Иван Вышатич, киевский тысяцкий
Иван (Ян) Вышатич, киевский тысяцкий, сын Вышаты, воеводы Великого князя Ярослава Владимировича.
По своему положению он, конечно, принимал участие во многих событиях Киевской Руси конца XI и начала XII веков, но летописи упоминают о нем сравнительно редко.
В 1068 г. принимал участие в неудачном походе князей Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей против половцев. В 1070 г. в ростовской области собирал дань для Святослава Ярославича — явление загадочное, объяснимое разве только смутным положением дел в Киевской Руси, так как ростовская область принадлежала не Святославу черниговскому, а брату его Всеволоду. На Белоозере Вышатич встретился с двумя волхвами, на которых жаловались белозерцы, что они избивают жен их за то, что те, будто бы, скрывают в себе жито, мед, рыбу и т. п. припасы; они разрезывали у женщин кожу на спинах и делали вид, что вынимают то жито, то рыбу и т. д. Вышатич беседовал с кудесниками о их учение, потом вышел против них с оружием, и те, после первой схватки, в которой убит был священник Яна, бежали в лес.
Кажется, часть население сочувствовала волхвам, но по требованию тысяцкого они были выданы и казнены.
В 1093 г. Ян Вышатич участвовал в походе на половцев вместе с Мономахом.
В 1106 г. Великий князь Святополк Изяславич послал его против половцев, воевавших около Заречска. Ян вместе с братом Путятой одержал над степняками победу и отнял у них полон.
Летописи и патерик печерский восхваляют добродетели Яна и жены его Марии, сообщают, что они пользовались любовью преподобного Феодосия, который посещал их дом и беседовал с ними о милостыне, о царствии небесном и смертном часе. У такой добродетельной четы был еще более добродетельный сын: презрев земное величие, он тайно удалился в пещеры, постригся там и был первым Печерским игуменом.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.