Вольно-Казачье движение
Вольно-Казачье движение - организованная политическая деятельность, основанная на убеждении, что Казаки ведут свое начало от особых национальных корней и потому имеют естественное право не только на самостоятельное культурное развитие, но и на политическую независимость в стране, которая объединяет земли всех Европейских Казаков и называется Казакией.
По существу, идеология Вольно-Казачьего движения не умирала никогда в казачьих душах и под властью русских царей. Она питалась памятью о былой независимости, сознанием этнической и бытовой обособленности Казаков, стихийным влечением разрешать насущные общественно политические вопросы самостоятельной казачьей волей.
После революции 1917 г. она проявилась в немедленном возрождении старинного казачьего народоправства, в провозглашении Дона и Кубани независимыми государствами, в двухлетнем героическом сопротивлении войскам огромной революционной России, в оформлении Казачьей федерации постановлением Верховного Круга Дона-Кубани-Терека от 9-го января 1920 г.
Оплаченная многочисленными кровавыми жертвами, идея борьбы за исторические права нашего народа воодушевляла все эпохи его существования. Она дала богатую пищу для возрождения и роста казачьего национализма, она указала пореволюционные казачьи пути, подняла Казаков на борьбу за независимость политических стремлений, на борьбу за политическую независимость.
В эмиграции национальная мысль проявилась с новой силой. В Праге (Чехия) возникла инициативная группа, постановившая организовать движение в целях закрепления идеи единого казачьего государства, Казакии, и подготовить ее осуществление путем организованной пропаганды.
Первыми инициаторами были: член президиума Верховного Круга, генерал и историк И.Ф. Быкадоров; член Донского Войскового Круга и командир казачьего корпуса, генерад-лейтенант Т.М.Стариков; член Кубанской Рады и Верховного Круга И.А. Билый; молодой и известный есаул М. Ф. Фролов полковник и инженер И.И.Колесов, доктор И.П.Вифлянцев и студент В.Г.Глазков. Они постановили назвать Движение Вольно-казачьим.
Старинный термин Вольные Казаки взят из древних актов, где им обозначались те Казаки, которые не были связаны никакими служебными обязательствами и прибывали с "Поле", недоступном для каких-либо чужих властей. Это были люди и общины казачьего происхождения, порвавшие с прямой зависимостью от Татар, Руси или Литвы и начавшие продвижение к старым казачьим землям, к берегам, своих рек. Но они считались "вольными" только до того момента, когда на Дону и на Днепре создались казачьи pecпублики: Великое Войско Донское и Синевой Низ.
Вольные Казаки становились их гражданами и после этого назывались Казаками Донскими, Днепровскими, Запорожскими и т.п.
Идея Вольно-Казачьего движения нашла сочувствие у правящих кругов Польши, которая снабдила его организаторов средствами для издания казачьего национального печатного органа. 10 декабря 1927 г. в Праге вышел первый номер двухнедельного журнала "Вольное Казачество — Вильне Козацтво" под редакцией М.Ф.Фролова и И.А.Билого.
В широких кругах казачьей эмиграции этот боевой орган Вольно-Казачьего движения был встречен более чем сочувственно. Он открыл поле для выступлений своих историков, литераторов, поэтов, которые учили понимать все проявления жизни, все исторические события с точки зрения казачьих национальных интересов. Содержание журнала, выдержанное в культурных тонах, живая и талантливая проповедь идей, скрытых до этого в глубине казачьих душ, во многих случаях принималось, как откровение свыше. Вольно-Казачье движение стало расти и множиться в отделениях, возникших по всему свету. Но вскоре сторонники единой и неделимой России повели наступление на Вольных Казаков и их деятельность, ведущую к расчленению империи. Они не брезгали провокациями и насилиями, привлекая на помощь агентов иностранной полиции. Такое давление вызвало в рядах организации упадочные настроения, отсеялись слабые духом, начались внутренние разногласия.
Инженер И.А. Билый от 1930 г. стал единоличным редактором журнала «Вольное Казачество», но его методы оказались не по душе многим прежним сотрудникам. Группа активных лиц выделилась в оппозицию. 11 января 1934 г. они заложили отдельно "Центральное Правление Вольного Казачества - Казаков- националистов", стали издавать свой журнал «Казакия» и повели акцию по привлечению в свои ряды наибольшего количества сторонников Вольно-Казачьего движения. В свою очередь, сторонники И.А.Бнлого избрали его 10 июня 1935 г. своим Походным атаманом.
К началу Второй мировой войны существовало три группы: группа инженера Билого с журналом "Вольное Казачество", группа В.Г.Глазкова, ставшего инженером, и группа И.И.Безуглова.
Две последних - издавали журналы с одинаковым названием "Казакия", первая -типографский, вторая - ротаторный. Во время войны 1939-45гт. группы В.Г.Глазкова и И.И.Безуглова объединились для пропагандно-политической работы на востоке с газетой "Казачий Вестник". Инженер И.А. Билый, выступивший в своем журнале сторонником западных союзников, выпустил осенью 1939 г. последний (272) номер «Вольного Казачества» и замолчал на несколько лет.
После окончания войны, все три группы объединились снова. Собравшись на Круг в Мюнхене, летом 1949 г. Казаки избрали своим атаманом инженера Билого, который в это время находился в Алжире.
Единодушие продолжалось три года, после чего старые противники разошлись опять. От этого времени идеология Вольных Казаков хранится в отдельных организациях и пропагандируется в нескольких периодических изданиях: "Казак", двухмесячный преемник "Вольного Казачества", орган группы инженеа Билого, издается в Париже; "Казакия" орган группы инженера Глазкова, издается в Германии, редактор ПС. Поляков; "Казачье Единство" ежемесячный ротаторный журнал, издатель Е.Т.Гетманов, выходит в Париже; "Казачья Жизнь-Козаче Життя" ежемесячный ротаторный журнал, орган Казачье-Американского Народного Союза, редактор Ф.Г.Бигдай; издается в США.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.