Рюрик, князь
Портрет князя Рюрика IPortrait of Prince Rurik князь Рюрик изображен в кафтане из узорчатой ткани, отделанном золотым галуном и подбитом мехом горное плаще. На голове золотой венец в виде шапки с зубчатым обручем, украшенным драгоценными камнями. Под овалом фигурный картуш с текстом: РЮРИК ПЕРВЫЙ, // ВЕЛИКИЙ князь РО(С)СИСКИЙ ОТ ФАМИЛИИ ПРУСА, КО//ТОРОИ ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ ПРУСКАЯ И ДОНЫНЕ. НАРИЦА//ИТСЯ, ПРИЯТЪ САМОДЕРЖАВСТВО СКИПЕТРЪ В ВЕЛИКО(М) // НОВЕ ГРАДЕ В Л(Е)О О(Т) РО(Ж)ДЕСТВА ХР(ИС)ТОВА. 862. И БЫ(В) // НА КНЯЖЕНИИ СВОЕ(М) 17 ЛЕТЪ УМРЕ В ЛЕТО 879. Восходит к портрету князя Рюрика гравюре П. Пикарта «Петр I в родословии» 1717 г. князь Рюрик (820-840-е — 879). В переводе с древнескандинавского его имя означает «славный могуществом». Знатный предводитель одного из отрядов викингов, действовавших на Балтийско-Волжском пути. По летописным сказаниям первый русский князь, призванный «из Варяг» знатью племен Северной Руси (чуди, словен, кривиче! мери) «княжить и володеть ими». Согласно «Повести временных лет», родоначальник княжеской, а затем царской династии Рюриковичей, утвердившейся в Древней Руси в IX в. и правившей свыше 700 лет, до смерти царя Феодора Иоанновича в 1598 г. Рюрик властвовал в Ладоге, затем присоединил к своим владениям Белоозеро и Изборск. С 862 г. стал княжить в Новгороде. Жил вместе со своей дружиной на Рюриковом городище, ставшем впоследствии резиденцией новгородских князей. |
Рюрик, южно-балтийский варяжский князь, основатель династии Рюриковичей (название династии возникло лишь XIX в.), включающей в себя первых трех русских царей, семьдесят одного великого, множество удельных и служилых русских князей, свыше ста княгинь. Формально Рюрик великим князем не был, но реальный его статус безусловно был сравним со статусом великого князя.
Рассказ о призвании варягов в Вел. Новгород сохранился в древнейшей русской летописи ПВЛ (начало XII в.) под 862 г. Однако историки с недоверием относятся к этой дате, считая ее, как и вообще хронологию жизни первых князей-Рюриковичей, весьма условной.
Итак, летопись сообщает нам, что в 862 г. Рюрик вместе с двумя своими братьями Синеусом и Трувором и «с роды своими» призывается союзом племен: чудью, словенами, кривичами и весью «и изъбрашася 3 братъя ... и пояша по собе всю Русь и придеша».
По одним летописям, Рюрик, как старший из братьев, садится на княжение в г. Великом Новгороде, Синеус - в г. Белоозере, а Трувор - в г. Изборск. По другим, Рюрик первоначально строит г. Ладогу и княжит здесь и лишь после смерти братьев подымается вверх по р. Волхов к оз. Ильмень, где строит город, которому дает имя Новгород (Великий Новгород). По мнению акад. Алексея Александровича Шахматова († 16 августа 1920), первый вид сказания, зафиксированный еще в древнейшем Начальном своде, является более древним и изначальным ко второй его версии.
Спустя два года по смерти Синеуса и Трувора «прия властъ Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады: овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бълоозеро». Тогда же, по летописи, Рюрик отпускает двух своих бояр-воинов, Аскольда и Дира, на юг к Константинополю (Царьграду); по пути те занимают Киев, остаются в нем и начинают княжить.
Поздние летописи содержат дополнительные подробности о княжении Рюрика в Великом Новгороде. В 864 г. он подавляет мятеж новгородцев, а зачинщика мятежа, некоего Вадима Храброго, и его советников казнит. В 867 г., опасаясь преследований Рюрика, новгородские мужи бегут от него в Киев.
Согласно летописи, князь Рюрик умирает в 879 г., оставив после себя малолетнего сына Игоря (Ингвара). Власть, а также своего сына-младенца Рюрик передает своему родственнику Олегу.
Из недошедшей до нас Иоакимовской летописи (XVII в.), пересказанной у историка В.Н. Татищева († 15 июля 1750), известно, что Рюрик имел жену Ефанду (Енвинду), княжну-норманнку, владетельницу г. Ижора и прилегающих земель (по левому берегу Невы и юго-западное Приладожье), которая умерла раньше мужа.
Кроме сына Игоря Рюрик, возможно, имел еще двух сыновей или дочерей. Источник этих сведений неизвестен и скорее всего легендарен.
Большинство исследователей признают в целом достоверность сказания о призвании варягов, хотя некоторые черты его фольклорно-легендарного характера вызывают определенные сомнения. В начале XX в. русский военный дипломат Алексей Алексеевич Игнатьев († в 1954) первым высказал предположение о том, что неясная этимология имен Синеуса и Трувора является переосмыслением в качестве имен братьев Рюрика фразы, имеющей в переводе с древнебалтийского и древнешведского языков значение: «с родом своим» и «верной дружиной» («sine hus» и «thru varing»).
Что же касается распространенного в литературе отождествления князя Рюрика с известным из западноевропейских источников конунгом Рериком Фрисландским († после 873), то оно, по-видимому, не имеет достаточных оснований.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.