Абуль-Касим. ишан
Абуль-Касим Ишан б. Хан-Тора Ишан Ташкенди, представитель влиятельной суфийской династии, родился в семье Хан-Тора Ишана — видного религиозного деятеля Ташкента и Ферганского региона.
Точные даты его рождения неизвестны, однако установлено, что он скончался в 1300 г. хиджры (1882–1883 гг. н.э.).
Его отец, Хан-Тора Ишан, принадлежал к хусейнидской линии, возводя духовную генеалогию (силсила) через промежуточных наставников к Хазрату Али. Согласно семейному документу, хранившемуся у автора биографии, генеалогия Хан-Тора Ишана включала связи с бухарскими накшбандийскими шейхами, в частности с Халифой Хусейном (Мухаммад-Хусейн, 1784/85–1833/34), учеником индийского суфия Халифы Сиддика.
Хан-Тора Ишан являлся одним из халиф Халифы Хусейна, что подтверждается трудами Абдуллы аль-Маази («аль-Катра мин бихар аль-хакаик», Оренбург, б.г.). После смерти Абуль-Касима его преемником стал сын Хашим Хан Тора, а затем — Ишан Баки Хан Тора, под управлением которого находились суфийская обитель (ханака) и медресе в Ташкенте.
Семья Абуль-Касима занимала высокое положение: его дед, Иш-Мухаммад б. Тайми, упоминается в генеалогиях Ахмад-Вали аль-Казани и Курбан-Али Халиди («Таварих-и хамса-и шарки», Казань, 1910).
Матерью Абуль-Касима, вероятно, была дочь влиятельного бухарского шейха Миян Фазл-Ахмада, чей сын Миян Гулям-Кадир (ум. в начале XIX в.) также входил в накшбандийскую линию, восходящую к Ахмаду Сирхинди. Однако силсила, переданная Курбан-Али, содержит пробелы: так, Миян Гулям-Кадир указан без связи с Хан-Тора Ишаном, что порождает дискуссии среди исследователей (Анке фон Кюгельген, «Sufīmeister und Herrscher im Zwiegespräch», 2000).
Профессиональная деятельность Абуль-Касима связана с управлением медресе, которое при нем процветало, выпуская мулл для городов Туркестана.
В период российского правления его авторитет среди жителей Ташкента оставался непререкаемым, хотя политические взгляды не отражены в сохранившихся источниках. Его потомки сохраняли влияние: Хашим Хан Тора и Ишан Баки Хан Тора продолжали управлять религиозными институтами, что отмечено в записях Курбан-Али Халиди.
Суфийская линия Абуль-Касима восходила к халифу Абу Бакру, что подчеркивало его принадлежность к ортодоксальной традиции. При этом его связь с бухарскими накшбандийцами, включая Мухаммада Парсу (ум. 1703) и Мухаммада Нақшбанда, демонстрирует синтез региональных духовных течений. Место захоронения Абуль-Касима неизвестно, но вероятно, оно находится в Ташкенте, где располагались семейные владения.
Источники:
-
Бабаджанов Б. «К истории накшбандийи-муджаддидийи в Центральной Мавераннахре в конце XVIII – начале XIX вв.» // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Берлин, 1996. Т. 1. С. 400–402.
-
фон Кюгельген А. «Sufīmeister und Herrscher im Zwiegespräch: die Schreiben des Faḍl Ahmad aus Peschawar an Amīr Haydar von Buchara» // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Берлин, 2000. Т. 3. С. 232.
-
Франк А., Усманов М.А. *Materials for the Islamic History of Semipalatinsk: Two Manuscripts by Ahmad-Wali al-Qazānī and Qurbān’aĭī Khalidī* (ANOR 11). Берлин, 2001. С. 15–16.
-
аль-Маази А. *аль-Катра мин бихар аль-хакаик фи тарджумат ахвал аль-машайих ат-тараик*. Оренбург, б.г. С. 28–29.
-
Халиди Курбан-Али. *Таварих-и хамса-и шарки*. Казань, 1910. С. 16–20.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.