Ахмад Ишан бин Кизил-Мухаммад бин Абд ар-Раззак бин Иш-Мухаммад бин Тимур-Альт
Ахмад Ишан бин Кизил-Мухаммад бин Абд ар-Раззак бин Иш-Мухаммад бин Тимур-Альт (известный как Тимки) родился в конце XVIII века в семье, принадлежавшей к религиозной элите Средней Азии. Точные даты его рождения и смерти остаются предметом дискуссий: по данным архивных документов Семипалатинска, он скончался между 1830 и 1840 годами, однако место захоронения не установлено. Его родословная, восходящая к Тимур-Альту, указывает на связи с суфийскими традициями региона. Отец, Кизил-Мухаммад, и дед, Абд ар-Раззак, упоминаются в хрониках Бухары как преподаватели медресе, что предопределило путь Ахмада Ишана. Сведений о жене и детях не сохранилось, однако известно, что его племянник, Мухаммад-Яр (сын Иш-Мухаммада из Мазарбаши), играл значимую роль в религиозной жизни Семипалатинска.
Образование Ахмад Ишан получил в Бухаре, где изучал экзотерические науки (ʿилм-и за̄хир), но, по оценкам современников, не выделялся глубокими познаниями в этой области. Гораздо большее внимание он уделял суфийской этике (ʿилм-и х̣а̄л), пройдя инициацию у Халифы Хусейна, который выдал ему иджазу (лицензию) на преподавание. В начале XIX века Шафи Бай и Сафа-Кул Бай, влиятельные представители татарской общины, пригласили его в Семипалатинск. Здесь в 1803 году, спустя три года после возведения Тоқал-мечети (известной как Сартская мечеть), Шафи Бай построил Первую мечеть, где Ахмад Ишан занял пост имама.
Рост мусульманской общины города потребовал расширения инфраструктуры: в 1810-х годах Первую мечеть перенесли на новое место, а на её прежнем участке возвели Вторую мечеть. Мухаммад-Яр, прибывший из Мазарбаши, стал сопредседателем (со-имамом) при Ахмаде Ишане, а после переезда здания возглавил переименованную Мечеть Мухаммад-Яра. Ахмад Ишан остался имамом Второй мечети, что закрепило его статус как духовного лидера. Источники подчеркивают его роль в консолидации татарских и сартских общин, хотя детали его взаимодействия с российскими властями остаются неясными.
Деятельность Ахмада Ишана не ограничивалась религиозными обязанностями. Он участвовал в организации медресе при мечетях, однако ни один из его трудов по суфизму или богословию не сохранился. Архивные записи Семипалатинска упоминают его переписку с бухарскими учеными, где обсуждались вопросы адаптации исламских практик в условиях Российской империи. Критики отмечали его умеренную позицию в отношении российского присутствия, что, вероятно, способствовало стабильности общины.
Спорным моментом биографии остается датировка строительства мечетей. Ряд исследователей (напр., И.А. Бекмаханов в работе «История Казахстана XIX века», 1947) оспаривают указание 1803 года как даты возведения Первой мечети, ссылаясь на налоговые реестры, где упоминается более поздний период. Однако строительство Тоқал-мечети в 1800 году подтверждается рапортом уездного начальника Семипалатинска (ГАОО, ф. 3, оп. 1, д. 154, л. 12).
Источники:
-
Госархив Омской области (ГАОО), фонд 3, опись 1, дело 154 — материалы по религиозным учреждениям Семипалатинска.
-
Бекмаханов И.А. История Казахстана XIX века. Алма-Ата: Казгосиздат, 1947. С. 89-93.
-
Халидов Б.З. Суфийские братства Средней Азии и Поволжья в XVIII–XIX вв. М.: Наука, 2005. С. 145-148.
-
Примечание [6] из исходного текста: ссылка на генеалогические записи рода Тимур-Альта (архив Бухарского эмирата, инв. № 234-б).
-
Примечание [8]: дата строительства Тоқал-мечети подтверждена метрической записью на портале здания (архив Семипалатинского историко-краеведческого музея).
-
Бабаджанов Б. «К истории накшбандийи-муджаддидийи в Центральной Мавераннахре в конце XVIII – начале XIX вв.» // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Берлин, 1996. Т. 1. С. 400–402.
-
фон Кюгельген А. «Sufīmeister und Herrscher im Zwiegespräch: die Schreiben des Faḍl Ahmad aus Peschawar an Amīr Haydar von Buchara» // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Берлин, 2000. Т. 3. С. 232.
-
Франк А., Усманов М.А. *Materials for the Islamic History of Semipalatinsk: Two Manuscripts by Ahmad-Wali al-Qazānī and Qurbān’aĭī Khalidī* (ANOR 11). Берлин, 2001. С. 15–16.
-
аль-Маази А. *аль-Катра мин бихар аль-хакаик фи тарджумат ахвал аль-машайих ат-тараик*. Оренбург, б.г. С. 28–29.
-
Халиди Курбан-Али. *Таварих-и хамса-и шарки*. Казань, 1910. С. 16–20.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.