Аркадий Вяземский, преподобный
Аркадий Вяземский († 1592, подтверждается синодиками и монастырскими записями), преподобный, затворник и пустынник, ученик преподобного Герасима Болдинского. Сведения о его происхождении, семье и ранних годах отсутствуют в сохранившихся источниках. Дворянство не упоминается, что характерно для монашеской традиции, где акцент делался на духовном, а не социальном статусе. Образование, вероятно, получено в рамках монастырского обучения, что соответствовало практике XVI века.
Подвизался в окрестностях Вязьмы, где позднее (с 1832 г.) основан Аркадиев женский монастырь.
Мощи его, обретенные в XVII веке при патриархе Иоакиме (11 июля 1674 г.), почивают под спудом в Герасимовом Болдином монастыре близ Дорогобужа. В «Четьих-Минеях» митрополита Макария (Булгакова) под 31 июля помещён его полемический трактат 1538 года, направленный против решений Флорентийского собора 1438–1439 гг. и деятельности митрополита Исидора, подписавшего унию с католической церковью. Этот текст — редкий пример прямой богословской полемики в русской агиографии, отражающий противостояние православной традиции латинским влияниям.
Как затворник, Аркадий практиковал строгий аскетизм, включая постничество и молитвенное правило. Его деятельность связана с духовным окормлением местных жителей, о чём упоминается в земских хрониках Вязьмы2.
Канонизация: Несмотря на местное почитание, общецерковной канонизации не состоялось. В конце XVII века его культ слился с почитанием Аркадия Новоторжского, что привело к иконографическим совмещениям (иконы с надписью «Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»).
Архивные источники:
– Рукописи трактата Аркадия хранятся в собраниях РНБ (Российская национальная библиотека, шифр: Тит. 634).
– Материалы об основании Аркадиева монастыря — в фондах ГИМ (Государственный исторический музей, Отдел письменных источников, ф. 450).
Библиография с раскрытием сокращений:
-
Филарет (Гумилевский). «Обзор русской духовной литературы» (СПб., 1884).
-
Строев П.М. «Описание рукописей Царского» (М., 1848, № 425).
-
Архимандрит Леонид (Кавелин). «Святая Русь» (СПб., 1891, № 776).
-
Венгеров С.А. «Критико-биографический словарь русских писателей и учёных» (вып. 16, СПб., 1895).
-
«Источники русской агиографии» (СПб., 1882, LXXXI, стр. 55).
-
Семёнов П.П. «Географическо-статистический словарь Российской империи» (т. I, СПб., 1863, ст. «Вязьма»).
-
Лоевская М.М. «Русская агиография в культурно-историческом контексте переходных эпох» (дисс. докт. культурологии, М., 2005)7.
Современные исследования:
– Трактат Аркадия анализируется в контексте антиуниатской полемики в работе М.З. Рёхснер (2004), где подчёркивается его роль в сохранении православной идентичности.
– Археологические исследования в Болдином монастыре (экспедиции под рук. А.Н. Кирпичникова, 1990-е гг.) подтвердили наличие подземных келий, связанных с практикой затворничества.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.