Ку-Клукс-Клан. ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ КЛАНА
Ку-Клукс-Клан. ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ КЛАНА
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Где был основан Ку-Клукс-Клан?
В кабинете судьи Томаса М. Джонса, размещавшемся в здании адвокатской конторы захудалого городишка Пьюласки в американском штате Теннесси. Об этом долгое время напоминала мемориальная доска, помещенная на стене здания местного суда (и впоследствии удаленная по распоряжению федеральных властей США).
|
Кем был основан Ку-Клукс-Клан?
Шестью ветеранами (в большинстве своем — бывшими офицерами) армии южан-конфедератов, оставшимися без дела после поражения Конфедерации Южных Штатов Америки, или Конфедеративных Штатов Америки (КША) в Гражданской войне 1861-1865 гг., так называемой «Войне за отделение (южных штатов от США) », долгое время считавшейся, с подачи официальной пропаганды северных штатов, «войной за освобождение негров». Приводим ниже имена первых шести членов-основателей Ку-Клукс-Клана:
1) Майор Джеймс Р. Кроу (1838-1911), пресвитерианин;
2) Капитан Джон С. Лестер (1834-1901), христианин, точная конфессиональная принадлежность неизвестна;
3) Капитан Джон Б. Кеннеди (1841-1913), неизвестного вероисповедания;
4) Адъютант Кэлвин Э. Джонс (1839-1872), сын судьи Томаса М. Джонса, член Епископальной церкви;
5) Рядовой Фрэнк О. Маккорд (1839-1895), член Методистской церкви;
6) Ричард Р. Рид, ветеран армии южан, воинское звание и годы жизни неизвестны, пресвитерианин.
Когда был основан Ку-Клукс-Клан?
Поздней осенью 1865 года, всего через пару месяцев после завершения Гражданской войны, расколовшей Соединенные Штаты Америки на долгие четыре года и стоившей американцам куда больших жертв, чем их участие впоследствии в двух мировых войнах.
Настроение у ветеранов армии конфедератов, собравшихся в судейском кабинете, было хуже некуда. В чем не было ничего удивительного. Кадровые военные, потомственные профессиональные солдаты, не знавшие и не умевшие ничего, кроме военной службы, оказались у разбитого корыта. Они лишились всего. Единственным утешением служили безмерно идеализированные воспоминания о героических боях и походах славной армии южан. Утешением, впрочем, слабым и неспособным заглушить горечь поражения.
Вынужденное безделье, провинциальная скука и гнетущее чувство стыда за позорно проигранную войну в скором времени помогли не желавшим примириться с поражением вечно вчерашним» измыслить себе «главного врага», причину всех несчастий, что постигли лично их и «старый, добрый Юг». Этим врагом для них стал «ниггер», «негр» (как белые в те далекие времена, да и еще сравнительно недавно называли чернокожих, афроамериканцев, не боясь быть обвиненными в отсутствии политкорректности). Разве не из-за «ниггеров» началась Гражданская война? Если бы президент США Авраам («Эйби») Линкольн не проявил такого упрямства, из-за «проклятых чернокожих», в вопросе отмены рабства, Юг не был бы разорен, опустошен, повержен в прах дикими ордами «синих мундиров» — «проклятых янки», явившихся с Севера. А теперь «ниггеры», освобожденные Линкольном (застреленным к тому времени актером Джоном Уилксом Бутом, хотя и слишком поздно, по мнению джентльменов из Пьюласки и их единомышленников), чересчур задрали нос, усомнившись в превосходстве белых над «черномазыми».
Пришла пора объявить чернокожим войну не на жизнь, а на смерть, пока они «не перепортили всех белых женщин и не унизили окончательно белого человека». При этом следует заметить, что под «истинно белым человеком» собравшимися в Пьюласки ревнителями традиций Юга понимался «белый англосакс-протестант». Или, по-английски, White Anglo Saxon Protestant, сокращенно W.A.S.P. Эта аббревиатура была созвучна английскому слову wasp (уосп), что в переводе на русский означает «оса». Подобно осам, былые англосаксы-протестанты (каковыми были и «отцы-пилигримы» — первые европейские колонисты в Северной Америке) должны были грозить своими острыми ядовитыми жалами всем инородцам, всем «понаехавшим» в Америку впоследствии, всем врагам исконно-американского духа, служившим вашингтонскому правительству янки в качестве «пушечного мяса» для подавления ожесточенного сопротивления дравшихся не на жизнь, а на смерть, но сравнительно немногочисленных южан в годы Гражданской войны (известно, что федеральное правительство США щедро предоставляло массам иммигрантов, часто даже не знавших толком английского языка, американское гражданство в обмен на обязательство записываться «добровольцами» в армию северян).
Семнадцать ветеранов армии конфедератов, собравшиеся на тайную сходку в адвокатской конторе Пьюласки, решили учредить тайное общество, призванное «поставить наконец на место» освобожденных демагогами с Севера черных рабов.
В поисках названия для тайного общества один из собравшихся, а именно — упомянутый выше в числе отцов-основателей «тайного белого ордена» Ричард Р. Рид — предложил назвать его «Рыцари (Кавалеры) Круга». Однако еще до начала Гражданской войны, на Юге США существовало тайное общество масонского типа под названием «Рыцари (кавалеры) Золотого Круга» (англ. Knights of the Golden Circle), на базе которого был впоследствии учрежден «Орден Золотого Круга» (англ. Order of the Golden Circle), и член которого — упомянутый выше Джон Уилкс Бут — застрелил в 1865 году лидера северян Президента США Авраама Линкольна — ставленника финансово-промышленной олигархии американского Севера и члена пифагорейского «Ордена рыцарей Пифия» (англ. Order of Knights of Pythias), провозгласившего себя «благотворительной братской организацией, чуждой сектантскому духу и всем видам расизма».
Поэтому другой «отец-основатель» — шотландец Джон Б. Кеннеди (думается, далеко не случайно член Ку-Клукс-Клана с такой фамилией, второй муж Кэти Скарлетт O’Хара - Фрэнк Keннеди, убитый в перестрелке солдатами федеральной армии, вошел в известный роман Маргарет Митчелл о разгроме Юга северянами «Унесенные ветром») — предложил собравшимся ввести в название учрежденной ими тайной организации, вместо слова «круг» (вызывавшего неприятные для южан ассоциации с разгромленным ненавистными им северянами «Золотым Кругом»), вместо английского слова «круг», соответствующее ему по значению греческое слово «кюклос», или «киклос» (от которого происходит наше слово «цикл»), и добавить к нему слово «клан».
Кланом (гэльск. clann — «род», «семейство», «сообщество близких людей», «потомство») традиционно именовался род у кельтских народов: ирландцев, шотландцев, валлийцев (уэльсцев) и других, но не у англосаксов (относящихся не к кельтскому, а к германскому племени). Однако, такое явное несоответствие, похоже, не смутило джентльменов-южан из Пьюласки (напомним — кадровых военных, а не лингвистов и не этнологов). Видимо, потому, что все перечисленные выше кельтские народности давно уже были подчинены и в значительной степени ассимилированы Англией, а на территории бывших английских колоний, ставших Соединенными Штатами Америки, давно перешли на английский язык.
Предложение Кеннеди было принято, организацию назвали «Кюклос-Клан», или «Куклос Клан» (в английском, а в особенности — англоамериканском произношении оба названия звучат одинаково).
Очень скоро новоиспеченные «кавалеры Куклоса» переосмыслили слово «куклос» по созвучию с клацаньем затвора винчестера — «ку-клукс-клан». Так тайная организация получил название «Куклукс Клан», а затем — «Ку-Клукс-Клан», сокращенно — ККК или К.К.К. Так на внутриполитической арене США, еще содрогавшихся в послевоенных конвульсиях, появился призрак Ку-Клукс-Клана. С самого первого дня своего существования Ку-Клукс-Клан окружал себя атмосферой таинственности. Был разработан сложный церемониал многоступенчатого посвящения — смесь инициатических обрядов «вольных каменщиков»-франкмасонов (большинство офицеров американской армии — и не только — еще со времен британского владычества и Войны американцев за независимость от Англии 1775-1783 гг. были членами масонских лож) и индейских племен. Последнее обстоятельство представляется далеко не случайным. В годы «Войны за отделение» 1861-1865 гг. индейцы в основном сражались против северян на стороне конфедератов, чьим уполномоченным по индейским делам был генерал Альберт Пайк, впоследствии немало потрудившийся на благо Ку-Клукс-Клана. Пайк, имевший с 1867 года сан «Великого Дракона Ордена рыцарей Ку-Клукс-Клана», видный масон «тамплиерского» шотландского устава (а по мнению некоторых исследователей — еще и глубоко законспирированным адептом тайного общества «иллюминатов», внедренным в «тамплиерский» устав шотландского масонства), был автором фундаментального труда «Мораль и Догмa Древнего и Принятого шотландского обряда вольного каменщичества» (англ.: Mоrals and Dogma of the Ancient and Accepted Scotish Rite of Freemasonry). Альберт Пайк переписывался с главой итальянских карбонариев, борцом за объединение Италии и врагом римско-католической церкви (которой был столь же враждебен и Ку-Клукс-Клан), масоном и гарибальдийцем Джузеппе Мадзини (1805-1872), создателем тайных обществ «Молодая Италия», «Молодая Европа» и «Интернациональный союз народов», а также с самим Джузеппе Гарибальди — объединителем Италии в единое государство и двух уставов (обрядов) «египетского» франкмасонства — «Мемфис» и «Мицрайим» — в единый обряд «Мемфис-Мицрайим». Дело в том, что Гарибальди, как и Пайк, всю свою жизнь был тесно связан с масонством. Вступив в 1844 году в Монтевидео (Уругвай) в масонскую ложу «Убежище в добродетели» (исп. Asilo de la Virtud), он в 1862 году был возведен в Турине в 33 градус (степень) Древнего и Принятого шотландского устава, в 1864 году стал «Великим Мастером» Великой Ложи «Великий Восток Италии» (кроме Джузеппе Мадзини, масонами были и другие соратники и единомышленники Гарибальди - Франческо Криспи, Нино Биксио, Джакомо Медичи, Иштван Тюрр). В 1876 году, незадолго до своего разочарования в «египетском» масонстве и обращения в католицизм, великий иерофант Восточного устава Мемфиса Сальватор Авентюр Золя пожаловал 95 и 96 градус (степень) этого устава Джузеппе Гарибальди (в чьих войсках он ранее сражался за объединение Италии), присвоив ему пожизненный титул «Великого Мастера Державного Святилища Египта». В 1881 году Джузеппе Гарибальди, будучи «Великим Иерофантом» Восточного устава «Мемфис» и, одновременно, «Великим Иерофантом» Египетского устава «Мицрайим», выступил инициатором объединения двух «египетских» уставов, происшедшего уже при Пайке, в 1889 году, через семь лет после смерти Гарибальди. Именно с этого момента ведет свою историю объединенный устав «Мемфис-Мицрайим». Но это так, к слову...
В годы своего пребывания в городе Мемфис Альберт Пайк посещал тот же масонский «Храм», что и вышеупомянутый глава — «Великий Магистр», впоследствии, «Великий Мудрец», или «Великий Маг» — Ку-Клукс-Клана, бывший генерал армии южан Натан(иэль) Бедфорт Форрест. В то же время Пайк поддерживал тесные контакты с главой иудейского масонского Ордена «Б’най Брит» (или «Бней Брит», т.е. «Сыны Завета») Абрахамом Фрэнклэндом — ярым расистом и противником уравнения негров в правах с белыми. Пайк был одним из двух деятелей Конфедерации Южных Штатов (вторым был главнокомандующий армией южан генерал Роберт Ли), удостоившихся посмертно памятника в столице США городе Вашингтоне. Последние годы жизни Пайк провел в стенах масонского «Храма» городе Чарльстоне (где якобы хранился идол двуполого демона Бафомета, в поклонении которому инквизиторы обвиняли средневековых храмовников-тамплиеров). В 1944 году прах Альберта Пайка был перенесен с вашингтонского кладбища Оук Хилл в штаб-квартиру («Дом Храма») Южной юрисдикции масонства шотландского устава.
Альберту Пайку (именуемому русским православным духовным писателем Сергеем Александровичем Нилусом в его известном труде «Близ есть при дверех», ни много ни мало, «черным папой люциферианского масонства»), принадлежит, в частности следующее многозначительное изречение:
«Третью мировую войну необходимо разжигать с использованием противоречий, вызванных «агентурой» «иллюминатов» между политическими сионистами и лидерами исламского мира. Необходимо управлять войной (между ними — В.А.) таким образом, чтобы ислам (арабы-мусульмане) и политический сионизм (государство Израиль) взаимно уничтожили друг друга».
Нам представляется нелишним подчеркнуть, что это высказывание Пайка (являвшегося, кстати говоря, не будучи иудеем по вере, соучредителем упомянутого выше иудейского масонского Ордена «Б’най Брит» — факт, который как-то «подзабылся» на фоне позднейшей юдофобии и антисемитизма Ку-Клукс-Клана) датируется 1871 годом, задолго до Первой и Второй мировых войн, не говоря уже об официальном провозглашении на территории Палестины еврейского (иудейского) государства Израиль (Мединат Исраэль). Впрочем, довольно об этом...
Первое время «белые рыцари Юга» только запугивали «ниггеров», разъезжая ночами по городским улицам и окрестностям, закутанные в белые простыни, на покрытых простынями лошадях. При виде приближающихся вскачь ночных призраков в развевающихся на ветру долгополых рясах «белых крестоносцев», подобных всадникам Апокалипсиса, суеверные чернокожие, о просвещении которых белые плантаторы, владевшие черными рабами до конца Гражданской войны, естественно, особо не заботились, должны были в благоговейном ужасе, как встарь, покорно склоняться перед белым человеком. Вначале перепуганные негры и вправду принимали этих ночных всадников за души павших солдат армии конфедератов, восставших из могил, чтобы «наводить порчу» на них, (пока еще) живых. Их суеверный страх стал постепенно проходить лишь начиная с 1866 года, с появлением среди членов Ку-Клукс-Клана первых раненых и убитых в столкновениях с федеральной армией США.
Со временем «клансмены» получили единообразное орденское облачение, представлявшее собой белую рясу (пренебрежительно именуемую противниками Клана «балахоном» или «ночной рубашкой») с остроконечным капюшоном, имевшим прорези для глаз (а порой — также для носа и рта), чтобы, в случае необходимости, скрывать лицо члена Клана. Клановская ряса напоминала облачение католических религиозных конгрегаций (в частности, испанских и португальских). С учетом ярого протестантизма ку-клукс-клановцев, это явное заимствование ритуального облачения у католиков было нелогичным, но это, похоже, членов Клана не смущало.
Впоследствии высшие сановники тайного общества получили рясы иных цветов — пурпурного, красного и др. и особые знаки различия в виде золотых, зеленых, синих, черных, красных и иных цветов полосок, ромбов и т.д. нашиваемых на рукава и подолы. Использовалась в символике Ку-Клукс-Клана и «Адамова голова» (изображение человеческого черепа и скрещенных берцовых костей, заимствованное «белыми рыцарями», скорее всего, у «Кавалеров Золотого Круга», или вообще у франкмасонов), не говоря уже о буквах ККК (К.К.К.). Латинское название капюшона «клансменов» — «кукулла» (cuculla), по-русски «кукуль» или «куколь» — кстати говоря, привело к возникновению версии о происхождении названия Ку-Клукс-Клана от этого слова.
Нагрудной эмблемой «избранных», сочтенных достойными посвящения в «кланкрафт» («искусство», или «ремесло» куклуксклановцев), стал белый крест (первоначально — прямой, впоследствии — уширенный, напоминающий своей формой крест, украшавший печать «Кавалеров Золотого Круга») на красном или черном поле, с черным или белым ромбом в перекрестье, украшенным изображением красной «капли крови, которую Иисус Христос пролил за белого человека» (к «ниггерам» и прочим «цветным» Искупительная Жертва Христа на Голгофе, по мнению «клансменов» отношения не имела — «не стал бы Сын Божий, Спаситель, жертвовать Собой за каких-то черномазых»). Этот уширенный, «тамплиерской» формы крест, со временем украсил и белый, с двумя широкими красными вертикальными полосами по краям, флаг «Незримой Империи Юга» (впоследствии у Ку-Клукс-Клана появились и иные флаги — красный с черным «кельтским» крестом в белом ромбе и др., используемые наряду с военным флагом конфедератов, а со временем — и со «звездно-полосатым» государственным флагом США, хотя в годы «Войны за отделение» под ним сражались северяне). Порой «клансмены» использовали в своей символике и кресты иных цветов и иной формы — например, красный лилиевидный крест испанских и португальских рыцарей-монахов Ордена меченосцев Святого Иакова (Сантьяго), с нижним лучом, переходящим в лезвие меча. Но довольно об этом...
Всего за несколько месяцев в штатах побежденного Юга возникли «местные ячейки» Ку-Клукс-Клана. Организованные наподобие масонских лож, эти ячейки назывались «берлогами», по-английски — «кэйвами» (Kaves), или «клановыми берлогами» — «клан кэйвами» (Klan Kaves). В 1867 году члены Клана собрались на съезд в город Нэшвилл (южный штат Теннесси). На Нэшвиллском съезде был принят тайный Устав, или Конституция, Клана, под названием «Белая Книга» или «Клоран» (сочетание частицы «Кл-» и названия священной книги мусульман — Корана), в котором утверждалась «богоустановленное превосходство белого человека» необходимость «рыцарского Крестового похода» против «строптивости чернокожих». Еще более откровенными, чем эти изложенные черным по белому на бумаге уставные цели, были прозвучавшие на съезде в Нэшвилле устные призывы:
«Бороться с неграми и с их отродьем огнем, плетью, кинжалом, пулей и петлей!»
Для тайного общества белых расистов была разработана достаточно сложная организационная структура. Само общество получило официальное название «Невидимая империя Юга» во главе с «Великим Мудрецом», при котором был предусмотрен совет из десяти «Гениев». Каждый штат именовался «Королевством» под управлением «Великого Дракона» и штаба из восьми «Гидр». Каждое «королевство» разделялось на «владения» («домены»). Во главе «доменов» стояли «Великие Тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены», в свою очередь, состояли из «провинций». Во главе каждой «провинции» стояли «Великий Гигант» и четыре «Домовых». Имелись в Ку-Клукс-Клане и другие степени и должности с не менее звучными названиями — «Великие Циклопы», «Высокие Циклопы», «Великие Маги», «Великие Казначеи», «Великие Стражи», «Великие Турки», «Великие Титаны», «Терроры» («Ужасы»), «Особые Терроры», «Служители», «Клиглы» и т.д. У каждого из них были свои обязанности. Рядовые члены — «клансмены» именовались также «Вампирами». В Клане имелся и свой «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» тайного общества и прочие регалии.
«Великим Мудрецом (Великим Магистром) Невидимой Империи Юга» был провозглашен пребывавший после окончания войны на покое бывший генерал-лейтенант армии Конфедерации Южных Штатов Натан(иэль) Бедфорд Форрест, видный масон шотландского устава (именно в честь него был назван герой известного американского кинофильма «Форрест Гамп»). Справедливости ради, следует упомянуть, что этот храбрый генерал-южанин (одинаково хорошо владевший обеими руками) был обвинен Фемидой северян в военном преступлении. В ходе сражения при Форте Пиллоу генерал Форрест якобы санкционировал убийство солдатами армии конфедератов безоружных чернокожих, находившихся в расположении армии юнионистов (федералов). Впрочем, обвиняемый был оправдан. Считается, что отличавшийся крайней набожностью, необычайно популярный среди ветеранов армии конфедератов и всего белого населения покоренного Севером Юга США за свои боевые заслуги, генерал Форрест, лихой кавалерист (как и Альберт Пайк), прозванный «колдуном в седле», искренне считал возглавляемый им Ку-Клукс-Клан безобидным, респектабельным, далеким от политики союзом ветеранов армии южан, людей столь же достопочтенных и порядочных, как и он сам.
В действительности же белые «кукуллы» членов Клана давно уже покраснели от крови — как черных, так и белых «карпетбеггеров» («мешочников», «саквояжников»), понаехавших с ненавистного Севера, чтобы склонять негров к неповиновению своим бывших хозяевам, подаче голосов на выборах за Республиканскую партию (тогда — партию северян), а заодно скупать за бесценок недвижимость бывших белых плантаторов (поголовно разорившихся после лишения их по закону основного средства производства — черных рабов). К 1869 году ку-клукс-клановцы успели, в ходе зловещих церемоний, казнить, после жестоких пыток, триста двенадцать чернокожих. Негры, обвиненные в насилии над белыми женщинами, подвергались принудительной кастрации, как повинные в «осквернении белой расы», «расовом преступлении». Достаточно было обвинения цветного в uppity (строптивости), чтобы сжечь его заживо на костре, засечь кнутом до смерти или же повесить. При этом «белые рыцари Юга» действовали рука об руку с другой расистской организацией южан, именовавшейся «Белой Лигой» (англ. The White League).
На подмогу чернокожим, методично терроризируемым «клансменами» и не знавшим законов, с Севера прибывало все больше белых юристов и детективов из сыскного агентства Пинкертона, раскрывших целый ряд случаев ритуальных порок и линчевания негров членами ККК. Многие «белые рыцари» предстали перед судом и были осуждены в ходе показательных процессов. Генерал Натан Бедфорд Форрест, потрясенный вскрывшимися на процессах многочисленными фактами совершенных членами Клана уголовно наказуемых деяний, был вынужден уйти с поста «Великого Мудреца» тайного общества. Но еще до сложения с себя полномочий Форрест в сентябре 1869 года приказал Ку-Клукс-Клану самораспуститься.
На момент объявленного Форрестом официально самороспуска списочный состав тайного общества включал примерно шестьдесят две тысячи активных членов (впрочем, учитывая, что в 1871 году, по разным версиям, в Клане состояло от одного до двух миллионов человек, в этом можно усомниться — вряд ли число «белых рыцарей» могло бы столь резко возрасти всего за три года). Местные «кэйвы» ККК не слишком торопились следовать отданному свыше приказу о самороспуске. А многие просто-напросто проигнорировали этот приказ.
В провинциальных местечках Юга строптивых чернокожих (а кое-где — также не в меру ретивых «понаехавших» с Севера белых «мешочников») продолжали обмазывать дегтем и вываливать в перьях, сечь плетьми, вешать, резать «ножами Боуи», пристреливать из кольтов и винчестеров, забивать насмерть дубинками (бейсбольные биты тогда еще употреблялись по назначению) и т.д. Справедливости ради, следует заметить, что карательной акции против очередного «саквояжника» обычно предшествовало символическое предупреждение в форме подброшенной или присланной по почте дубовой веточки, пяти дынных семечек или апельсиновых зернышек и т.д. Достаточно вспомнить один из рассказов сэра Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне — «Пять зернышек апельсина», в котором американцы, перебравшиеся в Англию, погибают при странных обстоятельствах, получив послания в виде пяти апельсиновых зернышек и записки с буквами «К.К.К.»...
Получивший предупреждение от Клана адресат оказывался перед дилеммой: либо прекращать свою неугодную «белым рыцарям» деятельность, либо поскорее уезжать как можно дальше.
Но и там, где «белые рыцари» не совершали убийств, само существование «клан-кэйвов» по сути дела парализовало гражданскую активность черного меньшинства. Достаточно было недвусмысленного предостережения, полученного от «духов Империи Юга», чтобы афроамериканец (или «кун», на жаргоне белых расистов-южан) и в мыслях не приблизился к избирательной урне. Тем самым Клан и без пролития «грязной» негритянской крови добивался своей главной цели. «Ниггер» (пусть не де-юре, но де-факто) оставался бесправным и неправомочным — будто и не было поражения южан-конфедератов в Гражданской войне.
Клан продолжал свою подпольную деятельность под обличьем многочисленных тайных организаций, вроде «Рыцарей Белой Камелии», «Рыцарей Черного Креста» и т.д., пока Президент США Улисс Грант, бывший боевой генерал-северянин (имевший, тем не менее, в услужении черных рабов, без которых, по собственному признанию, «не мог вести хозяйство»), не принял в отношении «Невидимой Империи» самых жестких мер. По его приказу в области южных штатов, охваченные новой вспышкой ку-клукс-клановского террора, были введены части федеральной армии США. Фактически Юг повторно подвергся военной оккупации войсками, присланными из Вашингтона. Кроме того в 1871 году (в котором численность «Ку-Клукс-Клана» составила, как уже говорилось выше, по некоторым оценкам, два миллиона человек), Конгресс США принял Закон о Ку-Клукс-Клане, наделявший Президента США полномочиями отменять в отношении «клансменов» знаменитый «хабеас-корпус», являющийся неотъемлемой частью Конституции США. Термином «Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») обозначается существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до составления и принятия Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления «хабеас корпус», имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. «тело», corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливалась презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 особо оговаривала неприкосновенность личной свободы. И вот это-то, казалось бы, незыблемое положение англосаксонского права было отменено в отношении членов Ку-Клукс-Клана. Настолько серьезно Президент Грант решил с ним покончить. О твердости его намерений свидетельствовали семь тысяч триста семьдесят три официальных обвинений, выдвинутых на этой правовой основе против Клана и отколовшихся от его головной организации подпольных групп. Иногда приводятся данные о том, что на счету Клана по состоянию на 1880 год только убитыми числилось якобы сто тридцать тысяч цветных и белых граждан США.
Следует заметить, что в описываемую эпоху самые дикие предрассудки в отношении «ниггеров» и их — якобы! — «неполноценности», близости и даже принадлежности не к роду «гомо сапиенс» (человека разумного), а к «обезьянам» были характерны не только для расистов южных штатов США. В качестве наглядного примера широкой распространенности в корне ложных (но оттого — увы! — не менее расхожих) воззрений на представителей черной расы (вполне официально и повсеместно именуемых в то кажущееся ныне столь далеким, неполиткорректное и нетолерантное время исключительно «неграми»), как на «зверей» или «зверолюдей», а именно — «обезьянолюдей» (а отсюда совсем недалеко и до «человекообезьян» или «человекообразных обезьян») и за пределами кругов «белых рыцарей Юга» (которых мы вовсе не пытаемся тем самым оправдать), можно указать на весьма характерную для описываемой эпохи повсеместной веры в превосходство белой расы иллюстрацию из немецкого, считавшегося тогда, на полном серьезе, «научным» труда середины XIX столетия с изображением сидящих на ветке одного дерева (сверху вниз и слева направо) следующих «представителей семейства приматов»: 1. шимпанзе, 2. гориллы, 3. оранга (орангутана — В.А.) и 4... негра, сколь бы недостойным, недопустимым и невероятным нам бы ни показалось подобное издевательство над родом человеческим в наш просвещенный век!) — таблицы V к «Истории эволюции» Геккеля!!! Эрнста Генриха Геккеля, немецкого ученого-дарвиниста с мировым именем (и члена тайного ариософского, расово-религиозного «Общества Туле», о чем ныне знают, да и тогда знали далеко не все)...
Эти предрассудки в отношении «неполноценности» представителей чернокожих и вообще «цветных» (под последними в южных штатах США понимались, прежде всего, чернокожие), сочетались со страхом «ревнителей чистоты крови высшей белой расы» перед ее «загрязнением» черными и прочими цветными «грязнокровными», презренными «недочеловеками», что якобы неминуемо привело бы белую расу — «высшую и лучшую из рас» к «вырождению», а возглавляемое белой расой человечество — к гибели.
Однако бдительность властей победивших в Гражданской войне северных штатов и упорство преемников Линкольна принесли, в конце концов, свои плоды. Не позднее 1872 года Ку-Клукс-Клан перестал быть национальной проблемой США. Общественность, вроде бы, перестала симпатизировать «белым рыцарям» в маскарадных рясах. «Клансмены» почти перестали появляться публично. Но означало ли это, что Клану и впрямь пришел конец?
Ни в коей мере. Слухи о «смерти Ку-Клукс-Клана» оказались сильно преувеличенными. В 1905 году вышел в свет исторический роман «Клансмен» («Член Клана»), мгновенно ставший бестселлером. Его издание пробудило от сна пребывавшее больше тридцати лет почти в полном забвении (если не считать упомянутый выше рассказ сэра Артура Конан-Дойла «Пять зернышек апельсина») тайное общество расистов, побудив его к возобновлению своей деятельности. В романе воспевались подвиги «белых рыцарей», совершенные в прошлом (хотя и осужденные как по федеральных законам, так и по законам штатов как уголовные преступления), а «клансмены» прославлялись как беззаветные герои американской нации, нуждающейся в них (на момент написания романа) как никогда ранее.
Бестселлер, на страницах которого благородные «белые рыцари без страха и упрека» беспощадно расправлялись с демоническими чернокожими злодеями, пользовался огромной популярностью у невзыскательного американского читателя. Автором нашумевшего романа (и созданной по его мотивом пьесы) был протестантский священник-баптист, юрист, прозаик и драматург преподобный Томаса Диксон-младший, родом из южного штата Северная Каролина.
Через восемь лет после выхода в свет бестселлера Томаса Диксона-младшего «Клансмен», в 1915 году, американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит создал по мотивам романа и пьесы Диксона великолепный в техническом отношении полнометражный немой фильм, первоначально также называвшийся «Клансмен», но впоследствии переименованный в «Рождение нации». Своей экранизацией талантливый американский кинорежиссер (интересно, что Гриффит был родом из Кентукки — «пограничного» штата, являвшегося до Гражданской войны одним из центров рабовладения, но расколовшегося во время войны — часть кентуккийцев сражалась на стороне конфедератов-южан, часть — на стороне федералистов-северян) внес весомый вклад в прославление — задним числом — деяний Ку-Клукс-Клана. Причем привнес в него и достаточно новую (по тогдашним временам) для США «арийскую» нотку.
Об одном из белых действующих лиц фильма, типичном «аболиционисте», поначалу симпатизировавшем освобожденным неграм (главный из которых, бывший офицер армии северян в чине капитана, был выведен на экране похотливым черным дьяволом), но затем одумавшемся, в титрах было сказано: «Теперь и он стал биться за свою белую арийскую расу» (Now he was also fighting for his White Aryan race).
Надо сказать, что этот подлинный шедевр тогдашнего американского киноискусства (если абстрагироваться от его расистской подоплеки) с большим успехом шел и на экранах кайзеровской Германии, в войну с которой США вступили лишь через два года, в 1917 году. Время комиксов, направленных против Ку-Клукс-Клана еще не настало...
Маргарет Митчелл впоследствии также создала в своей эпопее о гибели старого Юга «Унесенные ветром» достаточно привлекательный образ «кавалеров Ку-Клукс-Клана» из числа ветеранов-южан (в том числе второго мужа главной героини романа Скарлетт О’Хара — Фрэнка Кеннеди и предмет безнадежной любви Скарлетт — «рыцаря без страха и упрека» Эшли Уилкса, чья фамилия явно намекает на «рыцаря Золотого Круга» Джона Уилкса Бута, застрелившего Президента-янки «Эйби» Линвольна) — защитников жертв «саквояжников» с Севера, науськивавших бывших черных рабов на своих бывших хозяев, в первую очередь — сирот и вдов воинов армии конфедератов.
Прокат нового фильма Гриффита (ставшего подлинным блокбастером), несмотря на голоса критиков-антирасистов, побил все рекорды по кассовым сборам. И вызвал из могилы призрак Ку-Клукс-Клана.
В том же 1915 году странствующему проповеднику Уильяму Джозефу Симмонсу, полковнику вооруженных сил США в отставке, родом из южного штата Алабама, было видение. В небе над крышей своего дома преподобный узрел высоко в облаках скачущих во весь опор рыцарей Ку-Клукс-Клана в белых рясах с остроконечными капюшонами.
«Сие знамение от Бога!» — возгласил проповедник — «Я призван восстановить Клан!»
Насколько серьезно, если не сказать — фанатично отнесся полковник Уильям Дж. Симмонс к посетившему его видению и к своей новой миссии, преподобный продемонстрировал 4 декабря 1915 года. В тот знаменательный в истории Клана день он поднялся на гору Стоун Маунтин близ Атланты, сколотил там большой деревянный крест, обмотал его упаковочной бумагой и проволокой, облил бензином, водрузил на вершине горы и торжественно поджег. Таков был старинный ритуал, шедший еще от шотландских горцев. Те собирали своих сородичей по клану на тайные сходки, зажигая на холмах и горах деревянные кресты или же рассылая им две связанные крестообразно палочки или щепки с обожженными по краям концами (как это описано, к примеру, в романах великого патриота Шотландии Роберта Луиса Стивенсона «Похищенный» и «Катриона»). По одной из версий, Симмонс ввел, а по другой — лишь возродил этот обычай среди членов восстановленного им Клана. Собравшиеся вокруг горящего креста тридцать четыре члена возрожденного Симмонсом Ку-Клукс-Клана, распростершие крестообразно руки, встретили церемонию бурным ликованием.
Взявшись за руки, они восторженно кричали: «The Кlan rides again!» («Клан снова скачет!» «Клан опять в седле!»).
Преподобный Симмонс написал программную книгу «Ку-Клукс-Клан. Вчера, сегодня и навек» и заново разработал идеологию возрожденного им ККК, которую назвал «американизмом». При нем у Ку-Клукс-Клана появились собственные «боевые» награды — например, Крест героя с портретом первого «Великого Магистра» ККК генерала Натаниэля Бедфорта Форреста. Награждением Крестом героя ККК удостоился и сам «Имперский Маг» Ку-Клукс-Клана полковник Уильям Джозеф Симмонс.
В апреле 1917 года США вступили в Мировую войну (на стороне Антанты). Охвативший страну военный психоз и прилив национализма стимулировал быстрый численный рост Ку-Клукс-Клана. В том числе и потому, что странствующий проповедник Симмонс расширил круг задач ККК и увеличил число его недругов. В своих проповедях он относил к числу врагов «истинных американцев», т.е. белых англосаксов-протестантов, не только «ниггеров», но и другие «чужеродные вкрапления в здоровое тело американской нации» — евреев (иудеев), католиков, немцев (как-никак шла война США с кайзеровской Германией) и «все антиамериканские (буквально «неамериканские», unamerican — В.А.) элементы».
Именно Симмонс (а вовсе не сенатор из штата Висконсин Джозеф Маккарти с его «охотой на ведьм» и «Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности») впервые ввел в широкое употребление словосочетание «антиамериканские элементы», не раз использовавшееся с тех пор для диффамации тех или иных граждан (или групп граждан) США, не разделяющих господствующее мировоззрение и противопоставляющих свои взгляды и мнения взглядам и мнениям большинства своих сограждан (а главное — господствующей верхушки американского общества).
На этом мрачном фоне Ку-Клукс-Клан начал возобновлять и расширять свою деятельность во все больших масштабах и все более нарастающими темпами. По ночам появлялось все больше горящих крестов, озарявших сходки «клансменов», придавая их зловещим ритуалам характер религиозных церемоний (впрочем, священники Клана и впрямь совершали богослужения под знаками пылающих крестов). Возобновились враждебные действия «клансменов» в отношении тех, кого они считали своими врагами, а, следовательно — и врагами американской нации. В лесах южных штатов, скрывавших «священные рощи» Клана, снова секли кнутами «строптивых» негров. Не дремали и последователи судьи Линча. Петля нередко грозила представителям меньшинств, терроризируемых по признаку цвета кожи, расового происхождения, религии, или мировоззрения.
В период 1915-1926 гг. окончательно сформировался основной костяк сторонников Клана, распространившего свою деятельность не только на Юг, но и на другие штаты США (И, что менее известно — на Канаду). Наряду с фанатиками-расистами, юдофобами и протестантскими религиозными фундаменталистами из числа мелкой буржуазии и «средних классов», в их число входило немало предприимчивых молодых людей, всякого рода авантюристов и любителей пощекотать себе нервы посвящением в ряды тайной организации, невидимой внешнему миру. Немало было и любителей чем-нибудь поживиться. Под угрозой террористических актов со стороны ККК тот или иной его недруг был вынужден спасаться бегством, спешно продавая свою землю, ферму или дом за полцены, а то и вовсе за бесценок. Желающие приобрести недвижимость по бросовой цене могли, из чисто «патриотических» соображений, своевременно обратить внимание вездесущего Клана на цвет кожи, вероисповедание или «антиамериканизм» владельца этой недвижимости, «а уж опосля...»
Члены Ку Клукс Клана выступали за здоровый образ жизни и активно занимались спортом. В двадцатых гг. ХХ века Клан имел несколько собственных бейсбольных команд. В 1925 году даже состоялся бейсбольный матч такой «клановой команды» с командой «Манровианс», целиком состоявшей из чернокожих игроков. Причем чернокожие обыграли «белых рыцарей» со счетом 10:8. Во избежание стычек и споров, матч судили католические священники.
Следует заметить, что в начале двадцатых гг. ХХ века состав врагов ККК в очередной раз обновился и расширился. К их числу добавились коммунисты и левые всех мастей (хотя и в «рабоче-крестьянской» цитадели «пролетарского интернационализма» — Советском Союзе — в ту пору публиковались печатные издания, которые никак не назовешь «политкорректными» с нынешней точки зрения. Немцы же перестали считаться врагами Клана и Америки. Более того, Клан со временем установил весьма добрые отношения с «Немецко-(Германо-)
В двадцатых гг. ХХ века советский зоолог Илья Иванов, специалист по межвидовому скрещиванию, ставил эксперименты по выведению гибрида человека и обезьяны (надо думать, не только с целью доказать правильность дарвиновской теории эволюции). Не желая ограничиваться возможностями имевшегося в СССР Сухумского обезьяньего питомника, Иванов связался с проживавшей в США кубинкой Розалией Абрэу, владелицей питомника человекообразных обезьян шимпанзе, на предмет проведения там соответствующих экспериментов. Узнав об этом, члены Ку-Клукс-Клана, решили сорвать планы «красного доктора Моро» (или, если угодно, «красного Франкенштейна») и пообещали напасть на питомник, если Розалия Абрэу примет предложение Иванова. Однако храбрая (хотя, возможно, лишь не в меру любопытная) женщина дала советскому зоологу согласие на проведение экспериментов по скрещиванию. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Иванов не пал жертвой сталинской «чистки».
Постепенно Ку-Клукс-Клан сделался весьма доходным предприятием, настоящим «биг-бизнесом». К 1926 году в рядах тайного общества числилось около пяти миллионов членов. Такая масса потенциальных избирателей не могла не заинтересовать многих не слишком разборчивых в средствах политических деятелей, вступивших в борьбу за голоса «собратьев по клану». Со своей стороны, политиканы шли навстречу пожеланиям «белых рыцарей», фактически способствуя юридической и фактической дискриминации цветных американцев. Симпатии к Клану, тайное сотрудничество с ним или даже снисходительное отношение к уголовно наказуемым деяниям «клансменов» порой приносили и чисто финансовые выгоды (начиная с пачки долларов в конверте и кончая выгодными сделками или контрактами).
Распространяемые Ку-Клукс-Кланом агрессивные расистские идеи находили своих сторонников даже в правительственных учреждениях. «Незримая Империя» все более открыто демонстрировала свое возросшее могущество в ходе публичных выступлений в качестве «защитника американской нации». Клан имел собственные мастерские, занятые изготовлением и сбытом миллионов форменных ряс, значков, факелов, пропитанных легко воспламеняющимися веществами ритуальных крестов, флагов и прочей атрибутики.
К описываемому времени ежемесячный членский взнос рядового «клансмена» составлял десять долларов США. Соответственно, ежемесячный доход ККК только от членских взносов составлял пятьдесят миллионов долларов. На эти деньги Клан занимался деловыми операциями, в том числе на фондовом рынке, содержал специальные отделы по работе с общественностью и по вербовке новых членов, рекламный отдел, доводивший до сведения сограждан «патриотические цели» Клана.
Убежденный в своей добропорядочности и солидности, Ку-Клукс-Клан в 1928 году организовал парад своих членов, одетых по полной форме, перед Белым Домом в столице США городе Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Этот грандиозный парад «белых рыцарей» был проведен с дозволения тогдашнего федерального правительства США. В ночь после этой открытой демонстрации силы «Невидимой Империи» в общенациональном масштабе «клансменами» было убито тридцать четыре афроамериканца.
Похоже, ККК вообразил себя неуязвимым. На деле же это было не так. Вскоре против ведущих «магов», «циклопов» и «драконов» тайного общества были начаты процессы по обвинению их в коррупции и преступлениях против нравственности. Наиболее скандальным было дело руководителя Клана в штате Индиана. Кроме того, к описываемому времени значительно возросла мощь американского Федерального Бюро Расследований (ФБР) под руководством Эдгара Гувера, последовательно расправившегося с коммунистическим подпольем (лидер которого — соратница главного идеолога всемирной перманентной революции Льва Троцкого товарищ Эмма Гольдман угодила за решетку), с целым рядом организованных преступных группировок, связанных с нелегальным ввозом и производством спиртного (в США тогда царил сухой закон) и теперь принявшегося за «белых рыцарей». В отличие от полиции отдельных штатов США, ФБР не было вовлечено в местные коррупционные сети и потому могло, совершенно независимо и централизованно, действуя напрямую из Вашингтона, проводить расследование случаев избиений и убийств черных и белых граждан США и выдвигать обоснованные обвинения. Инициированные ФБР судебные процессы вынудили ККК опять уйти в подполье. Стало опасно открыто хвастаться своей принадлежностью или близостью к Ку-Клукс-Клану.
Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис, не обошедший и Америку, тяжело ударил по Клану, лишившемуся в одночасье девяти десятых своего общего членства. Тринадцати миллионам безработных, официально зарегистрированных в Америке с 1929 по 1934 год, было не до борьбы за превосходство белой расы в рядах Ку-Клукс-Клана. Они с головой ушли в борьбу за свое собственное выживание, каждый — в одиночку. У них был каждый доллар на счету. Они больше не могли позволить себе тратить десять баксов ежемесячно только на членские взносы, не говоря уже о прочих, побочных расходах, связанных с членством в тайном обществе.
Вступление Соединенных Штатов Америки в 1941 году во Вторую мировую войну против Японии, гитлеровской Германии и фашистской Италии кардинально изменило внутриполитическую атмосферу в США. Обвинения в «антиамериканизме» теперь посыпались на все фашистские, нацистские и прочие правые партии и организации.
Немалый ущерб имиджу Ку-Клукс-Клана нанес, как это ни странно… Супермен. В 1946 году в США вышла серия комиксов, а затем и радиосериал об этом Сверхчеловеке, который боролся с «Кланом Огненного Креста». В «Клане Огненного Креста» легко угадывался Ку-Клукс-Клан. Никто из многочисленных фанатов Супермена не желал становиться врагом самого популярного героя страны, и Ку Клукс Клану становилось все труднее привлекать новых членов.
После начала холодной войны с «мировым коммунизмом», в эпоху маккартизма, когда Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, оставив на некоторое время в покое правых, опять занялась коммунистами и прочими левыми (многие из которых к тому же были еще и евреями), уцелевшие сторонники Клана, снова подняли было голову. К тому же Президенты США, похоже, всерьез собрались уравнять цветных граждан в правах с белыми, как это было в свое время намечено «добрым массой» Эйби Линкольном, убитым «кавалером Золотого Круга» Бутом. В конце концов, черные американцы плечом к плечу с белыми сражались за Америку в годы мировой и Корейской войны... В ответ Ку-Клукс-Клан призвал своих членов «оказать священное сопротивление грязной черной накипи» (используя выражение «Имперского Мага» Роберта Шелтона). В список врагов «Невидимой Империи» вошли так называемые «миксеры» («смесители») — преемники аболиционистов линкольновских времен, сторонники расового смешения и отмены сегрегации из числа белых, придерживавшихся либеральных и левых взглядов.
Последний взлет активности Ку-Клукс-Клана пришелся на период избирательной кампании Джона Фицджеральда Кеннеди. Он вызывал враждебность Клана по двум причинам. Во-первых, Кеннеди был первым в истории католиком на посту Президента США. Во-вторых, он не скрывал своего отрицательного отношения ко всем видам расовой дискриминации и сегрегации. Однако развязанная ветеранами Клана и их молодыми сторонниками, в союзе с расистскими «Советами белых граждан», кампания против избрания Джона Ф. Кеннеди окончилась полным провалом.
Клан в очередной раз ушел в подполье. После убийства Президента Кеннеди в Далласе (южный штат Техас) в 1963 году, «клансмены» возликовали. Среди них пользовалась большой популярностью песенка:
Who favours the Black man,
Is quickly a dead man.
(Тот, кто помогает черному человеку,
Скоро становится мертвым человеком).
Но убийство Президента США Кеннеди оказалось не более действенным, чем убийство Президента США Линкольна столетием ранее …
По данным ФБР на 1970 год в рядах Ку-Клукс-Клана (распавшегося, в очередной раз, на целый ряд отдельных группировок, враждующих между собой — не без влияния того же ФБР и агентов других спецслужб, засланных в ряды «подданных Незримой Империи») числилось тридцать семь тысяч членов. По сравнению с пятимиллионной армией, которой Клан мог похвастаться в 1926 году, этого было крайне мало для США, насчитывавших тогда сто восемьдесят шесть миллионов жителей обоего пола. К тому времени в Клан, с целью увеличения числа его членов любой ценой, было дозволено вступать не только женщинам (участвовавшим, судя по сохранившимся фотографиям, в параде Ку-Клукс-Клана в Вашингтоне еще в 1928 году), но даже подросткам и детям. Вошло в моду не поджигать клановский крест, как того требовал древний обычай, а иллюминовать его электрическими лампочками, что делало зловещий традиционный символ похожим на рождественскую елку.
С 1945 по 1970 год на счету Клана официально числилось пятьсот пятьдесят пять убитых сограждан, из них пятьсот сорок три чернокожих и двенадцать белых (преимущественно — евреев). Однако Америка была уже не та, и «негры» были уже не те. Афроамериканцы второй половины ХХ века, в отличие от своих предков второй половины XIX века, не только не боялись шествий «клансменов» в белых рясах, но даже забрасывали шествия «белых рыцарей Юга» помидорами, луковицами и всем, что под руку попадало. Популярность и численность Клана продолжала неуклонно падать.
Возникновение в США в шестидесятые гг. ХХ века, в ответ на все еще не изжитый белый расизм, «рупором» которого, наряду с ККК, выступали «Советы Белых Граждан», Национальная партия (переименованная впоследствии с Национал-Социалистическую Партию Белых), «Минитмены» и другие ультраправые организации, движения «негритюда» («черного расизма»), наиболее видными представителями которого были весьма антисемитски (т.е. юдофобски) настроенные афроамериканская партия «Черные пантеры» и «Черные мусульмане» («Негры-мусульмане»), а также террористические организации американских католиков-«латиносов» (например, «Коричневые береты»), внесших дополнительный раскол в общественное сознание Соединенных Штатов, еще больше обострило внутриполитическую обстановку.
Во второй половине семидесятых годов ХХ века «Невидимая Империя» пережила третье в своей истории возрождение. В период 1975-1979 гг. число «клансменов выросло с шести тысяч пятисот (в 1975) до десяти тысяч (в 1979 году) человек (это на все-то Соединенные Штаты Америки) ! В данный период «клансмены» активно участвовали в борьбе с Коммунистической партией США и другими левыми организациями, в том числе криминальными методами. Так, 3 ноября 1979 года в городе Гринборо (штат Северная Каролина), пять участников организованной левыми профсоюзами демонстрации, проходившей под антиклановскими лозунгами, были убиты «клансменами». 21 марта 1981 года в городе Мобайл (южный штат Алабама) три члена одной из куклуксклановских группировок — «Объединенного Клана Америки» — учинили бессудную расправу над девятнадцатилетним афроамериканцем Майклом Дональдом. Судебное разбирательство по этому делу продолжалось несколько лет. Один из обвиняемых «клансменов», приговоренный к смерти за убийство, был казнён в 1997 году. Остальные были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Мать убитого Майкла Дональда подала в суд на «Объединённый Клан Америки», что стало прецедентом успешного судебного иска против расистской организации. ФБР с середины семидесятых гг. принимало все новые эффективные меры по внедрению в ряды клановских организаций агентов и провокаторов. Постепенно благодаря действиям правительства США главные идеологи «Незримой Империи» были арестованы, и клановское движение не получило дальнейшего распространения. Численность организаций «клансменов» продолжала сокращаться. В 1993 году «Невидимая империя» была — в очередной раз — распущена, но один из идеологов белого расизма вскоре организовал своё подразделение Клана, под названием «Белые конфедераты» — впрочем, крайне немногочисленное.
С 1989 по 1992 год американский политик и публицист доктор Дэвид Дюк, возглавлявший в свое время одно из отделений Ку-Клукс-Клана, был депутатом палаты представителей южного штата Луизиана и неоднократно выдвигался в качестве кандидата на пост Президента США. С 1996 по 2000 год Дюк (бывавший и у нас в России), позиционировавший себя как «расовый реалист» и «антисионист» и постоянно обвинявшийся в расизме и антисемитизме (за содержащиеся в его публикациях утверждения, что США находятся «под иудейским контролем»), возглавлял местную организацию Республиканской партии, хотя ранее представлял Демократическую партию. Его книга «Еврейский вопрос глазами американца» была переведена на русский язык. В 2003 году доктор Дэвид Дюк был приговорен к пятнадцати месяцам тюремного заключения и к уплате штрафа в десять тысяч долларов по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, что ознаменовало конец его политической карьеры.
В настоящее время в Соединенных Штатах Америки не существует единой организации под официальным названием Ку-Клукс-Клан. Но в США (главным образом, в южных штатах), как и в других государствах (столкнувшихся за последние годы с проблемой численного роста цветных меньшинств в своих странах — например. в Германии, Канаде, Великобритании), по-прежнему действуют немногочисленные группы белых расистов, позиционирующих себя в качестве продолжателей традиций Ку-Клукс-Клана.
11 февраля 2017 года лидер одной из таких групп — преемниц Ку-Клукс-Клана, Фрэнк Анконе, был найден убитым, с огнестрельными ранениями головы, на берегу реки Миссури в городе Белград (южный штат Миссури). Если верить полиции штата Миссури, Анконе был убит еще 9 февраля. По одной версии он был застрелен из пистолета, по другой — из дробовика. Правоохранители назвали это убийство трагическим и бессмысленным актом насилия.
В начале мая 2017 года по решению властей города Новый Орлеан (южный штат Луизиана) были демонтированы последние памятники героям Юга - установленный в 1884 году памятник Главнокомандующему армией Конфедеративных Штатов Америки генералу Роберту Ли (удостоившемуся в свое время, как мы помним, памятника даже в столице Севера — Вашингтоне) ; памятник Президенту КША Джефферсону Дэвису; памятник видному писателю, политику, изобретателю, военачальнику конфедератов генералу Пьеру Гюставу Тутан де Борегару (между прочим, креолу, то есть не «стопроцентному белому», а «метису»). Был снесен также монумент на Площади Свободы (Liberty Place), посвященный южанам, защищавшим свою землю от «саквояжников» и прочих «понаехавших» после поражения конфедератов в «Войне за отделение».
Причем решение о сносе памятников в Новом Орлеане было принято городским советом еще в 2015 году, когда стрельба юного белого террориста-одиночки Дилана Руфа в афроамериканской церкви города Чарльстона (столицы штата Южная Каролина, где, как мы помним, провел последние годы жизни и умер генерал-южанин Альберт Пайк), приведшая к гибели девяти темнокожих прихожан, стала поводом к развязыванию современным руководством Демократической партии США (по иронии судьбы, являвшейся в годы Гражданской войны 1861-1865 гг. партией южан-конфедератов!) очередной шумной пропагандистской кампании по борьбе с символами Юга и, прежде всего, с государственным и военным флагом Конфедерации Южных Штатов. Дело в том, что после ареста Руф заявил, что является белым расистом, и рассчитывал своим терактом спровоцировать (как когда-то Чарльз Мэнсон - своими убийствами) войну между белыми и темнокожими жителями США. Средства массовой информации мгновенно распространили фотографии чарльстонского убийцы с флагом конфедератов. Руф был приговорен к смертной казни, но маховик пропагандистской кампании было уже не остановить.
В связи с терактом в Чарльстоне губернатор южного штата Алабама распорядился удалить флаг конфедератов с территории мемориала, расположенного рядом со зданием местного законодательного собрания. То же сделали и власти Южной Каролины. Администрация южного штата Вирджиния добилась судебного решения отказаться от изображения символики Конфедерации на автомобильных номерах этого штата, а Университет южного штата Миссисипи удалил со своей территории флаг своего собственного штата, поскольку на нем сохранилась эмблема Конфедерации.
Кандидат современных демократов на пост Президента США миссис Хиллари Клинтон, начинавшая в описываемое время борьбу за президентское кресло, заявила тогда, что флаг Конфедерации является символом «расистского прошлого нашей нации, которому нет места ни сейчас, ни в будущем» и который «не должен вывешиваться нигде».
Призыв миссис Клинтон поддержал и тогдашний Президент США (первый цветной на этом посту) Барак Обама, назвавший флаг конфедератов напоминанием о «расовом угнетении».
Тогда же в кампанию по дискредитации символов американского Юга включились крупнейшие бренды современных США: «Эппл», «Ебэй», «Уолмарт», «Амазон», пообещавшие бойкотировать на своих площадках всю продукцию с символикой южан-конфедератов.
Год спустя палата представителей Конгресса США приняла решение о запрете флагов Конфедерации на национальных кладбищах в масштабах всей страны... И вот наконец дело дошло до сноса памятников видным конфедератам. А фактически - до отказа от национального примирения бывших противников по Гражданской войне. Что уж тот говорить о Ку-Клукс-Клане...
В заключение следует заметить, что Ку-Клукс-Клан еще в ранний период своего существования подвергался критике не только слева, но и справа за то, что своей деятельностью, не изменяя ситуацию коренным образом в пользу белых, вызывал у белого большинства в США «комплекс вины в отношении чернокожих» и тем самым парализовал сопротивление постепенному, но неуклонному «ущемлению прав белого большинства в пользу черного меньшинства» населения Соединенных Штатов.