Пожары судовые
ПОЖАРЫ СУДОВЫЕ
Главнейшими причинами Пожара на судах нужно считать возгорание легко воспламеняющихся веществ (бензин, спирт, скипидар, керосин, нефть, масло, камен. уголь, пакля и т. п.), короткое соединение электрических проводов и неосторожное обращение с огнем случайного характера; на военных кораблях к этому прибавляются самовозгорание пороха и взрывы попавших в судно во время боя неприятельских снарядов.
Меры борьбы с возникновением Пожара: все легко возгорающиеся жидкости хранятся в герметических цистернах или бочках, преимущественно на верхней или ближайшей к ней палубах. Это вызывается соображениями об удобстве проветривания помещений от газов, просачивающихся через укупорку, а также и об удобствах осмотра и наблюдения за хранящимися веществами.
Цистерны с керосином и нефтью приходится, в виду их больших размеров, помещать в нижних частях корабля. В этих случаях обращают особое внимание на искусственную вентиляцию.
Уголь хранится в водонепроницаемых угольных ямах; если же он составляет груз, то ссыпается в отсеки трюмов, имеющие непосредственное сообщение с верхней палубой.
Наблюдение за углем ведется очень тщательно, т. к. он способен при долгом хранении и высокой температуре разлагаться, выделяя гремучий газ, накопление которого легко м. вызвать взрыв и Пожар от простой искры. Этим свойством особенно отличаются сорта угля с большим содержанием серы и смолистых веществ.
Если уголь сырой, то процесс разложения часто выражается сильнейшим нагреванием, переходящим в самовозгорание. Поэтому на судах производятся по несколько раз в сутки наблюдения за температурою в угольных ямах и трюмах, и, в случае её повышения, помещения с углем усиленно вентилируются.
Пакля, обстрижка и т. п. материал, служащий для обтирания масла с механизмов, также опасен в смысле самовозгорания и требует постоянного наблюдения и проветривания помещений, где он хранится. Электрические провода располагают т. обр., чтобы по возможности предохранить их от повреждений.
Существенное значение имеет также и герметичность проводки, т. к., при отсутствии её, причиною короткого замыкания м. явиться вода.
Пожар от случайной неосторожности с огнем происходят почти только на судах, не имеющих электрического освещения. Для предохранения принимается ряд мер (см. Освещение судовое), направленных к усилению наблюдения за огнем.
Средства борьбы с пожарами, в 1-й момент — разливают огнетушители, а затем — заливание водой, заглушение паром и, наконец, полное затопление отделений судна, в которых возник огонь.
Тушение паром применяется гл. обр. при возгорании каменного угля, нефти или другой горючей жидкостью, не заливаемых водою. Способ тушения заключается в том, что отделение, в котором случился пожар, герметически закрывается и в него напускается, по особому трубопроводу, пар от котла. Большую помощь при локализации огня оказывают судовые водонепроницаемые переборки, являющиеся как бы корабельными "брандмауэрами".
Если пожар возник от касания проводов, необходимо первым делом выключить электрический ток в той цепи, где загорелось, т. к. иначе является опасность получения электрических ударов людьми, занимающийся тушением (через водяную струю и металлическую пипку пожарного шланга).
На военных судах имеются специальные пожарные помпы (насосы), от которых по всему судну проходит система труб, снабженных отростками в каждом водонепроницаемом отделении.
К отросткам присоединяются пожарные шланги, длина которых м. б. изменяема присоединением новых колен.
Помпы бывают паровые, электрические и ручные (см. Насосы), последние — постоянные и переносные (см. Брандспойты).
В судовых расписаниях военных кораблей видную роль играет "расписание пожарной тревоги". В нем принимает участие почти весь экипаж, т. к. Пожар на военных судах представляются особенно опасными в виду присутствия большого количества взрывчатых веществ, и борьба с ними д. вестись с полным напряжением всех средств и сил.
Во время боя на кораблях имеется специальный пожарный дивизион (группа нижих чинов, под началом офицера), не принимающих участия в сражении, а занятых лишь тушением пожаров.
Опасность от последних во время боя, при современных взрывчатых снарядах, весьма велика, и поэтому на военных судах принимаются все меры для уменьшения количества горючих материалов. Так, совершенно отказываются от деревянной отделки помещений, переходят к стальным шлюпкам и т. п.
Больной вопрос до сих пор составляет масляная краска, дающая обильную пищу огню; попытки перехода к негорючим красящим составам пока не дали удовлетворительных результатов.
Лучшим предохранением судовых бомбовых и патронных погребов от Пожара является приспособление для их затопления (см. Артиллерийские погреба).
Ежегодно от огня гибнет довольно значительное количество судов, преимущественно коммерческого флота, т. к. на торговых и пассажирских пароходах условия для наблюдения за огнем и борьбы с Пожаром хуже, нежели на военных судах.
Наиболее выдающимися Пожарами в начале XX века, являлись Пожары пароходов Монголия и Volturno, особенно последний, сопровождавшими большим числом человеческих жертв.
Причиной Пожара на Монголии послужило разлитие серной кислоты на деревянной палубе, на Volturno же произошло возгорание угля.
В военном флоте ужаснейшими по последствиям были Пожара вызванные самовозгоранием пороха, повлекшем за собою взрывы патронных погребов на французских броненосцах Иена в 1906 г. и Lib?rt?, в 1912 г.
Эти Пожары совершенно разрушили упомянутые суда и повели к гибели сотен людей (см. Взрывы на военных судах).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!