Курень
Курень - казачий термин монголо-татарского происхождения.
Значение слова Курень персидский историк XIV в. Рашид ад Дин определяет, как «кольцо». «В старинные времена, когда какое либо племя останавливалось на каком-нибудь месте, на подобие кольца, а старейший из них был подобен точке в середине круга, это называли курень.
В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются по той же фигуре, дабы не вошел в середину чужой и неприятель». Такой овальный замкнутый фронт соответствует «карре» прежней европейской боевой тактики, построению фронтом на все четыре стороны.
В империи Чингисхана куренем называлась самая малая общественная единица гражданского и военного управления; курени подчинялись агам, зайсангам, шулевгам и выделяли особые воинские части (подразделения), составленные по родовому признаку.
По словарю турецко-татарских наречий: «Курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк.
Рашид-эдд. и Мархонд говорят, что курень состоял из 1000 кибиток, собранных в поле (Журнал министерства народного просвещения 1843, апрель, 40; Vie de Djeng, Mirchond, 30).
Слово это перешло к казакам и курень у них означает собрание станиц, станицу, и иногда казацкую избу или избу, вообще, (см. Шейнбангард, Березин, стр. 30, 1840 г.) - некоторых татар, как например, в Астраханской губ. курень значит изба, в которой татары пекут хлеб, затем, вообще, пекарня и в этом значении оно принимается русскими жителями города.
В том же словаре: «курена» - «соучастник, сотоварищ, соединенный, равный по возрасту», а «курия - хата из камышей, всякое строение или место оберегаемое» (Д.З. Будагов, Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, том II. 1871).
Запорожские казаки, во время сожительства с татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Великого княжества Литовского. У них Курень это неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение.
Такие курени были иногда не только в Сечи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань.
В Положении «Об устройстве Черноморского Войска» (Полное Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: «Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными».
«Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все казаки и чиновники в виде простых казаков расписаны по куреням по добровольному каждого избранию. Число казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.