Дилецкий, Николай Павлович, регент
Дилецкий (Дылецкий), Николай Павлович, регент царского певческого хора в Москве конца XVIII-го века, сочинитель 8-ми, 12-ти и 24-х голосных концертов и знаменитейший в свое время теоретик церковного партесного пения.
Родиной Дилецкого был Киев.
В Вильне он учился «свободным паукам», причем его руководителем в контрапункте был «искуснейший творец» Замаревич.
Помимо классических занятий, Дилецкий значительную часть своего времени посвящал прилежному изучению музыкальных произведений «искусных художников, тако церкви православные творцев пения, якоже. и римские», а также чтению многих латинских книг, касавшихся музыки. Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленной им музыкальной грамматики, представляющей обширное сочинение в шести частях. Эта грамматика была написана Дилецким в Вильне, а издана в Смоленске в 1677 году под заглавием: «Грамматика пения мусикийского или известные правилав слове мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений. Издается в Смоленске, в лето от Рождества Спасителя нашего и Бога 1677, Николаем Дилецким».
В следующем 1678 году Дилецкий посетил Москву. Есть основания предполагать, что здесь он останавливался у известного певца и любителя пения Г. Д. Строгонова, который «своим желательным повелением указал» Дилецкому составить «грамматикию, я же о мусикии». В 1679 году Дилецкий сделал посвященный Строгонову перевод е польского на славянский язык своего же собственного сочинения но теории музыки под заглавием: грамматики мусикийской, составленная прежде Николаем Дилецким в Вильне, послежде же им же переведена на славенский диалект, в царствующем граде Москве, лета от создания мира 7187».
Основательно изучив исследования диакона Коренева о музыке, Дилецкий дополнил их и в 1681 году закончил в рукописи, которую озаглавил следующим образом: «Во славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написана первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоаникия, Трофимова сына, Коренева, что служил у Великого Государя на сенех, в соборе Стретения Господня, последи же совершися Николаем, Павловым сыном, Дилецким, лета 1681, мая в 80 день». Эта «Мусикия», оставшаяся ненапечатанной, представляет собою довольно полное и обстоятельное изложение теории музыки.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.