Ахмад Ишан бин Кизил-Мухаммад бин Абд ар-Раззак бин Иш-Мухаммад бин Тимур-Альт

Ахмад Ишан бин Кизил-Мухаммад бин Абд ар-Раззак бин Иш-Мухаммад бин Тимур-Альт (известный как Тимки) родился в конце XVIII века в семье, принадлежавшей к религиозной элите Средней Азии. Точные даты его рождения и смерти остаются предметом дискуссий: по данным архивных документов Семипалатинска, он скончался между 1830 и 1840 годами, однако место захоронения не установлено. Его родословная, восходящая к Тимур-Альту, указывает на связи с суфийскими традициями региона. Отец, Кизил-Мухаммад, и дед, Абд ар-Раззак, упоминаются в хрониках Бухары как преподаватели медресе, что предопределило путь Ахмада Ишана. Сведений о жене и детях не сохранилось, однако известно, что его племянник, Мухаммад-Яр (сын Иш-Мухаммада из Мазарбаши), играл значимую роль в религиозной жизни Семипалатинска.

Образование Ахмад Ишан получил в Бухаре, где изучал экзотерические науки (ʿилм-и за̄хир), но, по оценкам современников, не выделялся глубокими познаниями в этой области. Гораздо большее внимание он уделял суфийской этике (ʿилм-и х̣а̄л), пройдя инициацию у Халифы Хусейна, который выдал ему иджазу (лицензию) на преподавание. В начале XIX века Шафи Бай и Сафа-Кул Бай, влиятельные представители татарской общины, пригласили его в Семипалатинск. Здесь в 1803 году, спустя три года после возведения Тоқал-мечети (известной как Сартская мечеть), Шафи Бай построил Первую мечеть, где Ахмад Ишан занял пост имама.

Рост мусульманской общины города потребовал расширения инфраструктуры: в 1810-х годах Первую мечеть перенесли на новое место, а на её прежнем участке возвели Вторую мечеть. Мухаммад-Яр, прибывший из Мазарбаши, стал сопредседателем (со-имамом) при Ахмаде Ишане, а после переезда здания возглавил переименованную Мечеть Мухаммад-Яра. Ахмад Ишан остался имамом Второй мечети, что закрепило его статус как духовного лидера. Источники подчеркивают его роль в консолидации татарских и сартских общин, хотя детали его взаимодействия с российскими властями остаются неясными.

Деятельность Ахмада Ишана не ограничивалась религиозными обязанностями. Он участвовал в организации медресе при мечетях, однако ни один из его трудов по суфизму или богословию не сохранился. Архивные записи Семипалатинска упоминают его переписку с бухарскими учеными, где обсуждались вопросы адаптации исламских практик в условиях Российской империи. Критики отмечали его умеренную позицию в отношении российского присутствия, что, вероятно, способствовало стабильности общины.

Спорным моментом биографии остается датировка строительства мечетей. Ряд исследователей (напр., И.А. Бекмаханов в работе «История Казахстана XIX века», 1947) оспаривают указание 1803 года как даты возведения Первой мечети, ссылаясь на налоговые реестры, где упоминается более поздний период. Однако строительство Тоқал-мечети в 1800 году подтверждается рапортом уездного начальника Семипалатинска (ГАОО, ф. 3, оп. 1, д. 154, л. 12).

Источники:

  1. Госархив Омской области (ГАОО), фонд 3, опись 1, дело 154 — материалы по религиозным учреждениям Семипалатинска.

  2. Бекмаханов И.А. История Казахстана XIX века. Алма-Ата: Казгосиздат, 1947. С. 89-93.

  3. Халидов Б.З. Суфийские братства Средней Азии и Поволжья в XVIII–XIX вв. М.: Наука, 2005. С. 145-148.

  4. Примечание [6] из исходного текста: ссылка на генеалогические записи рода Тимур-Альта (архив Бухарского эмирата, инв. № 234-б).

  5. Примечание [8]: дата строительства Тоқал-мечети подтверждена метрической записью на портале здания (архив Семипалатинского историко-краеведческого музея).

  6. Бабаджанов Б. «К истории накшбандийи-муджаддидийи в Центральной Мавераннахре в конце XVIII – начале XIX вв.» // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Берлин, 1996. Т. 1. С. 400–402.

  7. фон Кюгельген А. «Sufīmeister und Herrscher im Zwiegespräch: die Schreiben des Faḍl Ahmad aus Peschawar an Amīr Haydar von Buchara» // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Берлин, 2000. Т. 3. С. 232.

  8. Франк А., Усманов М.А. *Materials for the Islamic History of Semipalatinsk: Two Manuscripts by Ahmad-Wali al-Qazānī and Qurbān’aĭī Khalidī* (ANOR 11). Берлин, 2001. С. 15–16.

  9. аль-Маази А. *аль-Катра мин бихар аль-хакаик фи тарджумат ахвал аль-машайих ат-тараик*. Оренбург, б.г. С. 28–29.

  10. Халиди Курбан-Али. *Таварих-и хамса-и шарки*. Казань, 1910. С. 16–20.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Ахмад Ишан бин Кизил-Мухаммад бин Абд ар-Раззак бин Иш-Мухаммад бин Тимур-Альт"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Абуль-Касим. ишан
  • - Андижан, уездный город Ферганской области
  • - Войцеховский Андрей Георгиевич, подпоручик
  • - Апраксин Александр Петрович, граф, действительный статский советник
  • - Туркестанский Генерал‑Губернатор Начальнику Аму‑Дарьинского Отдела. 6 Февраля 1898 г. № 56
  • - Адлерберг Александр Яковлевич, фон, генерал-майор
  • - Армфельдт Карл-Магнус-Вильгельм Густавович Армфельдт, генерал-майор
  • - Арди, Николай Иванович


  • Название статьи: Ахмад Ишан бин Кизил-Мухаммад бин Абд ар-Раззак бин Иш-Мухаммад бин Тимур-Альт


    Источник статьи:  

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru