БАНКИРЫ ХРАМА СОЛОМОНОВА
Так, например, Пайенский командор Храма стал королевским сборщиком налогов в графствах Шампани и Фландрии. Полученные в денежной форма налоговые поступления с этих двух богатейших областей перевозились под охраной тамплиеров в парижский "дом Храма" (франц.: "Мэзон дю Тампль"), обычно именовавшийся просто "Храмом" ("Тампль"), за неприступными стенами которого хранилась как орденская, так и французская королевская казна (правда, незадолго до нанесения давно уже запланированного им удара по ордену Храма коварный монарх Филипп Красивый предусмотрительно распорядился перевести казну Французского королевства из Тампля в свой собственный дворец Лувр).
Выступая, с одной стороны, в роли откупщиков, тамплиеры, обладая солидной наличностью, часто и охотно давали деньги взаймы. Так, храмовники ссудили огромную сумму королю Филиппу Красивому на приданое для его дочери, которую король иначе не смог бы выдать замуж. Многие епископы также брали у храмовников крупные ссуды. Лишь благодаря таким займам эти князья церкви смогли возвести подобающие их званию дворцы.
Однако храмовники не менее охотно кредитовали не только "корпоративных клиентов", но и "физических лиц" лиц. Самый ранний документ о предоставлении тамплиерами займа частному лицу датируется 1135 годом, то есть начальным периодом истории ордена Храма.
"Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова" практиковали "ипотечное кредитование", то есть предоставляли ссуды под залог - совсем как нынешние ипотечные банки.
Столь же стремительно, как и ряды тамплиеров, росли богатства и владения ордена, хотя и подчиненные его главному, иерусалимскому "Храму", но разбросанные по разным странам, что оказалось позднее одной из причин его слабости. Со всех сторон стекались к ордену богатые приношения в виде коней и оружия. По завещаниям ему отказывалась десятая часть крупных состояний, огромные земельные владения, процветающие хозяйства, важные привилегии. При дворах в Париже и Лондоне и во дворцах испанских королей храмовники занимали наиболее почетные должности.
Представляется совершенно очевидным, что через руки тамплиеров проходили громадные суммы денег, которые они могли бы накапливать у себя в виде огромных запасов драгоценного металла. Однако они этого не делали, если не считать "валютных резервов", необходимых для осуществления банковских операций. В противном случае тамплиеры могли бы парализовать всю экономическую жизнь Европы и Святой Земли, а этого не произошло!
Культура, торговля, ремесло, строительство способны развиваться только при условии постоянного оборота денег. Между тем, объем оборотных средств оставался постоянным и равнялся весу затраченного на их производство металла. Ведь, как мы уже указывали выше, тогда ещё не существовало бумажных денег, которых ныне в состоянии выпустить практически в неограниченном количестве правительство любой страны (а не только Китая)!
Если бы такая мощная международная организация, как рден рыцарей Христа и Храма Соломонова, занялась накопительством, очень скоро объём наличности существенно сократился бы, что затруднило бы обмен и замедлило темпы развития цивилизации.
Но львиная доля денежных средств, которыми располагал Храм, уходила на обеспечение "священной войны" и на новые приобретения.
По могуществу и богатству орден тамплиеров мог смело соперничать со всеми государями Христианского мира. Однако, сделавшись повсюду государством в государстве, со своим собственным и - самое главное! - постоянным войском, собственным судом, собственными церквями, собственной полицией и собственными финансами, он стал вызывать зависть и недоверие светских государей, тем более, что римские понтифики, стремившиеся подчинить этих монархов своей власти, оказывали подчиняющимся только Апостольскому престолу воинственным рыцарям-монахам в белых плащах с красным крестом всяческое покровительство.
Уверенные в своем могуществе и покровительстве римского папы, тамплиеры не боялись вступать в открытые конфликты не только с венценосцами Европы и другими военно-монашескими орденами (например, с орденом Святого Иоанна Иерусалимского и с Тевтонским орденом Пресвятой Девы Марии), но и с могущественными итальянскими морскими городами-республиками. Рыцари Храма неоднократно во всеуслышание заявляли, что египетские сарацины (главные враги христианских владений в Святой Земле со времен султана Саладина) столь успешно противостоят крестоносцам лишь благодаря позиции богатых купцов Венеции, Пизы и Генуи. Египетские мусульмане, хотя и являлись врагами Гроба Господня, рассматривались итальянскими купцами, прежде всего, как выгодные торговые партнеры. Поэтому они - в первую очередь венецианцы - последовательно срывали все попытки крестоносцев организовать экономическую блокаду Египта. Венецианцы же, воспользовавшись финансовой зависимостью крестоносцев, переориентировали IV Крестовый поход с мусульманского Египта на православный Константинополь, организовав резню христиан христианами и разгром Византийской империи, веками служившей щитом Европы, прикрывавшим ее от натиска исламских орд с Востока. Разумеется, итальянские банкиры и купцы не испытывали нежных чувств к обличавшим их "банкирам Храма Соломонова" (являвшимся к тому же их весьма успешными конкурентами в финансово-банковской сфере).
Тамплиеров обвиняли в том, что они, равнодушные к общему благу, руководствовались только своими узко эгоистичными, своекорыстными интересами, стремились прежде всего удовлетворить свое властолюбие и алчность, вели нескончаемые кровавые распри с орденом иоаннитов и были постоянным объектом ненависти епископов, утративших над ними контроль, вследствие папских послаблений. К тому же и светские государи всё больше завидовали богатству и могуществу Ордена Храма.
Перебравшись во Францию, орден храмовников как бы добровольно отдался во власть короля Филиппа IV Красивого , мечтавшего присвоить себе казну тамплиеров и вдобавок раздражённого позицией храмовников в его конфликте с папой Бонифацием VIII (орден тамплиеров, как "международная организация" естественно, поддержал не французского короля, а своего сюзерена - римского папу, которого, в духе традиционной крестоносной идеологии, продолжал считать верховным главой всего христианского мира, "Первосвященником и Царём Царей по чину Мелхиседекову"). Добром для Ордена это кончиться не могло...
13 октября 1307 г., в ходе тщательно спланированной акции, в замке Тампль, парижской штаб-квартире тамплиеров, королевскими слугами (действовавшими от имени и по поручению главного инквизитора Франции Даимберта) были, по обвинению в ереси, арестованы Великий Магистр ордена Христа и Храма брат Жак де Молэ, высшие сановники храмовников и 140 рыцарей Храма. Одновременно были схвачены почти все тамплиеры Франции. Их замки и подворья были разбросаны по стране, силы раздроблены и разобщены, так что они не смогли оказать никакого сопротивления королевским солдатам.
По горькой иронии судьбы Жака де Молэ и его собратьев обрекли на заточение и пытки в подвалах их же собственной орденской резиденции.
Движимость и недвижимость ордена Христа и Храма Соломонова была конфискована в пользу французской королевской казны (а частично - в пользу Ордена иоаннитов-госпитальеров) еще до начала "cудебного разбирательства". После ареста тамплиеров по королевскому повелению были составлены списки вещей, под залог которых тамплиеры выдавали денежные ссуды частным лицам. Эти вещи были конфискованы в свою пользу королем Филиппом Красивым. Деньги "Железный король" повелел взыскать - и также в свою пользу! Как говорится, "беспроигрышный вариант"...
Однако - в силу указанных выше обстоятельств - надежды алчного короля найти в казнохранилищах разгромленного им ордена Храма какие-то "несметные сокровища" не оправдались. С тех пор не было недостатка в легендах о судьбе казны тамплиеров - вплоть до утверждений, что храмовники, якобы, своевременно где-то зарыли их в землю, спрятали в пещерах или даже вывезли в Новый Свет. Хотя в действительности всё, скорее всего, объясняется гораздо проще - весь капитал "банкиров Храма Соломонова", не потраченный на войну с сарацинами в Святой Земле, был "в обороте"...
В 1312 г. папа римский объявил о роспуске Ордена Храма. В 1314 г. были сожжены в Париже Великий Магистр Храма Жак де Молэ и Прецептор Нормандии Жоффруа де Шарне.
С тех пор периодически заявляли себе организации, претендующие на правопреемство и наследие средневекового ордена тамплиеров. Некоторые из них сохранились и доныне. Однако ни одна из них - даже заявивший о себе в 1804 г., признанный Организацией Объединенных Наций и получивший от неё статус благотворительной организации Державный (Суверенный) Военный (Рыцарский) Орден Иерусалимского Храма (англ.: The Sovereign Military Order of the Temple of Jerusalem), чей герб приведён в качестве иллюстрации к данной миниатюре, невзирая ни на какие пышные названия, даже в самом отдалённом приближении не может сравниться с Орденом, разгромленным королем и папой римским, ни по политическому влиянию, ни по военной силе, ни по финансовой мощи.
Здесь конец и Богу нашему слава!
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.