ПЛАТОК НОСОВОЙ

ПЛАТОК НОСОВОЙ

Несколько примечательных слов о непременном, но малоупоминаемом военном атрибуте прошлого столетия.

Такая, на первый взгляд, малозаметная бытовая деталь и вместе с тем ставшая незаменимой принадлежностью цивилизованного человека и непременным элементом классического костюма.

- Платок носовой.

Во время столыпинских реформ 1908-1911 гг. началось положительное усиленное просвещение, естественным образом коснувшись различных служб государственных. В военном же деле носовой платок, относящейся к предметам личного обихода и гигиены, неотменно является с некоторых пор дополнительной принадлежностью форменной одежды военнослужащего.

Казённый военный носовой платок в начале ХХ века изготовлялся из хлопчатобумажной ткани шириной в 12 вершков, с подрубкою обрезных краёв его на 1/8 вершка, – узнаём мы из второго издания "Руководства к постройке обмундирования и снаряжения для нижних чинов всех казачьих войск".

Обыкновенные размеры того платка в готовом виде, с подогнутыми и подрубленными краями таковы: длина – 11 7/8 ?12 вершков, ширина по ширине ткани заводской. При ширине же ткани 24-х вершков все отрезные края его подрубляются, а ширина платков 11 ??12 вершков. Подобный данному, платок аккуратно складывается для ношения в кармане и должным образом прилежно следится за исполнением содержания[1]. Смотреть "Ведомости размеров и количества материалов на изготовление белья для нижних чинов" (Пр. 1907 г. № 9).

Каков был носовой платок, каковой полагалось иметь при себе на царской службе казаку в начале ХХ века? Письменное изображение непосредственно получим из приказов по военному ведомству для нижних чинов казачьих войск и казачьей артиллерии, кроме кавказских и гвардейских частей.

1) Носовой платок из белёной рубашечной хлопчатобумажной ткани. То есть белёный холст подвергшийся белению, отбелке; побеленный или отбеленный. Сама хлопчатобумажная ткань, из которой изготовлялся платок, должна была быть сработана из доброкачественного и длинноволосого хлопка, ровной пряжи и ткачества, хорошей белки, без аппретировки и без расплющенности нитей ткани калландром[2]. В такой ткани допускаются незначительные перетыки, но без узлов, оставляющих после себя дырочки. Ткань по наружному виду и по своим качествам должна быть не ниже утверждённого образца платка.

В готовом виде размер платка, с подогнутыми и подрубленными на 1/16 вершка отрезными краями – должен быть по длине и по ширине не менее 11 вершков (копия Ведомости прилагается). "Число нитей в одном квадратном дюйме не должно быть по основе не менее 56, по утку не менее 56 и в сложности 112. Разрыв отрезка ткани платка площадью разрыва в 7 дюймов длиной и в 3 дюйма шириной должен быть не менее 90 фунтов и в сложности 180 фунтов".

Вес готового носового платка - не менее 8 золотников. Содержание влажности в платке не должно превышать 6 % его веса. Ткань должна быть тщательно промыта и не содержать хлора.

Ответственным за войсковое хозяйство и ведающим снабжением воинских учреждений предписано особо обратить внимание на то, чтобы при приёмке носовых платков от производителя, из каждой тысячи штук их, берётся для испытания один платок, а из партии с меньшим количеством – по одному платку из каждой партии. Разумеется, что интендантам на пробу предоставляется право вынимать и большее число платков, чем один на 1000, если бы встретилось сомнение в их доброкачественности.

2) Носовой платок из белёной льняной ткани для нижних чинов всех казачьих войск: выдержка из приказа военному ведомству № 590 (1907 г.).

Льняная ткань для носового платка степового казака должна быть заготовляема из доброкачественного льняного материала, ровной пряжи и ткачества, простого полотняного переплетения. Ткань должна быть удовлетворительно отбелена, без излишней апперетировки и калландировки и не должна содержать костры, жёстких частиц стебля растений, которые образуются при раздроблении и отделялись от волокна при обработке: т. е. должна быть такой добротности, чтобы вполне отвечала описанию, а по внешним качествам была бы не ниже утверждённого образца.

Число нитей в льняной ткани для носового платка должно быть как по основе, так и по утку[3], не менее 48. Разрыв отрезка льняной ткани для носового платка площадью разрыва в 3 дюйма шириной и в 7 дюймов длиной должен быть не менее как по основе, так и по утку 225 фунтов и в сложности 500 фунтов. Вес платка в готовом виде должен быть не менее 10 золотников. Размеры носового платка в готовом виде с подогнутыми и подрубленными на 1/16 вершка отрезными краями должны быть по длине и ширине не менее 11 вершков.

Установленный настоящим описанием приказа в. в. - вес носового платка из льняной ткани должен быть при её нормальной влажности в 8 %, причём платки, содержащие не более 12 % влажности, допускаются к приёму, но с соответственною надбавкою в весе; при влажности же менее 8 % вес носового платка может быть допущен соответственно меньший.

При приёме носовых платков, кроме испытания относительно веса, числа нитей и разрыва, они должны быть испытываемы: а) на уменьшение в весе при кипячении их в течение 30 минут в мыльном однопроцентном растворе, как это установлено для хлопчатобумажной бельевой ткани. При этом испытании уменьшение в весе платка не должно превышать 4 %, в противном случае вся партия, из коей был взят испытуемый носовой платок, бракуется.

б) На присутствие в ткани носового платка хлора и его солей, могущих в нём остаться вследствие несовершенной промывки ткани после отбелки и определяемых характерным запахом и химическими реактивами. При приёме носовых платков из каждой тысячи штук их берётся для испытания один платок, а из партии с меньшим количеством – по одному платку из каждой партии. На пробу предоставляется право вынимать и большее число платков, чем один на 1000, если бы встретилось сомнение в их доброкачественности[4] <…>.

Тут не лишним будет знать и другую историю носового платка. А рассказывают вот что. Из письменных источников в достаточной мере известно, что прототипом нашего изделия был древнеримский судариум, универсальный, гигиенический платок (за всем тем, сморкаться в обществе, - слыло плебейством). Но то – зафиксированная дата, за три сотни лет до Р. Х., а как обстояли дела на самом деле – была ли эта вещь где раньше (а, думаю, была) – остаётся лишь домыслить. Позже, через Восточную Римскую Империю он "приходит" с крестоносцами через города-государства средневековой Италии и окончательно закрепляется в Западной Европе, с последующим распространением по всему миру.

В те времена с Востока много чего интересного, полезного (и не очень), было крестоносцами занесено "на нашу почву". Парфюмерия и цветы: розы, гвоздики, лилии, жасмины… Всё для прекрасных дам, ради любви-с, и вместе с тем – арбалеты и ракеты; игральные карты и бильярд, да много ли чего ещё… Наконец и платочки различные – добрались до Франции. Шёлковые, газовые… Поначалу как трофеи, роскошь, а потом пошло-поехало: с вышивкой, канителью, фасонами, "кружево по краю" да с вставкой - и не счесть всего. Тут как вы уже догадались – в первую очередь платок занял видное положение, стал доводиться неотъемлемой частью дамского туалета. Удобной по своим свойствам. Для дамских слёз – отдельный, и для соплей раздельный. И вместе с тем - частью украшения, аксессуар, иначе сказать, для красоты. Носился он и в рукаве, и на шее или ещё где, в руках наконец - на видном месте. Но всенепременно имели при себе также и другой платок, интимный.

"Дамские носовые платки, - пишет князь Мещерский, - утратили даже первоначальное своё назначение, потому что кусочек батиста, величиною в визитную карточку и обшитый широкими брюссельскими кружевами – нельзя назвать носовым платком. Собственно носовой платок прячется дамами отдельно в карман"[5].

Пишут сегодня так: «Все полагают, что шейный платок, предшественник современного галстука, появился во время Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.)». И далее: «Не все уверены в точном происхождении галстуков, но все согласятся с тем, что галстуки стали популярны благодаря хорватским солдатам… Галстук (cravat) был практичен и красив». Сказать к слову, по-польски галстук – krawat. Однако возьмём книгу старинную: «Кроаты. Под этим названием известны до Тридцатилетней войны сформирования гусар и все вообще лёгкие – конные и пешие – венгерские войска». ("Военный энциклопедический лексикон, издаваемый Обществом военных и литераторов", издание второе, т. VII, С. Петербург, 1855 г., стр. 494). Так «всем» ли надобно соглашаться, что именно хорваты в этом деле выступают на первое место?

Что ж – Франция законодательница моды, отвечавшая господствующим вкусам королевства и её манеры овладели всей Европой. Многие и многие страны и государства подчинились изменчивости моды. Как негласной, так и узаконенной, и коснулось это непосредственно платков. Тут даже Людовик XVI отличился со своими платками, а ведь король тот не любил роскошь.

Появляются свои "игры" с платком и у мужчин – как с ношением его, так и с расцветкой и прочим glamour. Мужчина, видя расстроенную чем-либо даму, должен предложить ей, свой чистый белый платок и когда та не отказывает в этом, то платок следует даме той оставить. Посему у мужчины, кавалера, должны быть непременно при себе один чистый платок (на всякий случай) для дамы, а другой уже для своего личного пользования. Как рассказывают, к концу XVIII столетия у мужчин из французской аристократии платки в моде. "Из кармана часто выглядывает обшитый кружевом платок"[6]. Почему, раньше, когда приходили-уходили поезда, суда и прочее… все, даже незнакомые люди, размахивали или просто махали именно носовыми платками? Старики до сих пор помнят это, да в старых фильмах ещё можно увидеть то.

"Шмыгать носом" – не есть хорошо. И наличествует ещё правило: не носить напоказ, не использовать настоящему мужчине разноцветные платки. На то имеется особая причина. Тут ребята, - поосторожнее! ведь даже в сонниках - цветной носовой платок снится к рискованным, сомнительным делам, где слово "сомнительный" может иметь натурально иное двусмысленное разъяснение.

Некоторые правила, как мы могли отметить, отлично сохранились до настоящего времени и твёрдо соблюдаются. Положим, непременный декоративный элемент классического костюма, при котором никоим образом цвет носового платка не должен быть похожим, точнее совпадать, с расцветкой ткани, стилем галстука (шейного платка). Второй свой носовой платок мужчина обыкновенно носит в заднем брючном кармане.

А вот можно ли дарить возлюбленным (или кому ещё) друг дружке какие либо носовые платки, имеются сведения совершенно противоположные как полюса[7]. И как поступить в таких случаях – советов думаю, лучше не давать. Несомненно одно: нельзя подбирать кем-то утерянный носовой платок и тем более дарить найденный.

* * *

Параллельно обстояли платочные дела на Востоке. Сейчас пишут, что положим "в Японии, если вы высморкаетесь в носовой платок из ткани и засунете в карман, то вас сочтут огромным неряхой и перестанут уважать". Или так: "Уже во II веке в Китае существовали бумажные носовые платки". Так то так, да вон то как. Подчёркиваю: из бумажной ткани они были в Китае, а не собственно из бумаги, какие и нынче имеются [к слову, первый патент на бумажный, но пропитанный глицерином носовой платок, выдан был в 1894 году на юге Германии (G?ppingen)].

Определение "бумажный" ещё недавно у нас имел синоним "сшитый из хлопчатобумажной ткани". В глубокую старину материал из своеобразной китайской бумаги пришёл к нам из Китая. Именно из такой бумаги можно было изготовить не только курточку для Буратино или одноразовую салфетку, но и вполне серьёзную носкую одежду, что и делали. В средние века, например, на Руси воины носили бумажные шапки – шлемы, бумажные доспехи – тегиляи, и ирония тут не уместна[8]. Известный путешественник Пржевальский[9] сообщал в своё время, что в Пекине освещение города производилось бумажными фонарями, которые поставлены были на деревянные треножники, в расстоянии нескольких сот шагов один от другого… и в них горели сальные свечи.

Бумажным доспехам отдавали предпочтение, например, в Южном Китае во времена Мин, где гарнизоны защищали побережье от нападения японцев. Лучшими считались подобного рода доспехи из Кореи, они особенно ценились китайцами и японцами за прочность и износоустойчивость[10].

"На основании светских правил, ею изобретённых, светская дама, где бы она ни сидела: в гостиной, у себя дома или у чужих, непременно должна для контенансу держать в правой руке лорнетку, веер или шитый платок" (из старинной книги). От женского же платочка поручик Котельников получил в 1912 году вдохновение на гениальное изобретение – парашют (изделие РК-1).

Тут чтобы как-нибудь отвлечь любезного читателя, если он устал от старой орфографии, терминов, цифр и прочей серьёзной информации - предлагается, выборочно, сообщения из различных сонников.

В них пишут, что если приснилось, что платок свой потеряли, то прежде задуманное не исполнится, но не по вашей вине.

Привидевшийся во сне хлопковый или льняной носовой платок обещает вам любовное увлечение, а также возникновение непредвиденных обстоятельств, вплоть до ссоры.

Разорванный платок снится к большим ссорам с любимым человеком, а грязный носовой платок – есть предупреждение против неразборчивости в выборе друзей и подруг.

Стопка чистых носовых платков – к трудным испытаниям, из которых выход обернётся большой удачей. Если женщине снится, что она машет кому-то платком или видит, как это делают другие, то ей предстоит приятное, но очень опасное путешествие. Если во сне любимый дарит ей носовой платок - это символ верности. Поднять уроненный кем-то платок - взять на себя чьи-то неприятности. Сморкаться в платок - к известию о болезни в вашей семье.

Носовой чистый платок – неудача. Шёлковый - гармония в отношении с людьми.

* * *

У нас на Руси имелся и свой универсальный платок, чаще он же и полотенчико и маленькая скатерть. В «Полном Церковно-славянском словаре" (1900 г.) разъясняется, что плат происходит от санскритского корня, и что в переводе означает "крыть", покрывать, палт – кусок ткани, лоскут, собственно покров. В историческое время у балтийских славян платы, т. е. куски ткани, служили мелкой монетой, и потому от плат – происходит глагол платить» (стр. 1083).

Плат, упоминаемый в Священных писаниях – это также "лоскут" или "заплата" (стр. 429). Антиминс представляет собою также четырёхугольный плат из шёлковой или льняной материи, без которого нельзя служить литургию. Изображения на нём исполняются красками или вышиваются цветными нитками.

Покупной платок, более красивый, чем домашнего изделия и большей частью пунцового цвета, назывался на Руси "заграникъ"[11]. Короткое полотнище во всю ширину; кусок холста, отрезанный по ширине ткани, обычно с шитьём – ширинка. Также ширинкой называли у нас в стародавние времена декоративный шёлковый женский платок, как дополнение костюма, свадебная фата шитая жемчугом, "под ширинкой молодую везли к венцу". Это же слово означало - подвязной передник, без лифа; вставное полотнище, прошивка. Вышитый шейный платок. На Дону ширинкой называли головной платок, а утирка – носовой платок. У староверов – утирки для повседневного умывания, а полотенца – для украшения горницы[12]. Марама – у сербов галстух, ширинка, платок, большею частью шитый по краям шёлком или золотом. Ширинка – старинный архитектурный термин (собственно квадрат). Слово имеет и церковное значение: ими обивали подножие у осеняльных крестов и ширинки служили вместо сулков для архиерейских посохов[13]. Ширинъка "пелена церковная". Так же собственно и носовой платок и салфетка. Вот тут не путать ширинку с утиральником.

Пишут, что "в средневековой России носовой платок изначально назывался «утиральник»…". И тут мы возвращаемся к теме военной. К 1-й Мировой войне утиральник согласно приказу военного ведомства «изготовляется из рубашечного холста 8-ми вер. ширины. Поперечные края утиральника подрубляются на 1/8-1/4 вер. В ткани желательно штучное обозначение утиральников ткачеством.

Длина его 1 аршин 11 ? вер. ?1 арш. 11 ? вер. ширина – по ширине ткани. При круговой кромке подрубки не требуется. При изготовлении из материала 16-ти верш. ширины, подрубляется и продольный отрезной край, а ширина утиральника полагается 7 ? ?8 вер.»[14]. На начало ХХ века – носовые платки и утиральники относятся к так называемым «годовым вещам». Это официальное название.

Среди вещей убитого на дуэли (1841 г.) поручика Михаила Лермонтова нашли среди прочего «платков носовых цветных шёлковых – 8; батистовых белых платков – 5; полотенцев личных ткацкого холста – 8» и одно банное полотенце[15].

С конца XIX века существовала параллельно культура военного платка, как шейного, так и носового. Франция… Германия… Россия… А 1-я Мировая война явила новую платочную волну, новое направление в искусстве. Материал исполнения всё тот же…

Шейные платки в этом месте обходим вниманием, а вот с носовыми тут всё интересно!

Размеры прямоугольных платков из музейных фондов различны и если перевести на наши сантиметры, то где-то: 60 ? 70; 65 ? 69; 66,5 ? 53 <…>. Такие платки имелись с набивным рисунком или окрашенные и совмещали в себе приятное с полезным. Рисунки (даже с картами местностей) обрамлённые по кайме различными узорами (орнаментом), представляли в большинстве своём наглядные пособия по военному делу или пропагандистские мини-плакаты. Предпочтение для солдатских платков отдавалось вспомогательным картинкам. Это и действия часового при караульно-постовой службе и полезные, практические советы в боевых ситуациях, оказывание первой необходимой помощи при ранении ("Первая помощь под огнем") или изображения военных подвигов. Я попробую описать один из них – это памятный платок, посвящённый деятельности Белого генерала М. Д. Скобелева (1877-78). Такие выпускали на рубеже ХХ века. Середина окрашена красной краской, на фоне тонко исполненный рисунок изображающий Скобелева, руководящего боем. По краям растительный орнамент – «тр?вы». Размеры ситцевого квадрата «на глаз» 75 сантиметров по краям.

Но особенно имели хождение мини-инструкции и правила при разборке-сборке винтовок различных систем (твёрдо отмечены Мосина, Бердана). Ко всему прочему, - платком подавали команды. Я видел иностранные платки, конца XIX столетия: швейцарский, с двадцатью гербами кантонов изображённых по краям, а по-средине белый крест в красном круге. Размер изделия примерно 45 ? 45 см. Или «косынка [Фридриха] Эсмарха», которая «предназначена для иммобилизации верхних и нижних конечностей». На ней изображение из группы, числом шесть, раненных воинов с неодинаковыми повязками, наложенными на раны. Причём, двое крайних лежат, видимо – тяжелораненые. Двое в положении сидя, а две центральные фигуры с лёгкими ранениями в конечности, - стоят. В бывшем госпитале Лейб-Гвардии Семёновского полка, перестроенного после 2 М. В., и где часть корпуса занимает Военно-медицинский музей[16], в зале № 6 можно воочию увидеть несколько платков по нашей теме. Что интересно, в экспозиции на первом этаже увидел медицинский инвентарь, косынку, очень и очень «похожую» (если не сказать «дублет») и размерами и рисунками на «косынку Эсмарха» (хирург von Esmarch). Раненые бойцы изображены в форме образца до 1943 года. Немного «народный стиль», но позы раненных с повязками те же! Надписи пояснений выполненные трафаретом разбросаны клочками в стиле авангардистов в одном углу косынки: «Санитарное… управление… Красной Армии». Как самовидец скажу, что косынка цветом обыкновенной зелёной брезентовой палатки. Пошивочный материал схож, - из которого были изготовлены мешки для военнопочтовых отправлений фельдъегерско-почтовой службы или спецсвязи. Надпись под экспонатом гласит: «Простейшие виды повязок косынкой».

Не лишним будет дополнить тему очередной выпиской: «Для первой перевязки каждому казаку во время похода необходимо иметь с собою самые простые принадлежности, а именно: полотняный или коленкоровый платок в виде трёхугольной косынки…» (Из Войскового учебники для урядника, СПб., 1900 г., стр. 81).

Первый памятный платок в России был выпущен в Москве в 1818 году. На русских мануфактурных платках имелись надписи-пояснения к рисункам, выполненные вышивкой или набойкой. Стилизованные под народно-песенное творчество, они отличались лаконизмом и простотой композиции лубочного стиля.

А пока в наш суетный и практичный век носовой платок стал массовой продукцией с обыкновенным привычным своим видом и удобным по своим свойствам применением.

"Что было, видели деды; что будет, увидят внуки".

Александр Азаренков.

Ссылки и примечания автора.
2013 г.

[1] Судя по старым советским фильмам носовые платки носились царскими солдатами в заднем кармане шаровар (про себя отметим, что германцы так же носили свой носовой платок в брючном кармане). В советской армии, в обязательном порядке – в одном из нагрудных карманов всегда должен был находиться чистый носовой платок. Примечание делается согласно своим личным впечатлениям: вбито намертво в память. Твёрдо и навсегда.

[2] Так в оригинальном тексте приказа. В современном правописании "каландр", т. е. каток, валик – машина для непрерывного формирования материала методом пропуска его через зазор между вращающимися валами. Полотно получалось необходимой толщины и ширины.

[3] Уток в ткачестве это нити, идущие поперёк основы. Основа – продольные нити в ткани.

[4] См. об этом: прик. в. в. 1907 г. № 590. Ук. соч., стр. 54-56.

[5] Роль современного мужчины: Карманная книга для молодых людей, желающих усвоить себе вкус, понятия, привычки, воззрения, изящные манеры светского образованного человека... / Изд. К. Ю. Мещерского. [Загл. 2-го изд.: Роль мужчины в свете]. Москва: тип. И.И. Смирнова, 1877 г., стр. 29.

[6] Келли Ф., Швабс Р. "История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей", М.: Центрполиграф, 2008 г., стр. 166.

[7] Например, девушки казачки в старину иногда менялись крестами в присутствии третьего лица, которое обменивает кресты и называется крестною матерью. Поменявшиеся крестами называются "по крестам сестры". При этом девушки дарят друг другу платочки… ("Сведения о Казацких общинах на Дону". Материалы для обычного права, собранные Михаилом Харузиным. Выпуск первый, Москва, 1885 г., стр. 84).

[8] См. об этом: Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н., «Бумажные доспехи», «Русское оружие. Краткий определитель русского боевого оружия XI-XIX веков». Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, М., 1953 г., стр. 70-71.

[9] См.: "Монголия и страна торгутов. Трёхлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии И. Пржевальского, подполковника Генерального Штаба, Действительного Члена Императорского Русского Географического Общества", т. I, СПб., 1875 г.

[10] Сшивавшись вместе десять ли пятнадцать слоёв такой бумаги считались лучшим средством защиты. Рассказывают, что они выдерживали даже мушкетные пули (Вернер Эдвард "Оружие Китая", М.: Центрполиграф, 2009 г., стр. 131, 60). Ружья сделанные из бумаги, извести и серы, назывались "пи ли пао" и упоминаются ещё в трактате "Ян чэн чай Хай юй чуань фу сюй" (1131 год).

[11] Словарь русского языка составленный вторым отделением Императорской Академии Наук. Второго тома выпуск третий (от начала издания – шестой). С.-Петербург, типография Императорской Академии Наук, 1899 г., стр. 951.

[12] Фёдорова В. П. «Свадьба на Ирюме», Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991 г., стр. 111.

[13] В Российской Империи духовенство награждали палицой, платком в форме ромба. Носился он на поясе, ниспадая на бёдра.

[14] "Руководство к постройке обмундирования и снаряжения для нижних чинов всех казачьих войск". Описание форм обмундирования и конского снаряжения для нижних чинов казачьих войск и казачьей артиллерии (кроме кавказских и гвардейских частей); сведения о материалах и раскройка кож и пр. Составил И. Тонкогонов. Издание второе исправленное и дополненное. Омск. Типография "Иртыш", 1911 год, стр. 45.

На содержание Пажеского Его Императорского Величества корпуса, по табелю от 2 марта 1862 года, полагалось: платки носовые, по 6 каждому, по 27 копеек с обрубкою за платок, а за 900 – 243 рубля. Утиральников, по 2 каждому, с обрубкою по 31 копейку, а за 300 – 93 рубля.

На содержание Военно-Юридического училища (на 30 марта 1868 г.) полагалось: платки носовые, по 6 в год каждому, по 25 копеек с обрубкою за платок. За 360 штук – 90 рублей; утиральники, по 2 в год каждому, с обрубкою по 25 копеек… За 120 штук – 30 рублей.

На содержание Военно-Юридической Академии и училища (28 сентября 1868 года) цена как и вышестоящая. На содержание Николаевской Чесменской Военной Богадельни (лазарет на 60 человек) для нижних чинов (на 8 октября 1868 года): платков носовых 2, за один 20 копеек, и за подрубку 1 копейка; иного за один платок 21 коп., а за 120 штук – 25 руб. 20 коп. ("Сборник описаний предметов и материалов, заготовляемых интендантством для довольствия войск". Петроград, 1915 г.).

[15] «Дело о прошедшем поединке, на котором отставной маиор Мартынов, убил из пистолета Тенгинского пехотного полка поручика Лермантова» «Дело о прошедшем поединке, на котором отставной маиор Мартынов, убил из пистолета Тенгинского пехотного полка поручика Лермантова» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/due/due-011-.htm), свободный. — Загл. с экрана.

[16] Санкт-Петербург, Лазаретный пер., 2 (ул. Акад. Лебедева, д. 6).

Примечание, о авторе:

Александр Азаренков работает в издательстве «Художественная литература».

Формально работа его скорее техническая, чем творческая, но вместе с тем этот человек – истинно художественно литературен. Для любого издательства иметь в своём штате такого глубокого, тонко знающего, искусного знатока отечественной истории – большая находка.

Именно он, Александр Азаренков, сделал замечательное дышащее правдой историко-документальное послесловие к сборнику прекрасного русского поэта, одного из героев Белой армии ? Николая Туроверова ? эта книга у нас "улетела" мгновенно. Справедливость и беспристрастие, украшающие изложенный материал, - вот в чём секрет Сборника. В немалой степени благодаря Азаренкову, добавившему к конволюту отдельные штрихи и краски, дышащие правдой отдалённого времени с его событиями, и, закрепившего творчество поэта историко-архивными изысканиями, связанными с его личностью, его окружением, атмосферой и временем в котором тот жил.

Александр увлекается преимущественно Военной историей России, историей Казачества, особенно обращая внимание на отдельные малоизученные моменты… в то же время представляя чтение, исполненное вполне серьёзного интереса.

У него можно справиться практически по всем мельчайшим историческим вопросам… вплоть до того, что оставили нам малоизвестные страницы прошлого, как в частности, о платках: и мы узнаем в этом «диптихе», - какой они формы, какого они вида и отметим, что наблюдены здесь и описаны с наисовершеннейшею точностью.

Мне по-настоящему нравятся его увлечения, его неподдельная любовь ко всему русскому, отечественному и его посильная, бескорыстная работа по возрождению нашего общего созидательного патриотизма.

Академик Академии российской словесности
Георгий Владимирович Пряхин
2013 г.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru