'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Халифат

Халифат

Халифат – название магометанского государства в Аравии. Магомет, умирая (632 г. по P. X.), не оставил мужского потомства. Халифом стал тесть пророка, Абу-Бекр (см.). Некоторое время власть у него оспаривал Али, зять Магомета, но безуспешно. По смерти Магомета в Халифате начались сильный волнения, но Абу-Бекр усмирил их частью хитростью, частью военный силой, и на 2-м году его правления вся Аравия уже была соединена под знаменем ислама.

Преемником его был Омар (634 – 44), также тесть Магомета, фанатически преданный учению пророка. Омар огнем и мечом распространил ислам до Сирии и Триполи. Его полководец Калед ("меч Бога») завоевал Персию (см.) и Сирию; другой же полководец Обейда 638 г. покорил Иерусалим, где храм Соломона обратил в мечеть, а потом, взятием г. г. Алеппо и Автиония, довершил завоевание Сирии. Полководец Амру перешел из Палестины и Сирии в Египет и, пользуясь религиозными спорами в этой стране, окончательно подчинил её халифу. В 641 г. пала Александрия, долго державшаяся против арабов. Затем Амру покорил Барку, Триполи, Сабру. Но Омар не был только завоевателем: он основывал мечети и школы, даруя в их обеспечение земли и капитал; строил крепости; установил геджру (см.); учредил совет из знатнейших шейхов и друзей Магомета. Омар принял титул эмир-ель-муминин,  т. ек. князь или глава верующих. Он был убит.

Тогда совет избрал в халифы Османа (644 – 56), зятя Магомета.

Это был слабый старик, более заботившийся о своих родственниках, чем о Халифате.

Всеобщие беспорядки вызвали сильное раздражение, и халиф был умерщвлен Магометом, сыном Абу-Бекра. Однако Осман оказал важную услугу Магометанству, установив авторитетный текст Корана, – ему наследовал племянник Магомета, Али (656-61),против  которого поднимался один соперник за другим. Прежде всех восстала Айша, вдова Магомета; но 657 г. была побеждена при Басре (верблюжья битва); потом поднялся Моавия, и Али был убит в сражении. Его сын Гасан, человек кроткий и миролюбивый, отказался от власти, и Моавия признан халифом.

С Моавии (661 – 79) началась династия Омаядов (Омейадов). Он снова подчинил отпавших сирийцев, персов, египтян, а потому 1-й год его правления назван амур-ель-джемаль (год соединения). Моавия перенес столицу в Дамаск и начал распространять границы. О-ва Кипр и Родос были покорены.

Арабские корсары то и дело опустошали Цикладские о-ва и побережье Византийской империи. Поражение флота императора Констанца, внука Ираклия, доставило Моавии обладание Дарданеллами. 7 л. он держал Константинополь в осаде. При нем его сын Езид и полководцы покорили Седжистан (663 г.), Кабилистан (64), Киликию, Тарс, Хузистан, часть и Туркестана (73) и Самарканд (76). Он сделал сан халифа наследственным в своем доме.

Против Езида (679 – 83) восстал Гусейн, сын Али, 3-й шиитский имам, но был разбит; также потерпел поражение Абдалла.

Когда Медина и Мекка были покорены, то над инсургентами разразилось страшное мщение Езида.

Моавия II, сын Езида, царствовал не долго, ему наследовал Мерван. Сын последнего, Абд-Алмалик (685-705), был энергический и часто жестокий Государь. Он должен был бороться с восстаниями. Египет и Сирия едва повиновались ему, Аравия склонялась на сторону потомства Али. Альмалик, заключив мир с греческим императором Юстинианом II и обязавшись платить ему ежегодную дань в 50 т. золотых, выступил против Абдалы, представителя алидов, и снова подчинил себе Аравию.

В 693 г. возмутился наместник Хорасана, но вскоре был усмирен, и единство исламского государства восстановлено.

Сын Альмалика, Валид (705-15), считался одним из славнейших халифов, а правление его – самым цветущим временем Халифата.

Полководец Кутейба победоносно сражался в Туркестане и покорил земли между Оксусом, Яксартом в Каспийском море. Другие полководцы успешно действовали в Индии и Малой Азии. Мусса, победив мавров в Северной Африке, принудил их принять ислам и арабский язык, почему они скоро и смешались с арабами.

С 711 г., после покорения Гибралтара и битвы при Херес-де-ла-Фронтера стали твердой ногой в Испании. Валид был покровителем искусств, особенно архитектуры; он построил мечети в Дамаске, Иерусалиме, Медине.

Его наследники, Сулейман (715 – 17) и Омар II (717 – 20), были люди незначительные, и здание Халифата, созданное искусственно, снова расшаталось.

При Езиде II (720 – 24) двор дамасских халифов славился роскошью.

При Хишаме (724 – 43) началось движение на восток абасидов, родственников алидов. Они заявили свои права на Халифат. Победа Карла Мартела при Туре остановила успехи арабов на западе.

Валид II царствовал один год. Это был жесточайший тиран; погиб насильственной смертью. Его преемник Ибрагим не процарствовал и года.

В правление Мервана II (745 – 50) кончилось владычество омаядов. Тогда вновь выступили на сцену абассиды, потомки Абасса I, дяди Магомета. Они развернули свое черное знамя, в противоположность белому знамени омаядов, и выступили против Мервана. 1-й из абассидов, Ибрагим, провозглашенный халифом в Хорасане, был взят в плев Мерваном и умерщвлен. Но брат Ибрагимаа, Абуль-Абасс, провозглашенный 749 г. халифом в Куфе, наголову разбил Мервана, который бежал в Египет, где и был убит. Кровожадный дядя Абаса, Абдалла, при свидании к омаядами в Дамаске, всех их истребил.

Только Абд-ур-Рахман бежал в Испанию и основал самостоятельный Халифат.

С погибелью омаядов, настоящих основателей царства ислама, единство Халифата кончилось.

1-й халиф из абассидов, Абуль-Абас (750 – 54), жестокими кровопролитиями утвердил на престоле свою династию, почему он и прозван кровопийцею. Его брат Абу-Джиафар (754 – 75), называемый обыкновенно Аль-Мансор (победоносный), жестоко отомстил своему дяде, Абдалле, и его потомству за притязания на сан халифа. Его тирания вызвала восстание алидов, Мухамеда и Ибрагима. Отец их и оба брата попались в руки Джиафара и были казнены.

В 1-й раз тогда появился титул махди или мэхди, который Магомед принял в Геджасе. Пря Джиафаре покорены: Армения, Киликия, Кападокия. Джиафар был покровителем искусств и наук и основателем новой резиденции в Багдаде. Но столица перенесена в Багдад только при его 2-м преемнике, Муса-ель-Гади († 786).

Затем царствовал Абу-Магомет-Гарун (786 – 809), см. Гарун-аль-Рашид.

По его завещанию, государство было разделено: старший сын Гаруна, Магомет-ель-Эмин (809 – 13), получил Аравию, Ирак, Сирию, Египет, Африку; Мамун – Персию, Туркестан и весь восток, Касим – Малую Азию, Армению и побережье Черного моря.

Следствием этого раздела был междоусобная война. Полководец Мамуна разбил войско халифа, и сам Эмин пал в битве.

Аль-Мамун (813 – 33) был мудрый и справедливый Государь; при нем арабская культура достигла высшей степени развития, но теологические споры волновали Халифат.

Его брат, Мутасим (833 – 42) принял имя Биллах, т. к. Божией милостью. Вследствие беспокойств в Багдаде, он перенес столицу в гор. Самира (на р. Тигр) и окружил себя гвардией из турецких пленных, мамелюков. Несмотря на эту гвардию, распадение Халифата выказывалось все более. Сын Мутасима, Альватгик (842 – 47), религиозными преследованиями, жадностью, произволом, еще более увеличил зло.

Он первый стал носить диадему и к титулу халифа прибавил титул султан.

Его брат Мутавакил (847 – 61), возведенный на престол гвардией, своим тиранством заслужил название палача. Религиозная вражда между сунитами и шиитами, вследствие жестокости преследования последних, достигли крайней степени. Сын халифа, Мутасир, составил против него заговор и при помощи гвардии низвергнул отца с престола. Мутасир принудил братьев отказаться от престола, и в 862 г. халифом стал его внук Аль-Мустаин († 866).

С  866 по 944 г. беспрерывные смуты потрясали Халифат. В продолжение этого времени мамлюки, по своему произволу, возводили и низводили халифов.

Наместники провинций то и дело восставали, и многие из них провозглашали свою самостоятельность. Тогда в этих обрезках Халифата утвердились новые династии: тулуняды  в Египте, сафариды – в Персии, саманиды – в Хорасане, алиды – в окрестностях Каспийского моря. Алиды, шииты, разделились на 2 отрасли: карматов и фатимидов. К алидам же принадлежали исмаилиты, последователи шиитства. В 941 г. владения халифа ограничивались одним Багдадом. Такое положение Халифата было результатом религиозных распрей в теократическом государстве. Слабостью Халифата воспользовался Моэс-эд-Даулат, глава могущественных буидов, господствовавших в Фарсистане. Он взял Багдад, захватал в плен халифа и ослепил его. Однако Даулат, чтобы упрочит свою власть, счел нужным возвести на престол нового халифа, Абуль-Касима, брата низвергнутого, ограничив его деятельность исключительно религиозными делами; себе же присвоил светскую власть, с титулом эмир-ель-омра.

Мало-помалу халифы потеряли всякое значение; даже в публичных молитвах перестали упоминать их имена.

В 1040 г. буиды должны был уступить власть туркам-сельджукам. Номинально Багдадский Халифат существовали до 1258 г., когда Гулагу, внук Чингисхана, со своими дикими ордами, покорил Багдад и предал этот город 40-дневному грабежу; в эти страшные дни умерщвлено 200 т. чел., из которых 56 принадлежало к потомству Магомета.

Так кончилось владычество абасидов. Египет был 1-ю провинцией, отделившеюся от Халифата. Первоначальная попытка образовать в Египте независимое государство относится к 877 г. Но 904 г. Египет опять подчинился багдадскому халифату. С 934 по 68 г. в нем властвовала династия икшидов. В 972 г. Египтом и Сириею овладели фатимиды, которым принадлежало небольшое государство в Западной Африке. Моэс-Эддин-Алла основал город Каир и принял титул халифа. При его ничтожных преемниках власть перешла в руки визирей. Один из них, Бедр-ель-Джемали-Авдал, задумал возвратить Египту Сирию, где утвердились сельджуки. В 1095 г. он овладел уже Иерусалимом, но вслед затем явились крестоносцы, и Авдал потерял все завоевания. В 1170 г. визирь Саладин, сын Эюба, принял титул султана

и положил конец владычеству фатимидов.

Эюбиты властвовали до 1250 г., когда Египтом овладели мамелюки.

В 1517 г. он был покорен турками; халиф был отвезен в Константинополь, но, по своей ничтожности, получил позволение возвратиться.

Турецкие султаны приняли титул халифов, который никогда не признавался шиитами.

В 755 г. Абд-ур-Рахман (см. выше) убежал в Испанию, где арабы приняли его с восторгом. Он основал отдельный Халифат, устроив столицу в Кордове. При его наследниках этому Халифату (Кордовскому), вследствие внутренних смут, грозило падение, и только в царствование Абд-ур-Рахмана III (912 – 60) восстановилось спокойствие.

Искусство и наука у арабов достигли высшей степени процветания.

Густонаселенные города украшали Халифат. В одном лишь бассейне Гвадалквивира насчитывали до 12 т. населенных пунктов.

В Кордове был 113 т. домов и 600 мечетей: из них красотою и великолепием выдавалась главная мечеть, но особенно замечателен был дворец Аль-казар. С Кордовою одновременно распространялись и украшались другие города: Гренада, Альгамбра, Севилья, Толедо... Однако арабам не удалось утвердить свою власть в Испании слиянием с туземцами и введением строго-законного порядка, и в Кордовском Халифате, как в Багдадском, деспотизм сменялся анархией, анархия – деспотизмом. Это вызвало восстание наместников, которые также деспотически относились к народу, вследствие чего последний был равнодушен ко всяким переменам.

Христианские королевства, на полуострове, все более усиливались. На некоторое время халиф Гашем (976 – 1009) умел выбрать гениального полководца Аль-Мансора (см.); он 50 раз победоносно вторгался в земли христианских королей, покорил Леон, Барселону, Сантьяго; но в 1001 г. христиане нанесли ему поражение при Калатаназоре и положили конец его успехам. Для христиан особенно выгодно было, что за Кордовским Халифатом началась борьба между омаядами и африканской династией эдризидов, прекратившая владычество омаядов. В 1031 г. Кордовский Халифат распался на многие владения, из которых более замечательны: Севилья, Валенсия, Толедо, Сарагоса. Следствием этого был, что христиане в 1085 г. взяли гор. Толедо, а затем – Талаверу, Мадрид и другие.

Севильский эмир призвал на помощь альморавидов (см.). В 1086 г. они одержали победу при Салаке, а 1108 – при Укле и присвоили себе владычество над арабской Испанией. Но их победы не остановили усилия христиан.

Альфонс I Арагонский в 1118 г. овладел Сарагосой и сделал её своею столицей. В 1147 г. владычество альморавидов низвергли алмогады (см.).

Христиане, призванные альморавидами на помощь, овладели г. г. Альмерия и Тортоза. Особенно же деятельно действовали против альмогадов испанские духовно-рыцарские ордена.

В 1212 г. альмогады были разбиты при Толозе (см.). Однако, несмотря на поражения, в Андалузии, а потом в Валенсии, возникли новые арабские династии.

В 1230 г. христиане разбили арабов при Мериде и овладели Эстремадурой. После победы при Херес-де-ла-Гвадиана (1233 г.), Фердинанд III Кастильский завоевал 1236 г. Кордову, 48 – Севилью, 50 – Кадикс.

Масса мусульман выселилась из этих городов в Африку, Гренаду и Турцию. Но и гренадский эмир должен был признать свою вассальное зависимость от короля Кастилия.

Окончательно Гренада пала в 1492г.

Число битв христиан с арабами считаются тысячами (см. Испания).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Халифат"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье
  • - Вар, Публий Квинтилий
  • - Германик, Тиверий Друз Нерон
  • - Газа
  • - Фатимиды — династия аравийских халифов
  • - Аббас-Мирза, виалагд
  • - Финикия
  • - Знамена воинов Ислама


  • Название статьи: Халифат

    Категория темы: Арабский восток

    Источник статьи:  Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера Спб. 1897 г. т. VII.

    Рекомендуемая литература по теме этой статьи: Большаков О.Г. История Халифата. В 4-х тт. Ин-т Вост. рукописей РАН. М.: Восточная литература, Фильштинский Исаак. История арабов и Халифата 750-1517 гг. Серия: Историческая библиотека М. АСТ 2006 г. 350 с., Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. Серия: По следам исчезнувших культур Востока М. Наука 1976 г. 216 с., илл., АРАБЫ, ИСЛАМ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ В РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, Е.А. Беляев М.: Наука 1965 г. 280 с.

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru