Добрыня Малкович, боярин
Добрыня Малкович, боярин киевский, воевода Великого князя Святослава I и Св. Владимира, сын жителя города Любича, Малка, брат матери Владимира, ключницы Великой княгини Ольги, Малуши.
Еще в княжение Святослава I играл в Киеве видную роль, как брат любимой наложницы Великого князя.
Когда в 970 году новгородцы явились в Киев просить себе у Святослава особого князя и Великий князь затруднялся, кого им дать, так как два старшие его сына не желали идти в Новгород, новгородцы, по совету Добрыни, стали просить для себя малолетнего Владимира Святославича. Великий князь согласился на это, но дал малолетнему князю наставником и руководителем Добрыню, на мудрость и благоразумие которого он вполне полагался.
Добрыня отправился с Владимиром в Новгород и с этого времени приобрел большое влияние на молодого князя, которое и сохранял в продолжение всей своей жизни; собственно говоря, именем племянника Добрыня совершенно самостоятельно управлял Новгородом. Когда умер Великий князь Святослав и его сын Ярополк, захватив великое княжение, начал стремиться к объединению всей Русской земли под своею властью и отнимать уделы у других братьев, Добрыне вместе с племянником пришлось в 977 году бежать за море, к варягам, где Владимир нашел поддержку против старшего брата и через два года, вернувшись с варяжским войском в Новгород, послал Добрыню во главе посольства в Полоцк, просить руки Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода, желая склонить его на свою сторону против Ярополка. Но Рогнеда была уже в то время невестой Ярополка и отказала Владимиру, сказав, что не желает выходить замуж за «робинича» (прим. «сына раба»). Такой ответ, конечно, крайне оскорбил Добрыню, набрасывая тень на происхождение его и его сестры, и он настоял на том, чтобы Владимир вместе с варяжским войском двинулся на Полоцк, взял его, насильно женился на Рогнеде и приказал убить Рогволода. После этого Добрыня сопровождал Владимира в его походе на старшего брата, не мало помогал ему своими советами и боевой опытностью и, когда Владимир, наконец, захватил великое княжение, получил от него в управление Новгород, где управлял до своей смерти почти совершенно самостоятельно, не прекращая однако сношений с своим мудрым племянником и часто являясь его деятельным советником и помощником. Так, сейчас же после того, как Владимир победил Ярополка и, провозглашая торжество язы — чества, ставил в Киеве идолы во всех общественных местах, то же делал и Добрыня в Новгороде. В 985 году Добрыня с новгородцами участвовал в победоносном походе Владимира на волжских болгар. Летопись, восхваляя мудрость Добрыни, говорит, что, когда, после победы Владимира над болгарами, Добрыня осмотрел взятых в плен болгар и заметил, что все они в сапогах, он предложил князю лучше заключить с ними мир и оставить их в покое, так как такой богатый народ, по мнению Добрыни, не будет платить дани. «Пойдем лучше искать лапотников», сказал он Владимиру, и князь послушался Добрыни и заключил с болгарами мир.
В 988 году, когда Владимир принял крещение, Добрыня, невидимому, был в Киеве, крестился вместе с князем и даже ходил с епископами насаждать христианство в Ростове, Новгороде и во всей северной Руси.
По некоторым преданиям, а также, по словам Иоакимовской летописи, которые, впрочем, опровергаются в последнее время некоторыми учеными, Добрыня насаждал в Новгороде христианство путем насильственным. Летопись говорит, что он явился туда вместе с киевским воеводой Путятой и ростовским войском. Граждане, подстрекаемые жрецами, решились оказать энергичное сопротивление такому насильственному введению христианства и, вооружившись, встретили Добрыню с твердым намерением отстоять свою религию. Путята тогда вступил с ними в битву, а Добрыня поджег их дома и имущество. Граждане должны были смириться, и христианство было водворено. Отсюда, по мнению некоторых ученых, и произошла известная поговорка; «Путята крести мечем, а Добрыня — огнем». После этого Добрыня уже спокойно управлял Новгородом до самой своей смерти в 1007 году.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.