Ак Билик Мулла
Ак Билик Мулла (каз. Ақ Білік Мұлла; араб. آق بليك ملا; англ. Aq Bïlïq Mulla), известный также под именем Абдулла (араб. عبد الله; англ. Abdullah), происходил из клана Аргын (каз. Арғын) Среднего жуза казахов.
Родился в конце XIX века, точные даты рождения и смерти неизвестны из-за отсутствия метрических записей, однако его активная деятельность фиксируется в период с 1905 по 1906 год, когда он прибыл в Чавчак (современный Тачэн, Китай). Генеалогия Ак Біліка, записанная им лично, восходит к легендарному предку Басентиину (каз. Басентиин): Ак Білік б. Батын б. Кілдан б. Жынызұқ б. Қару б. Тоқсан б. Жабақ б. Сірем б. Басентиин. Согласно исследованиям, четырнадцать волостей Семипалатинского и Павлодарского уездов вели происхождение от Басентиина, причём три из них подчинялись Семипалатинскому округу, а одиннадцать — Кираковскому (Павлодарскому) району.
Клан Аргын, к которому принадлежал Ак Білік, согласно его генеалогии, происходит от Басентиина б. Арғын б. Қара-Хожа б. Ақ-Жол Афі б. Ары Кілембат. Кілембат, по преданию, считался общим предком трёх жузов: Старший жуз вёл родословную от Қара Кілембат, Младший — от Ақсақ Кілембат, а Средний — от Ары Кілембат. В трудах А.И. Левшина и М.С. Муканова эта генеалогия частично подтверждается, хотя существуют расхождения в количестве поколений между Аргыном и Басентиином. Например, в издании «Қазақ шежіресі» (1994) между ними указаны дополнительные звенья: Сірем б. Шегір б. Жарылқамық б. Қойбағар б. Басентиин.
Старший жуз, по утверждению Ак Біліка, включал девять родов: Батабай (каз. Батабай), Шамар (каз. Шамар), Сайқам (каз. Сайқам), Жынас (каз. Жынас), Қарықұйлы (каз. Қарықұйлы), Қаңлы (каз. Қаңлы), Шешікты (каз. Шешікты), Жалайыр (каз. Жалайыр), Рамазан (каз. Рамазан). Младший жуз, именуемый Бай Сығлы (каз. Бай Сығлы), состоял из двенадцати родов, включая «Семь пришлых кланов» (каз. Жеті ру): Тәмі (каз. Тәмі), Тәбін (каз. Тәбін), Күрдарі (каз. Күрдарі), Кирайыт (каз. Кирайыт), Рамазан (каз. Рамазан), Тілеу (каз. Тілеу), Жағалбайлы (каз. Жағалбайлы). Примечательно, что род Рамазан присутствовал во всех трёх жузах, что, по мнению Ак Біліка, объяснялось миграциями между ними.
Профессиональная деятельность Ак Біліка связана с религиозным образованием: он обучался в Бухаре (современный Узбекистан), где получил имя Абдулла, а затем занимался просветительской работой среди казахов. Его речи, хотя и произносились на казахском языке, отличались глубиной и привлекали внимание слушателей. Политические взгляды остаются неясными, однако его взаимодействие с администрацией Российской империи, включая участие в системе волостного управления, указывает на формальную лояльность.
Место захоронения также неизвестно. Его вклад в сохранение генеалогических традиций отмечен в работах Ч. Валиханова и М. Тынышпаева, хотя некоторые элементы его родословной, например прямое указание на сыновью связь Басентиина и Аргына, остаются предметом дискуссий.
Источники:
-
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих орд и степей (Алматы, 1996).
-
Муканов М.С. Из исторического прошлого (Алматы, 1998).
-
Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды // Собрание сочинений, т. 1 (Алма-Ата, 1985).
-
Beysenbayulï J. (ред.). Qazaq shezhiresi (Алматы, 1994).
-
Tynyshpaev M. Istoriia kazakhskogo naroda (Алматы, 1998).
Примечания:
-
Жуз — историко-территориальное объединение казахских племён.
-
Волость (каз. болыс) — административная единица в Российской империи, соответствовавшая субклану у кочевников.
-
Аргын — один из крупнейших родов Среднего жуза, входящий в состав пяти основных племён (бес ата).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.