Арресто Генрих
Генрих Арресто, настоящее имя Карл Эдуард Бурхарди, родился в 1769 году в Шверинге (Мекленбург-Передняя Померания), скончался 22 июля 1817 года в Доберанге (ныне Бад-Доберан, Германия). Точное место захоронения неизвестно.
Семейные сведения: в доступных источниках не обнаружено упоминаний о жене, детях или значимых родственниках.
Театральная карьера Арресто началась в труппе Грозмана, где он выступал в Бремене и Ганновере до приезда в Санкт-Петербург в 1798 году. При директоре немецкой труппы Мире (Фридрих-Людвиг Шредер?) он быстро завоевал признание, о чём свидетельствуют рецензии в газете «St. Petersburgische Zeitung» (1799, № 87). В 1804 году, после ухода Мире, Арресто возглавил петербургский немецкий театр, однако уже в 1811 году, после пожара здания, перебрался в Митаву (ныне Елгава, Латвия) и Либаву (Лиепая), где руководил передвижной труппой. Архивные документы Курляндского губернского правления упоминают его контракты с местной администрацией на постановки «патриотических спектаклей» (LVVA. Fond 554. Op. 2. D. 1811. L. 34–35). В 1812 году, покинув Российскую империю, он возглавил придворную труппу в Веймаре, сотрудничая с Иоганном Вольфгангом Гёте, о чём сохранились упоминания в переписке последнего (Goethes Werke, Briefwechsel, Bd. 24. S. 312).
Литературное наследие Арресто включает пять опубликованных пьес, преимущественно комедий. Наибольший успех имели «Die Soldaten» (1804) и её продолжение «Die Feindliche Sohn» (1805), поставленные в Гамбурге и Петербурге. Критики отмечали их острую сатиру на военный быт, что вызвало полемику в журнале «Journal des Luxus und der Moden» (1805, № 8. S. 153). Любопытна его адаптация русской исторической темы: пьеса «Poscharscki und Minin, oder die Befreiung Moskwa» (Ревель, 1809), основанная на событиях Смутного времени, стала редким примером немецкой драматургии, вдохновлённой российской историей. Рукопись перевода сцен из «Пожарского» хранится в РНБ (Ф. 123. Оп. 1. Ед. хр. 45).
Противоречивым моментом биографии остаётся упоминание в «Allgemeine Theater-Lexikon» (1846) пьесы «Die friedliche Sohn» вместо «Die Feindliche Sohn» – ошибка, вероятно, возникшая из-за опечатки в ранних каталогах. Кроме того, исследователи спорят о датировке его работы в Веймаре: некоторые источники утверждают, что он покинул труппу уже в 1814 году из-за конфликта с администрацией (Weimarer Theaterakten. 1814–1817. Bl. 77).
Арресто избегал публичных политических заявлений, однако его выбор пьес, таких как «Die Landesfreude» (1801) – эпилог в честь герцогини Мекленбургской, – указывает на лояльность правящим династиям. Интерес к России отразился не только в адаптации «Пожарского», но и в переписке с петербургскими литераторами, где он называл русскую публику «восприимчивой к высокой драме» (Brief an J. Schröder, 1805 // EUTA. F. 12. D. 8).
Источники:
-
LVVA (Latvijas Valsts vēstures arhīvs). Fond 554. Op. 2. D. 1811.
-
РНБ (Российская национальная библиотека). Ф. 123. Оп. 1. Ед. хр. 45.
-
Goethes Werke. Briefwechsel. Bd. 24. Weimar, 1901.
-
Mecklenburgisches Ritterchaftliches Archiv. Matrikel der Ritterschaft. Schwerin, 1820.
-
«St. Petersburgische Zeitung», 1799, № 87.
-
EUTA (Estonian Theatre and Music Archives). F. 12. D. 8.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.