже находит добрые слова: "от безбожных властей пострадал гохмейстер тевтонов брат Роберт Шелцкий, скончавшийся в коммунистическом узилище в 1948 г. как мученик за Христа и его Пречистую Матерь» (с.303). ...
Подробнее

Кровавый бранный пир

Тевтонский (Немецкий) Орден Пресвятой Девы Марии был основан в 1190 г., в ходе Третьего Крестового похода, при осаде сарацинской (мусульманской) крепости Аккона (Акры). Немецкие купцы из богатых северогерманских торговых городов Бремена и Любека (ставших основой Ганзейского союза) создали, под названием "Ордена госпиталя (странноприимного дома) святой Марии тевтонов (немцев) в Иерусалиме», организацию, деятельность которой должна была первоначально ограничиваться уходом за многочисленными ранеными в боях и больными немецкими крестоносцами. Эта задача была поручена членам нового странноприимного Ордена ("орденским братьям») монашеского звания. Впоследствии ведущая роль в Ордене перешла к рыцарям, которые, также принимая монашеский постриг, приносили обет (т.е. обязательство) силой оружия бороться за сохранение святого града Иерусалима под властью христиан (а впоследствии, после повторной потери Иерусалима христианами - за его возвращение под их власть). В 1198 г. папа (епископ) римский официально признал тевтонское странноприимное братство в качестве духовно-рыцарского Ордена римско-католической церкви под названием "Ордена Дома святой Марии Тевтонской», или "Тевтонского Ордена Дома святой Марии» (лат.: Ordo Domus Sanctae Mariae Theutonicorum). В период своего пребывания в Святой Земле молодой Тевтонский Орден оказался не в состоянии сравняться в силе и влиянии с учрежденными там значительно раньше военно-монашескими Орденами храмовников (тамплиеров) и иоаннитов (госпитальеров). Сделавшись собственником многочисленных, однако разбросанных по всей Европе и Азии (главным образом, в Сирии, Палестине, Армении, Греции, Южной Италии, на острове Кипр и в Германии) земельных владений, полученных в дар от светских и духовных властителей, Тевтонский Орден в скором времени направил свои усилия на создание, с использованием своего внушительного военного потенциала, собственного единого, централизованного государства, способного обеспечить рост его могущества в большей степени, нежели разрозненные, хотя и многочисленные, мелкие владения. Особо тесные связи с Германией побудили Тевтонский Орден отвлечь свое внимание от Святой Земли. В 1222 г. он, по приглашению короля Венгрии Андрея (Эндре) II (1205-1235), перенес свою деятельность в Се(д)миградье (Трансильванию), где король поручил тевтонским рыцарям защищать пограничную область Бурца от нападений язычников-куманов (кипчаков, известных у нас на Руси под именем "половцев») и обеспечить ее колонизацию христианскими поселенцами. Однако уже в 1225 г. Ордену пришлось, под давлением венгерского короля, завершить этот эпизод своей истории, поскольку король (вообще-то весьма благоволивший соперникам "тевтонов» - иоаннитам) не пожелал терпеть существование автономной орденской области на территории своего королевства. ...

Подробнее
Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru