Алексей, святой, митрополит
Алексей, святой, митрополит всероссийский и чудотворец.
Родился в 1292 или в 1300 г., преставился 12-го февраля 1378 г.
Во времена князя Даниила Александровича из разоренного Черниговского княжества переселился в Москву боярин Феодор Бяконт, которого в Москве, как и других выходцев, приняли ласково.
Род этого боярина разросся и от него пошли ветви — Плещеевых, Игнатьевых и Жеребцовых.
Старший сын боярина Феодора, назывался Елевферий и воспринят был от купели сыном князя Даниила, Иоанном.
В свое время мальчик отдан был учиться грамоте и при заметных успехах в учении начал обнаруживать склонность к уединенно-сосредоточенной жизни.
На 20 году жизни Елевферий поступил в московский Богоявленский монастырь и принял иночество с именем Алексея, которое, будто бы, было ему предсказано еще в детстве.
Поступив здесь под руководство опытного в духовной жизни старца Геронтия, молодой инок Алексей проводил все свое время, кроме молитв общественных и келейных, в чтении и изучении священного писания и святоотеческих творений.
Чрез двадцать лет монастырского искуса и книжной подготовки, инок Алексей выступил на общественное поприще. Тогдашний митрополит Феогност взял Алексея, вероятно, по указанию друга его Стефана, брата преподобного Сергия и духовника князя, к себе на святительский двор и поручил ему заведывать судебными делами церкви, что продолжалось 12 лет.
Несомненно, что если не до этого времени, то за это время, будучи в близких сношениях с святителем-греком, Алексей должен был изучить и греческий язык, что значительно способствовало обогащению его знаниями.
6-го декабря 1352 г. Феогност посвятил Алексея во епископа Владимирского.
В следующем же 1353г. скончались митрополит Феогност и Великий князь Симеон, которые пред смертью заповедали, чтобы епископ Алексей наследовал и митрополичью кафедру. Но прежде, чем утвердиться на митрополичьем престоле, святителю Алексею пришлось вынести немалую борьбу с другими кандидатами на митрополию: Феодоритом, рукоположенным в этот сан болгарским патриархом, и Романом, посвященным в Константинополе по проискам и интригам некоторых удельных князей, не желавших возвышения Москвы. Вследствие этого митрополиту Алексею пришлось два раза ездить в Константинополь, последствием чего было утверждение его патриархом Калластом „архиепископом Киева и великой России с титлом всечестного митрополита и экзарха“.
Устроив в России церковные дела, пришедшие, вследствие бывшей тогда моровой язвы и распрей удельных князей, в крайнее запущение, для чего понадобилось даже низложить Сарского епископа Афанасия, митрополит Алексей принял горячее участие в политическом благоустройстве своей родины, непосильно страдавшей как от татарского ига, так и от усобиц княжеских родов. С этою целью он, подвергая опасности свою жизнь, дважды ездил в Золотую орду, при чем в первый раз в августе 1357 г. излечил слепую Тайдулу — жену хана Чанибека, а во второй раз—в следую- шем году, причем находился в Орде в то время, когда прежний добрый хан Чанибек скончался, а его место занял свирепый Бердибек, убивший при воцарении 12 своих братьев.
Летописец замечает, что „многу истому приiм святитель Алексей о т татар в это время“ и только „с Божиею помощию и пречистою его Матере молитвою цел и здоров от насилья поганых возвратился на Русь“.
При таких неблагоприятных условиях печальнику земли русской — святителю Алексею удалось не только умилостивить свирепого хана Бердибека, собиравшегося снова опустошить Россию, но и выхлопотать от него ярлык для охраны и освобождения Русского духовенства от всяких сборов и налогов.
С января 1358 по июнь 1360 г. святитель Алексей прожил в разоренном Киеве, занимаясь восстановлением церквей и монастырей.
С 1359 г., со смертью Великого князя Иоанна, святитель сделался опекуном несовершеннолетнего сына его Дмитрия, которому помог получить в 1362 г. ярлык на Великое княжение, вместо суздальского князя Дмитрия Константиновича, три года величавшегося Великим князем и венчанного на это звание митрополитом Алексеем в кафедральном Владимирском соборе.
Трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского Димитрия, а строптивость удельных князей смирялась решительными мерами, доходившими иногда до закрытия церквей, как это сделал преподобный Сергий Радонежский, согласно воле святителя Алексея, в Нижнем-Новгороде.
Вместе с тем, митрополит усердно занимался и построением монастырей.
Так, в 1361 г. он основал в Москве женский Алексеевский монастырь; в том же году, на берегу Яузы, обетный монастырь во имя Нерукотворного образа Спасителя, где первым настоятелем был ученик пр. Сергия — Андроник, почему и самый монастырь получил название „Спасо-Андрониевского“; в 1362 г. основан святителем Владычный монастырь в 3 верстах от гор. Серпухова; в 1365 г. восстановлены им два древних монастыря — Благовещенский в Нижнем и Константино-Еленский во Владимире.
В том же году основана в самом Кремле обитель в честь чуда архангела Михайла на месте, подаренном царицею Тайдулою в благодарность за исцеление её.
Пробыв на митрополичьей кафедре 24 года и посвятив свыше 20 епископов русской церкви, первосвятитель Алексей погребен был, согласно его завещанию, в Чудовом монастыре.
20-го мая 1431 г. обретены были его нетленные мощи, которые и доселе почивают там же.
Другими памятниками его пастырского учения служат:
а) Евангелие, собственноручно им написанное и хранящееся в Чудовом монастыре; оно в 1892 г. издано было в количестве 100 экз. фототипией;
б) окружное послание к пастве;
в) послание к христианам Нижегородской области (первое изд. в „Приб. к тв. св. отцов“ 1849 г., второе, с предисловием Невоструева, в „Душеполезном Чтении“ 1861 г., кн. 1).
Житие митрополита Алексея написано Питиримом, епископом Пермским (t в 1445 г.).
Над обработкой жития трудился затем целый ряд писателей, оканчивающийся чудовским иноком во второй половине XVII столетия.
Наиболее известный из этого ряда писателей — Пахомий Логофет, составивший житие в 1459 г., по поручению митрополита Ионы и собора святителей.— «Степная книга», 1, 444-450. — «Никоновская летопись», 3, 30. 4, 55-8, 209. — «Четьи-Минеи». — «Приб. к твор. св. отцов», 1848 г. кн. 1, 89. «Рус. св.». Филарета. — Макарий, «История русской церкви» — «Самарские епархиальные ведомости» 1878 г., №19. — «Источники русской агиографии», Н. П. Барсукова. — «Указатель Полного Собрания Русских Летописей», стр. 14. — «Древнерусские жития святых», Ключевского, стр. 132.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.