Дидло, Карл Людовик, знаменитый балетмейстер

Портрет балетмейстера Карла-Людвига Дидло. Уголь. 1810-е гг. Худ. А. О. Орловский. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.Дидло, Карл (Шарль) Людовик, знаменитый балетмейстер, родился в 1767-м году в Стокгольме, † 7-го ноября 1837-го года в Киеве. 


Отец Дидло, родом француз, был первым танцовщиком королевского шведского театра в Стокгольме и преподавателем танцев в детском классе.


Убедившись в необыкновенных способностях сына к танцам, Дидло решил развить в нем эти способности и отдал в ученики к танцовщику Фроссару.


Успехи юного Дидло в тайцах были необыкновенно быстры, и вскоре Фроссар в одном балете выпустил его на сцену в роли амура; Дидло настолько блестяще справился с этою ролью, что Фроссар после этого все маленькие роли в балетах поручал лишь Дидло. Король Густав III, весьма интересовавшийся театром, обратил внимание на необыкновенное дарование Дидло и отправил его для усовершенствования в Париж, где он поступил в школу, которая тогда называлась «Магазином Большой Оперы», а впоследствии была переименована в Консерваторию. В период пребывания в этой школе Дидло неоднократно выступал в балетах Большой Оперы в детских ролях.


После недолговременного пребывания в театре Удино, куда он был ангажирован по 600 франков в год (в возрасте 12-ти лет), он снова вернулся в «Магазин Большой Оперы», где пользовался бесплатными уроками лучших преподавателей танцев и музыки и имел возможность видеть знаменитейших артистов французской сцены. Около этого времени в Париж приехал король Густав III; когда на устроенном в его честь празднике ему представили молодого Дидло, он выразил желание, чтобы Дидло возвратился в Швецию. Приехав на родину, Дидло с успехом дебютировал в pas-de-deuxсобственной композиции.


Удовлетворяя своим индивидуальным особенностям, он постепенно выработал для себя особый род танцев, характеристикой которых являлись: грациозные позы, плавность, чистота и быстрота в скользящих (pas â terre), живые пируэты и красивое положение рук. Вскоре, по желанию короля, Дидло было поручено сочинение всех танцев и дивертисмента к опере «Фрея».


Афиша премьеры спектаклей «Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень» А.А.Шаховского, «Две записки, или без вины виноват» А.И.Писарева, балета «Урок чародея, или Сатана со всем прибором» К.А.Кавоса и другое. Спектакль: «Урок чародея, или Сатана со всем прибором». Постановщик: Дидло Шарль Луи Фредерик. Премьера: 27.01.1827. Императорский Большой театрУспех молодого балетмейстера превзошел все ожидания, и король вторично отправил его в Париж, где он и занимался под руководством знаменитого Огюста Вестриса.


В то время добиться дебюта на сцене Большой Оперы было очень трудно, и только при содействии Новера, Вестриса и знаменитой танцовщицы Гимар ему удалось преодолеть многочисленные препятствия и получить дебюты, причем все три дебюта Гимар танцевала с ним. Известность Дидло возрастала, и лондонский театр снова ангажировал его на летний карнавал за 600 фунт. стерлингов.


После недолговременного пребывания в Бордо, где д'Оберваль был в то время балетмейстером (в 1788-году), Дидло вместе с ним отправился в Лондон, куда в это время собрались лучшие все таланты парижской Большой Оперы. Обычный успех встретил там Дидло. В 1791-м году, по возвращении Дидло в Париж, дирекция Большой Оперы сама предложила ему дебюты, и вскоре Дидло вместе с девицею Мюллер (впоследствии знаменитою Гардель) выступил в балете «Первый мореплаватель» и был с восторгом принят парижской публикой.


Недовольный дирекцией Большой Оперы, Дидло поступил в новооткрытый театр Монпапсье, а после его гибели вместе с балетмейстером Куанде отправился в Лион, где сочинил и поставил свой балет «Lamétamorphose», посвященный д'Обервалю.


В это время у Дидло уже была готова программа балета «Зефир и Флора» (музыка Кавоса), но он не мог приступить к его постановке вследствие малой величины лионской сцены и несовершенства машин. Отсюда Дидло в качестве балетмейстера отправился в Лондон и там, в 1796-м году в первый раз поставил свой лучший балет «Зефир и Флора», вызвавший всеобщее восхищение своею красотою и оригинальностью и создавший Дидло прочную славу. За «Зефиром и Флорою» следовал целый ряд других балетов, еще более упрочивших за Дидло славу «великого верховного жреца хореографического искусства».


В 1801-м году князь Н. Б. Юсупов, стоявший в то время во главе дирекции петербургских театров, по повелению императора Павла I пригласил Дидло быть балетмейстером петербургского театра, преподавателем танцев в театральной школе и первым танцовщиком. В сентябре 1801-го года Дидло приехал из Лондона в Петербург, а в апреле 1802-го года дебютировал перед петербургской публикой балетом «Аполлон и Дафна», приведшим всех в восхищение своими прелестными танцами и живописными группами и поставленный через четыре дня на Эрмитажном театре. За Аполлоном и Дафною» следовали балеты»: «Фавн и Гамадриада», «Зефир и Флора» (с измененной и исправленной программой), «Роланд и Моргана», «Амур и Психея» (балет, поставленный в 1-ый раз по повелению императора Александра I на Эрмитажном театре по случаю приезда в Петербург Прусского короля и королевы), «Лаура и Генрих».


Помимо этого, по желанию императрицы Марии Феодоровны, Дидло неоднократно устраивал праздники в Павловске и Смольном монастыре.


Разные обстоятельства заставили Дидло в 1815-м году оставить службу в петербургском театре. Он отправился в Лондон, причем при переезде из Петербурга в Любек потерпел крушение, едва спасся и потерял программы всех своих балетов и музыки к ним.


В Лондоне Дидло с громким успехом поставил балеты: «Деревянная нога», «Зефир и Флора» (с новой музыкой) и «Алина, королева Голкондская». Петербургская театральная Дирекция снова ангажировала Дидло, но, прежде чем, вернуться в Петербург, он посетил Париж. Здесь ему с большим трудом, при содействии бывшего в то время в Париже Великого князя Константина Павловича, удалось в 1815-м году поставить на сцене Большой Оперы свой балет «Зефир и Флора». Одно из представлений этого балета посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи, и Людовик XVIII лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу.


Портрет. Истомина Авдотья Ильинична (1799-1848), в роли Флоры из балета Ш. Дидло «Зефир и Флора». Иордан Фёдор Иванович. С.-Петербург, 1825 г., бумага, гравюра резцом.Первым балетом, данным Дидло по возвращении в Петербург, был «Ациз и Галатея» (в 1818-м году).


За этим балетом Дидло поставил огромное число больших и малых балетов, среди которых назовем балет: «Венгерская хижина», выдержавший около 100 представлений, как по своему интересному содержанию и красоте, так и по выдающемуся исполнению главных ролей Огюстом и Колосовой; балет «Молодая островитянка», сочиненный и поставленный Дидло в три дня для бенефиса первого танцовщика Антонина; «Калиф Багдадский»; небольшой балет «Приключение на охоте», в котором начало 2-го акта изображает собою (фламандскую сцену с находящейся в Эрмитаже картины Теньера; балет «Рауль де-Крени» (дан в 1-й раз 5 марта 1819-го года в бенефисе Огюста, с Огюстом и Колосовой в главных ролях), который выдержал сряду 110 представлений, давая полные сборы; «Кавказский пленник», с содержанием, заимствованным из известной поэмы Пушкина, и мн. друг.


Кроме этого, Дидло сочинил и поставил массу различных, дивертисментов, танпев для опер и маленьких балетов.


Последним балетом, поставленным Дидло, был небольшой балет «Разрушенный Кумир» (дан в бенефис Истоминой), в котором отличалась Телешова младшая.


После «Разрушенного Кумира» Дидло не ставил ничего нового, хотя у него было несколько уже готовых программ балетов, как например: «Эней и Лавиния», «Взбалмошная голова и доброе сердце», «Проклятие отца» и т. д.


Дидло оставался на русской балетной сцене до 1836-го года: личное недоразумение, происшедшее между тогдашним директором театров, князем Гагариным, и Дидло, заставило последнего подать в отставку и оставить службу.


Желая поправить в более теплом климате свое здоровье, расстроенное различными неприятностями и бездействием, Дидло отправился в Киев, где и скончался после шестидневной болезни.


Своими балетами Дидло произвел целый переворот в современной ему хореографии, и ему весьма многим обязан русский балет тем высоким положением, которое он. занимает в настоящее время. До приезда Дидло репертуар русского балета состоял, главным образом, из иностранных балетов, а балетную труппу Дирекция театров всегда старалась поддерживать дорогими иностранными танцовщиками и танцовщицами. Дидло старался избегать постановки чужих балетов, говоря, что только молодым ученикам простительно ставить балеты своих учителей; в то же время он объявил, что он из русских воспитанников и воспитанниц сделает первоклассные европейские таланты; и действительно, он создал целый ряд русских хореографических знаменитостей: Истомину, воспетую Пушкиным, Новицкую, М.И. Данилову Никитину, Зубову, Телешову младшую, Агаравичеву, Шеликова, Глушковского, Суриганова, Шемаева и многих других. 


Рисунок. Роза Дидло в роли Луизы. "Деревенская героиня". Неизвестный автор. Начало XIX века. 1801-1810 гг., бумага на картоне, акварель, тушь, перо, 22,2х15,6; 24,2х18,2 (подложка)В течение многих лет во всех балетах петербургской сцены исполнителями являлись исключительно ученики Дидло (кроме одного только Антонина). Почти ежегодно Дидло сочинял два, а иногда даже три новых балета. В своих балетах Дидло всегда умел добиться гармоничности в сочетании пантомимы, мимики и пластики и, благодаря этому, способствовать цельности эстетического впечатления. В них мы находим замечательное разнообразие танцев и, параллельно с этим, музыки. Серьезные танцы в балетах Дидло исполнялись под музыку adagio с маршем; для главного лица балета Дидло всегда сочинял танцы плавные, с разными аттидюдами, и очень редко допускал в них антраша или легкие пируэты. Танцовщик demi-caractèreтанцевал под музыку andante-grazioso и allegro; его танцы были грациозны, гораздо живее танцев первого танцовщика состояли из более мелких па и быстрых пируэтов и сопровождались совершенно иным положением корпуса и рук.


Комический танцовщик танцевал под музыку allegro, делал главным образом, разного рода скачки, например воздушные скачки (tour en l’air), и совершенно иначе держал корпус и руки. Таким образом, каждый танцовщик давал зрителю совсем особый вид танцев. Внося в характер танцев бесконечное разнообразие, Дидло тщательно избегал тех внешних эффектов, которые могут произвести впечатление на неопытного зрителя, но не удовлетворяют требованиям истинно-художественного вкуса. Доведя до совершенства балетную мимику, он выказывал поразительное искусство делать вполне ясным и осязательным для зрителя смысл своих балетов и сообщать им характер и настроение эпохи. Каждый танец, отвечая требованиям изящества и красоты, в то же время вполне соответствовал национальности и характеру изображаемого лица.


Вполне понимая всю важность строгого соответствия между музыкой и на танцев, Дидло всегда являлся соучастником композитора в сочинении музыки для балета: внимательно обдумав все главные сцены балета, он назначал композитору продолжительность музыки, её тон, оркестровку, места усиления инструментовки и т. д., оставляя на его произвол мотив и мелодию. Помимо коренных преобразований во внутреннем духе и строе балета, Дидло произвел немало преобразований во внешней, обстановочной стороне дела: так, он отменил парики, французские кафтаны, башмаки с пряжками, фижмы, шиньоны, мушки и т. д.; ввел трико и газовые туники, удобств которых всеми было оценено, и которые вскоре вышли во всеобщее употребление; ввел невиданные до него воздушные полеты, нашедшие себе широкое распространение и усовершенствованные впоследствии многими машинистами, в том числе Тибо, Шредером и Бюри Любя до фанатизма свое искусство, Дидло отдавал ему положительно все свое время: ежедневно, по окончании занятий в драматическом училище, он брался за сочинение балетов и пантомим или танцев для нового балета, передавал свои идеи и распоряжения композиторам и машинистам, составлял рисунки для костюмов и даже бутафорских вещей. «Чтобы быть хорошим балетмейстером», говорил Дидло: «надо употреблять большую часть своего времени на чтение исторических книг, извлекать из них сюжеты для будущих созданий и прилагать всевозможное старание об успехах своих учеников, чтобы они своими талантами могли украшать эти создания. Балетмейстер должен иметь также познания о нравах и обычаях разных народов и изучить их национальные наклонности и костюмы; иметь дар поэтический, чтобы излагать приятно свои мысли в программах. Он должен знать живопись и механику, чтобы уметь составлять в балетах разного рода живописные группы и удобнее объясняться с декоратором и машинистом; а музыка для балетмейстера самая необходимая вещь, как для сочинения балетов, так и для пособия капельмейстеру, пишущему для них музыку.» И Дидло обладал всеми этими талантами и познаниями в высшей степени: он был разносторонне образованным человеком, прекрасным живописцем, поэтом и музыкантом. В то же время, при некоторой суровости характера и чрезвычайной вспыльчивости, он был человеком благороднейшим правил, всегда готовым прийти ближнему и поступиться в его пользу своими личными интересами.




Портрет балетмейстера К.Дидло. Неизвестный художник (Автор копии), Баранов Василий Венедиктович (Автор оригинала). Россия. Санкт-Петербург. 2-я четверть XIX в., кость, гуашь, 6,8 х 5,5 (овал) 12,8 х 11,5 (рама). 


Название статьи:Дидло, Карл Людовик, знаменитый балетмейстер
Автор(ы) статьи:Вл. Греков.
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 9. 1905 г.
Дата написания статьи: 1905 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Н. Мундт: Биография Карла-Людовика Дидло бывшего балетмейстера императорских С.-Петсрбургских театров. («Репертуар русского театра» 1840 г., т. I); А. П. Глушковский: Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве («Пантеон 1851 г., кн. IV); А. П. Глушковский: О балетном искусстве в России («Пантеон» 1851 г., кн. VII); В. О. Михневич: Пляски на Руси в хороводе, на балу и в балете («Исторические этюды русской жизни», т. II-й); А. Плещеев: Наш балет. 1873-1896. Балет в России до начала XIX ст. и балет в СПб. до 1896 г.; Биографические сведения о Дидло заимствованы здесь из книги Сен-Леона «Za Aènoclioièqrapliie»); Записки Петра Андреевича Каратыгина. 1805-1879; А. И. Вольф: Хроника петербургских театров; И. Арапов: Летопись русского театра; P. М. Зотов: Театральные воспоминания; P. М. Зотов: И мои воспоминания о театре («Репертуар русского театра» 1840 г., т. 2-й); Головачева-Панаева: Русские писатели и артисты; Записки Филиппа Филипповича Вигеля (изд. «Русской Старины» 1891 г.).
Источник изображений:Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"; Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"; Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный музей А.С. Пушкина".
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru