Дмитревский, Дмитрий Иванович, педагог
Дмитревский, Дмитрий Иванович, писатель и педагог, один из ревностных распространителей идеи Новикова и Шварца в провинции.
Дмитрий Иванович Дмитревский родился в селе Дмитриевском, Михайловского уезда, Рязанской губернии или в 1758 году, или в 1763 г., учился сначала в Рязанской духовной семинарии, потом в Московском университете (с 1782 по 1785 год, по другим данным, в 1782 он уже вышел из университета), где учился истории, географии, латинскому, красноречию, арифметике, геометрии, экспериментальной физике, естественной истории, французскому и немецкому языкам.
В 1785 году Дмитревский поступил в переводчики университетской типографии.
Годы учения и первое время самостоятельной жизни Дмитревского в Москве совпали с эпохой расцвета деятельности Н. И. Новикова и И. Г. Шварца, в это время было основано «Дружеское ученое общество» и, открылось «Собрание университетских питомцев» и учреждено, в 1782 году, при университете «переводческая или филологическая» семинария.
Деятельность всех этих учреждений имела в виду распространение просвещения в духе религиозно-нравственных начал; к своей работе Новиков и Шварц привлекали молодежь, которая усердно воспринимала их идеи, сотрудничала и переводила для их изданий. Можно сказать, что не у одного юноши принципы, воспринятые в новиковской атмосфере, определили направление работы всей жизни. Одним из таких был Дмитревский. И в своей литературной, и в своей служебной деятельности он был верным последователем заветов Новикова и распространителем религиозно-нравственного просвещения, окрашенного слегка мистицизмом.
Этот религиозно-нравственный элемент проникает все его многочисленные переводы и немногочисленные оригинальные сочинения. Нам неизвестна в подробностях его деятельность, как переводчика, во время пребывания его в Москве. Сохранилось известие, что он принимал участие в изданиях Новикова: «Беседы с Богом или размышления в утренние часы» (1787-89, 4 ч.), «Размышления о делах Божиих в царстве натуры» (1787-88, 4 части) и «Беседы с Богом или размышления в вечерние часы» (1787-89, 4 части).
Кроме того, Дмитревский принимал участие в «Московском журнале» Н. М. Карамзина и в «Зрителе» И. А. Крылова, но трудно указать, что именно принадлежит ему в этих журналах, так как статьи не подписаны.
В «Московском журнале» (август 1792 г.) можно указать на Гимн, начинающийся словами; «Вся натура возвещает» и подписанный: Д. Дмит-ской. Наверное, этот гимн принадлежит Дмитревском.
Когда разразилась гроза над Новиковым и его кружком, молодые ученики его разошлись в разные стороны, и некоторые из них нашли убежище в московском почтамте, между ними и Д. И. Дмитревский, определенный секретарем почтамта в 1793 году.
В почтамте Д. И. Дмитревский оставался до 1808 года, подвигаясь вперед по служебной лестнице и дослужившись до чина надворного советника.
Свои досуги Дмитревский посвящал литературным трудам (главным образом, переводам), имевшим своей целью распространение религиозных и нравственных принципов, причем в религии Дмитревского было много мистицизма. Сам он, по всей вероятности, был масоном. И сочинения, и переводы Дмитревский издавал анонимно, и трудно было бы среди многочисленных анонимных произведений того времени определить принадлежащие Дмитревскому, но он оставил список своих работ.
Руководствуясь этим списком, можно перечислить его труды:
1) Зеркало добродетели и благонравия для детей. Сочинение Кейля, перев. с немецкого, с 89 сообразными сему картинками. М. 1794; 2-её изд. М. 1806; 3-е изд. М. 1811.
2) Всеобщие размышления о строении мира, взятые из руководства г. Боде к познанию звездного неба. Пер. с нем. М. 1794; 2-е изд. М. 1811.
3) Чувствования любителя нравственной поэзии. М. 1795; 2-е изд. М. 1812.
4) Благоразумие, соединенное с добродетелью, или политика мудраго, соч. Эккарстгаузена, пер. с нем. М. 1795; 2-её изд. М. 1805; 3-е изд. М. 1816; изд. 4-её Орел 1822, 2 части).
5) Зритель Божиих дел во вселенной или внимательное рассматривание мудрого порядка, совершенства и красоты натуры во всех царствах и элементарных действиях её. Пер. с нем. 4 ч. М. 1796-97; 2-е изд. М. 1820.
6) Четыре возраста прекрасного пола, соч. Захария. Перев. Д.***М. 1796.
7) Четыре времени года, поэма Томсона, пер. с нем. М. 1798; 2-её изд. М. 1803.
8) Присутствие Божие. М. 1798.
9) Полезная книжка для женатых и холостых, желающих счастливого супружества. М. 1799.
10) Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской. М. 1801.
11) Человек по физике и морали. Пер. М. 1804.
12) Природа-зеркало благости и премудрости Творца. Пер. 2 ч. М. 1805.
13) Уроки отца своим детям или Собрание изречений и нравственных мыслей, взятых из лучших древних и новых писателей, расположенные по материям. Пер. М. 1808; 2-е изд. М. 1809.
14) Глас небесной тверди, возвещающий смертным премудрость Творца. Пер. М. 1808.
15) Учение сердца человеческого. Пер. М. 1808.
16) Карманная книжка для воспитателей и воспитанников, руководствующая к истинному и полному образованию душевных способностей, делающему человека совершенным. М. 1808.
В списке Дмитревского указаны и другие переводы, но приурочение его указаний к определенным изданиям пока еще не сделано.
В 1808 году Дмитревский был назначен директором училищ Владимирской губернии.
На этой должности Дмитревский показал себя достойным последователем Новикова и ревностно потрудился на пользу просвещения.
О его деятельности можно судить уже по одному тому факту, что при его вступлении в должность во Владимирской губернии было всего 30 школ, а в 1827 году, когда Дмитревский оставил службу, число школ возросло до 115. После него это число стало падать.
Кроме забот об управлении низшими школами, на Дмитревском лежали обязанности по управлению средней школой — гимназией.
Историк Владимирской гимназии делает высокую оценку плодотворной работе Дмитревского по гимназии.
Дмитрий Иванович, пишет биограф Дмитревского, был 20 лет директором гимназии, почти с начала её основания; много положил он труда для организации школьного дела и достиг таких результатов, что положенные им в основание по учебной и воспитательной частям принципы со временем были признаны руководящими и обязательными для всех подобных учебных заведений; пред принимавшиеся им меры нисколько не расходились, а скорее предшествовали подобным же мерам правительства. Все это заставляет отвести Дмитревскому подобающее место в деле развития среднего образования во Владимирской губернии, причислить его к разряду самых полезных деятелей губернии».
И во Владимире продолжалась литературная деятельность Дмитревского, и все в том же направлении. За это время вышли следующие книги:
17) О красоте и пользе наук с присовокуплением нравственных изречений к назиданию юношества. М. 1810.
18) Дивный промысел Божий о сохранении тварей. М. 1815.
19) О премудрости и благости Божией в устроении различных стран мира. М. 1806. 2 изд.
20) Взгляд на природу. М. 1821; 2 изд. 1827 и др.
После учреждения Библейского общества Дмитревский принял в нем живейшее участие; благодаря его стараниям, было основано Владимирское отделение общества и Дмитревский был директором отделения.
Постепенно это отделение учредило филиальные сотоварищества в Муроме, Суздале и Шуе.
12 сентября 1827 года Дмитревский, достигший преклонных лет, был уволен от службы в чине статского советника и с пенсионом за 42-летнюю беспорочную службу в размере 950 руб. в год.
Во вторую половину своей жизни Дмитревский обратился к занятиям местной историей и этнографией. Еще в 1820 году он представил в Московское общество любителей российской словесности «Сборник местных провинциальных наречий Владимирской губернии»; когда в 1838 году были основаны» Владимирские Губернские Ведомости», Дмитревский поместил в них свои материалы для истории местных церквей.
В «Ведомостях» 1838 года были напечатаны им сведения о Дмитриевском соборе (№ 4), о Владимирском Успенском девичьем монастыре (№ 5), о Владимирском Успенском соборе (№№ 10-14), о Владимирском Рождественском монастыре (№ 21).
Эти статьи были потом перепечатаны в книге сына Дмитревского «Взгляд на достопамятности города Владимира».
† Д. во Владимире 30-го августа 1848 года.
Он был действительным членом московского общества любителей российской словесности и членом-соревнователем Императорского Московского общества истории и древностей.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.