Диана, суда Русского флота

„Диана“, название нескольких судов русского флота.

Из них особенно известны:

I. 22-пуш. воен. шлюп в 300 тн. водоизмещением и 90 фт. дл., отправленный под командованием капитана 2 р. В. М. Головнина для гидрографических исследований в водах Тихого океана, прилегающих к русским владениям в Азии и Америке. С 3 офицерами, 3 гардемаринами и 55 нижними чинами. Шлюп Диана вышел из Кронштадта 25 июля 1807 г. и совершил благополучно плавание до мыса Горн; но здесь сильный шторм в течение 2 недель задержал шлюп и заставил командираa спуститься к м. Доброй Надежды. Прибыв сюда 21 апреля 1808 г., Диана был захвачен в плен англичанами, несмотря на охранительный лист, выданный шлюпу от английского адмиралтейства, как судну, идущему для ученых изысканий. Не обращая внимания на протест Головнина, узнавшего о разрыве с Англией только по прибытии на мыс Доброй Надежды, англичане поставили шлюп на 2-х якорях в дальнем углу залива Саймонс-бай, между двумя своими судами; паруса Дианы были отвязаны, провизия и вода отпускались в самом ограниченном количестве. Посланный в Англию протест командирa Дианы оставался 13 мес. без ответа; тогда Головнин решил нарушить вынужденное у него силою обязательство. Первое русское военное судно, посетившее мыс Доброй Надежды, был шлюп Диана.

Приготовившись к дальнему плаванию, Головнин в сумерки 15 мая 1809 г. при NW шторме, привязав штормовые стакселя и обрубив канаты, повернул шлюп на шпринге по ветру и вышел в океан; чтобы избежать встречи с англичанами, шлюп выбрал дальний, малопосещаемый судами путь и, сделав переход в 6 т. миль, 25 июня прибыл на один из о-вов Ново-Гебридскаго архипелага.

Отсюда шлюп пришел в Петропавловск.

В 1811 г., при съемке южной части Курильской гряды на о-ве Кунашире, Головнин был захвачен японцами вместе с бывшими с ним 2-мя офицерами и 4-мя матросами-в плен, в котором и пробыл, подвергшись тяжелыми лишениям, до 1813 г. (см. Головнин)

II. Фрегат, отправленный из России на Дальний Восток в 1854 г., на смену фрегата Паллада, в распоряжение адмирала Путятина, ведшего с японским правительством переговоры о заключении торгового трактата; уже во время Восточной (Крымской) войны, в ноября 1854 г., адмирал посетил г. Осаку, а затем перешел по просьбе японцев в бухту Симодо, лежащую при выходе в море огромного залива Иеддо. В этой бухте, открытой с моря и не безопасной для стоянки судов, Диану застигло землетрясение: 11 декабря 1854 г., в 10 ч. утра, вследствие колебания морского дна в бухту влился громадный вал (цунами); отразившись от берега, он встретил при выходе в море такой же второй вал; огромная волна хлынула на берег и смыла весь город Симодо: из 1 т. домов осталось всего 16. Фрегат, между тем, бросало и разворачивало на якоре; в полчаса он сделал 42 оборота, ударяясь о дно и накрениваясь то на один, то на другой борт; во время землетрясения погиб матрос и б. тяжело ранены двое нижних чинов. Возмущение воды продолжалось несколько часов, а когда все стихло, оказалось, что корпус Дианы сильно поврежден: трюм был наполнен водой, руль оторван. Фрегат разоружили, пушки свезли на берег и сдали японцам на хранение, а Диану повели в бухту Хеда, миль за 35 от Симодо, чтобы там повалить на отмель и починить. Но непогоды помешали ремонту; фрегат пришлось бросить, и 6 января 1855 г. он затонул. Команда Дианы, под руководством офицеров, построила в 4 месяца шхуну Хеда, на которой адмирал с частью экипажа отправился к берегам Сибири; после продолжительного плавания Хеда благополучно прибыла в залив Де-Кастри.

Остальная часть команды отправилась к берегам Амура на нанятых американских и бременских судах; последние были захвачены англичанами, но люди признаны потерпевшими крушение и доставлены в Россию.

III. Крейсер 1 ранга, построенный 1899 г. в Спб. адмиралтействе, 6.731 тн. водоизмещением, скорость 19 узл., артиллерия: VIII—75-мм., 1 надводный и 2 подводных минных (торпедных) аппарата. Весной 1903 г., совершив переход из Кронштадта на Дальний Восток в отряде контр-адмирала барона Штакельберга, Диана вошла в состав эскадры Тихого океана и к началу военных действий, в январе 1904 г., находилась в Порт-Артуре, в отряде крейсеров под командованием капитана 1 р. Залесского. В ночь на 27 января Диана стояла на внешнем рейде, принимая участие в отражении атаки японских минных судов; на следующий день, в эскадренном бою с японским флотом, в крейсер попал всего 1 снаряд; убитых и раненых не было; 29 января Диана вошла в гавань, где и оставалась до средины февраля; с 15 февраля по 11 мая Диана под командованием капитана 1 р. Н. М. Иванова участвовала в ряде разведок, а с приездом в Порт-Артур адмирала Макарова, и во всех выходах эскадры в море (27 февраля, 9,13,14,29 и 31 марта); в марта, в очереди с другими крейсерами, Диана несла сторожевую службу на внешнем рейде Порт-Артура; в ночь на 31 марта была в дежурстве, с неё видели в море подозрительные огни, о которых доложили адмиралу; но адмирал Макаров, находившийся на Диане, принял их за огни наших дежурных миноносцев и не приказал стрелять.

На утро броненосец Петропавловск (см.) взорвался.

В апреле Диана, как и вся эскадра, в море не выходила, а с отрезанием Порт-Артура с суши личный состав Дианы был назначен к установке орудий на береговые батареи; с крейсера было взято несколько 6", 75-мм. и др. мелких орудий. С 11 мая временно командующим крейсером был назначен капитан 2 р. князь Ливен. Боевая деятельность крейсера до боя 28 июня заключалась в сторожевой службе в проходе и на внешнем рейде, с отражением неоднократных атак японских миноносцев, высылке сторожевых катеров для охраны рейда и выходах для обстреливания береговых позиций неприятеля (26 июня, 13 июля). 10 июня крейсер выходил с эскадрой в море и поддержал своим огнем наш отряд миноносцев, защищавший тралящий караван; при возвращении в Порт-Артур крейсер снова принял участие в отражении минных атак, сначала на ходу, а затем и на якоре; повреждений и потерь не было.

28 июля, находясь в отряде крейсеров под командою контр-адмирала Рейценштейна, Диана приняла участие в эскадренном бою в Желтом море, оставаясь почти весь день безмолвным свидетелем поединка между броненосными отрядами. Когда, около 6 ч. вечера, строй броненосцев нарушился, Диана последовала за флагманским крейсером Аскольд на юг (см.). Однако, видя, что крейсер не поспевает за Аскольдом, командир повернул обратно и остался при эскадре. Во время этого маневра крейсер настолько сблизился с неприятелем, что открыл по нем огонь и сам был обстрелян: один снаряд, попав в стрелу Темперлея, разбил ее и вывел из строя 17 ч. (в том числе 1 офицер и 4 нижних чина убиты); другой 10" снаряд попал в подводную часть крейсера и разорвал борт продольною щелью, на протяжении около 18 фт. и наибольшей высотой 6 фт.; броневая палуба дала небольшую течь, которая была вскоре остановлена, а палуба укреплена деревянными подпорками. С наступлением темноты крейсер потерял эскадру из вида.

Принимая во внимание, что она возвращается в Порт-Артур, что начальник отряда крейсеров прорвался на Аскольде и поднимал сигнал «следовать за мной» и, наконец, что, по общему смыслу распоряжений высшего начальства, объявленных в Порт-Артуре, главная цель выхода в море состояла в том, чтобы флот не попал в руки неприятеля в случае падения крепости, командир Дианы решился отделиться и пойти на юг. С этой целью, около 8 ч. вечера, когда начались атаки неприятельских миноносцев, Диана повернула к Шантунгу. За крейсером пошел державшийся с ним миноносец Грозовой.

Ночью Диана поверглась ряду минных атак; с крейсера замечено было несколько выпущенных по нему, но не попавших мин. На утро выяснилось, что угля до Владивостока не хватит; одною из главных причин было особенно неудачное расположение угольных ям на крейсере, из-за которого трудно было использовать значительную часть запаса; опасаясь разоружения в Киао-Чао, командир решил идти в Сайгон, где условия нейтралитета были более мягкие и позволяли производить исправления. 29 июля Диана встретила крейсер Новик, шедший за углем в Киао-Чао; к нему послан был миноносец Грозовой с приказанием поступить в распоряжение Новика, Диана же прошла дальше на юг.

3 августа Диана зашла в устье р. Кван-Чао, где во французской колонии взят был суточный запас угля; затем, 7 августа, в бухте Адонг приняли полные запасы и 12 августа Диана прибыла в Сайгон, где 27 августа, по приказанию из Спб., была разоружена. Часть офицеров выехала в Россию, а капитан 2 р. Семенов и мичман граф Кейзерлинг, попали на 2-ю эскадру, совершили переход на Восток и участвовали в Цусимском бою. После войны Диана перешла в Балтийское море, где артиллерия её была несколько усилена.


См. также: Диана, шлюп


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Диана, суда Русского флота
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru