Морское сословие
О МОРСКОМ СОСЛОВИИ
ПРАГА 1928
центов
(Мысли о возможности, пользе и необходимости создания в России организации, названной мною «Морским Сословием»).
Как моряк по профессии, я побывал во время двух еще парусных кругосветных и нескольких продолжительных заграничных плаваний на кораблях русского военного флота почти во всех государствах земного шара и затем не раз делился с коллегами тем, что я видел и узнал в чужих странах, сначала на страницах газеты «Котлин», а затем журнала «Морской Сборник»*). Между прочим, я писал в обоих этих изданиях статьи о пользе создания в России профессионального «Морского Сословия» с целью объединять русских военных и торговых моряков, привлечь одних к другим, преследуя как их личную, так еще более государственную пользу. В настоящее время, когда вообще поднимается вопрос о будущем устройстве Российского Государства, это стало еще более важно.
В бытность на посту Морского Министра Адмирала А. А. Бирилева (моего сослуживца по курсу военно-морских наук в Николаевской Морской Академии), при докладе ему, по должности Заведующего мобилизационным делом флота и портов всех пяти русских морей, я представил ему проект мой: «О Желательности и возможности привлечь в наш военный и торговый флот русских профессиональных моряков, с целью улучшить составы экипажей и уничтожить часто хищническую эксплуатацию водных пространств Империи». Этот доклад, получивший принципиально полнейшее одобрение Морского Министра, по его приказанию был отпечатан и разослан на одобрение г.г. Министрам других ведомств. Большая часть из них дала отзывы также принципиально одобрительные и только небольшая часть министров не успела дать никакого ответа, из-за чего проект не успел быть детально разработан, уже в виде законопроекта, для направления в междуведомственную комиссию, а затем в государственные учреждения и на Высочайшее утверждение.
Мои коллеги по военно-морской службе, которых я ознакомил тогда же с этим проектом на страницах «Морского Сборника», все выразили мне чувства полной со мною солидарности, в отношении всех целей его. Эти обстоятельства придают мне смелости снова выдвинуть этот проект по причинам, изложенным ниже.
Если по доктрине Монро Америка — для американцев, то Россия для русских. Если «пашня» — для пахаря и «море — для моряков», то русские моря, озера, реки, их берега и использование их — для русских военных и торговых профессиональных моряков и промышленников.
Всякая военная служба, кроме защиты чести и достояния Государства, приносит еще другую, очень важную, хотя и не столь заметную, воспитательную пользу стране — внесение через военнослуживших в среду населения: грамотности, развитости, технических знаний и вообще большей культурности. Отбывший срок действительной службы матрос или солдат (равно, как и запасный или отставной офицер) возвращается домой, на Родину, с большим запасом знаний и опытности, чем явился на службу; кругозор его шире, он приносит со службы все или хотя бы некоторые из вышеуказанных качеств и знаний, которыми делится, разумеется, потом с земляками многие годы.
Принося, таким образом, двойную пользу Государству, всякая военная служба имеет право желать и надеяться, что она будет зачислять в свои ряды людей к ней подходящих по подготовленности к ней и по влечению. В отношении военно-морской службы это у нас мало (или почти) не исполнялось: далеко не все профессиональные моряки назначались во флот. Флот получал «то, что ему дадут»! Не редки были в числе матросов даже цирковые наездники, а моряки по профессии попадали в сухопутные войска! Причина сего была в способе комплектования: призванных к исполнению воинской повинности новобранцев распределяли без соображений о том, чем человек занимался до службы и где жил. Распределение делалось согласно полученного от Главного Штаба (сухопутного) «наряда» на каждый уезд: в гвардию столько-то (красивых и рослых), в артиллерию таких-то столько-то (коренастых), в такую-то часть столько-то (из остальных), в такой-то флот столько-то (не евреев) и так далее, по 662 уездам России. Таким образом, во флот попадали, в большинстве, люди из центра страны, не только никогда не видевшие моря, но многие даже и озера! Поэтому таких людей, естественно, приходилось сперва учить грамотности и морскому делу и только позднее и после этого, на корабле, — сложному военно-морскому делу. По этой причине сократить бывший семилетний срок действительной службы во флоте оказалось возможным только до пятилетнего, но на меньший — нельзя. Все труды обучающих и старания обученных, уходящих с действительной службы людей, пропадали без пользы для них самих и для Государства, так как специальные и морские знания не могли найти себе применения в далеких от моря деревнях, а без применения — знания забывались. В случае войны «по мобилизации» эти люди могли прибыть в место призыва — военный порт — очень не быстро, иные чуть ли не на 2-й месяц после начала мобилизации!.. Это было уже вопиющее дело, так как военный флот и приморские крепости должны быть приводимы в состояние полной военной готовности раньше всех остальных войск, то есть в течение не первых дней, а в течение первых часов мобилизационного периода.
До японской войны считали, что флот должен воевать, имея лишь свой кадровый состав (по табели комплектации), а запас флота и мобилизация этого запаса не понадобятся ни в каком случае. Тогда полагали, что во время войны убыль возможна более в кораблях, чем в личном составе и что личный состав с кораблей, выведенных из строя, может покрыть убыль в личном составе кораблей неповрежденных. Тогда думали также, что корабль, поднявший флаг и вымпел, готов даже к бою! Тогда не знали, что современная война есть вооружение чуть не всего народа и что для военного времени потребуются не только те корабли, которые состоят в списках мирного времени, но еще множество вспомогательных кораблей, транспортов, лазаретных, посыльных судов, тральщиков, наблюдательных постов и т. д., и что личный состав понадобится как для этих судов, так и для 3-х смен прислуги у береговых орудий, направленных против неприятельского флота и еще для очень многих других разнообразных потребностей. Две последние войны доказали, что личный состав запаса флота и даже морского ополчения в военное время нужен. Поэтому вопрос: «где находится этот запас Флота?» становится очень существенным и важным.

Морской гвардейский экипаж.
Офицеры на автомобиле на Дворцовой площади.
Санкт-Петербург, 1914 г.
Назначение во флот новобранцев со всей страны, как сказано выше, зависело прежде не от профессии призываемого, а только от его физических качеств и от усмотрения воинского начальника, подчиненного сухопутному военному начальству, весьма мало заинтересованному вопросами надлежащего комплектования флота, тем более, что само морское ведомство тогда относилось к этому делу без продуманности, считая, как сказано выше, что в мобилизации запаса флота нужды никогда не явится. Комплектование флота в мирное время совершалось по устаревшему уставу о воинской повинности, до его исправления в 1906-1912 годах.
Насколько прежний устав был мало продуман, могут служить следующие примеры. Всякому известно, что первоначальное обучение детей, их школьное воспитание, их дисциплинирование, внушение им веры в существование Бога, развитие любви к Родине, Царю и Отечеству зависят от школьного учителя. Необходимо конечно, чтобы этот учитель все это сам хорошо сознавал, а дисциплину изучил (чтобы уметь ею пользоваться) на личном опыте, что, конечно, лучше всего достигается на службе военной. Теперь трудно поверить, что по старому уставу, до его исправления, существовало поощрение службы учителя во вред Государству, в виде освобождения учителя в мирное время от действительной военной службы. Учителя, вынувшие ближний № жребия, зачислялись тотчас в запас армии, без прохождения действительной службы, как прочие призванные, вынувшие ближние №№. Армия лишалась, благодаря этому, крайне полезного личного состава. Составители старого устава забыли пример, что в 1870 году Францию победил немецкий школьный учитель, сумевший дисциплинировать школу, внушить ей веру в существование Бога, чувства патриотизма и любви к Родине и к своему Кайзеру. Когда русский школьный учитель, при общей мобилизации 1914 года, взял впервые в жизни винтовку, как призванный из запаса армии, то он был более смешон и вреден, чем полезен для армии: большинство этих учителей были в военном деле и в дисциплине невежды, а в политическом отношении — слепцы. О таком важном обстоятельстве я упомянул, говоря о нуждах в профессиональных моряках в военном и коммерческом флотах, на том основании, что подобное же, то есть аналогичное поощрение, существовавшее для школьных учителей, было также и для поощрения профессиональных моряков: судоводители, механики и даже матросы торгового флота, вынувшие ближние №№ жребия по воинской повинности, освобождались от действительной службы в мирное время и зачислялись в запас флота, а в военное время, частично в японскую, и все — в мировую войну, были призваны и явились скорее обузой, чем полезными, так как их пришлось обучать военному делу и дисциплине во время войны, вместо того, чтобы иметь возможность неотложно использовать. Нигде в такой степени не нужна дисциплина, как на корабле, а тем более в военное время, а с нею-то и не были ознакомлены русские профессиональные моряки торгового флота. Военное дело и оружие были знакомы им еще меньше.
В новом уставе 1912 года эти вредные поощрения устранены, но иного поощрения профессиональных моряков, ради действительной Государственной пользы не установлено, хотя это необходимо и возможно, почти без материальных затрат со стороны Государства, путем создания в России «Морского Сословия»*), отчасти сходного с казачьим, как об этом будет сказано ниже, но перед тем необходимо напомнить о причинах, благодаря которым русские морские блага частью пропадали, частью расхищались и истреблялись, без остатка и без пользы для Государства. Эти причины заключались в том, что берега наших морей были весьма мало заселены русскими людьми и не было коренного русского населения, сорганизованного и заинтересованного эксплуатацией и охраной этих берегов и их благ. Между тем для богатства страны необходимо всеми мерами поощрять и охранять ее морскую и речную торговлю, ее морские и пресноводные промыслы. Всем известно, что самый дешевый путь сообщения и товарообмена есть водный. Береговая полоса — граница Государства, его реки и озера, суть передаточные пункты для товарообмена. Чем больше континент Государства, чем меньше его береговая полоса, годная для товарообмена, тем лучше, разумеется, она должна быть обставлена и оборудована. На улучшение и усовершенствование их нельзя жалеть ни средств, ни трудов, так как они несомненно возместятся сторицею. При этом необходимо не забывать, что как в военном и в торговом, так и во всяком промышленном деле, главная двигательная сила, дающая как военную и торговую, так и промышленную мощь разума и победу, суть на первом месте, очевидно не корабли, не банки, не порты, не пушки, не мины, не промысловая утварь, не промысловые суда, без опытного экипажа, а знающий и опытный личный состав, управляющий ими, сорганизованный самим Государством по закону и имеющий общий интерес с Государством, в охране, в прогрессе, в рациональном хозяйстве, при правильной деятельности, контроле и защите всего этого, как в мирное, так и в военное время.
До 1914 года водные границы Российской Империи эксплуатировались более или менее так:
Черное море — греками, турками, татарами (Крым) и только часть Азовского моря — Донскими казаками, прекрасными моряками, но отбывавшими воинскую повинность в сухопутных казачьих частях. Были и такие странные обстоятельства: Чигиринский уезд Киевской губернии избрал себе одно время, как отхожий промысел, — службу поднайму на судах «Русского Общества Пароходства и Торговли» и отчасти на судах «Добровольного флота». Эти люди, живущие весьма не близко от моря, стали почти профессиональными моряками (временными, т. е. случайными, в виду их постоянного жительства далеко от моря). Ими дорожили, они кое-чему научились, но «по наряду», только очень немногие из них случайно попадали на военную службу во флот, а прочие — в войска сухопутные и в запас армии, куда и призывались по мобилизации.
Балтийское море — финляндцами, частью шведами, эстонцами, латышами, а русскими — только устье Невы, до меридиана Красной Горки, да и то, отчасти, финляндцами.
Каспийское море — персами, частью горцами, армянами и другими инородцами и только устья Волги и Урала эксплуатировались настоящими русскими, в том числе Уральскими и Астраханскими казаками, отбывавшими воинскую повинность, как Донцы, в казачьих частях, а не во флоте, где они, как проведшие чуть не всю жизнь на воде, были бы, разумеется, очень желательны. Плавали по Каспийскому морю, конечно, и русские люди, но не сорганизованные, часто случайно нанятые на одну навигацию, раньше служившие в сухопутных войсках.
Белое море и Мурман — хотя берега их заселены почти только русскими людьми, но они хозяйничали со скудными средствами, как бедняки, только короткий период навигации, на неусовершенствованных, даже беспалубных, небольших судах (парусных) и не могли, очевидно, успешно конкурировать со специальными, усовершенствованными, паровыми или моторными судами иностранных браконьеров и хищников русских морских благ. Русских пароходов там было мало и занимались они по преимуществу только транспортной службой. Для уменьшения хищничества русское правительство посылало изредка военные суда, но хищничества это не останавливало, как из-за того, что суда хищников были более быстроходны, так и потому, что случалось это лишь изредка и не регулярно и хищники через своих агентов всегда успевали узнать о посылке против них военного судна и, ни чем не рискуя, успевали уйти в нейтральные воды. Да и не специальность военного корабля нести охранную промысловую службу. То же было и у берегов Камчатки и в Тихом океане, и у Командорских островов (Беринга и Медного), и у Тюленьего острова, близ Сахалина. Беломорские моряки всегда были желательным личным составом русского военного флота, но зачисление их туда, как сказано выше, зависело не от профессии их, а от физических качеств людей и цифры наряда, из-за чего далеко не все моряки эти попадали на службу во флот, а лишь очень немногие.
Тихий океан — на юге Приморской области: корейцы, маньчжуры (тазы), китайцы (ловцы морской капусты, промыватели золота на наших русских берегах и частью перевозка кули), частью японцы (хищение рыбы в устьях рек и леса на берегах) и только не во многих местах жили русские люди, вдоль рек Амура и Уссури (тоже казаки). На севере, в Камчатке и на островах хозяевами были русские, но не на деле, так как их было мало, а средств для эксплуатации, организации собственной охраны у них не было вовсе, а у хищников и браконьеров (американцев и японцев) имелось все, что им было надо, включая даже оружие. Огромные богатства Камчатки и островов нахально расхищались браконьерами и хищниками на глазах населения, не сорганизованного, а потому беспомощного. Там, по выражению жителей было: «До Бога — высоко, а до Царя — далеко». Поэтому дела там были не всегда безупречны и законны: браконьерство и хищничество было и по договорам и без них, чему есть очень немало и фактов. Русские промышленники не могли защищать богатства всех этих окраин, все свои интересы и морские блага, потому что они не были сорганизованы на законном основании, с монопольными правами на морские, речные и прибрежные блага, считавшиеся «Божьими, Царскими или ничьими»... Отсутствием явно необходимой организации пользовались все, особенно американцы, норвежцы, немцы и японцы; морских бобров уже не осталось, котиков у берегов Командорских островов и Тюленьего острова близ Сахалина, принадлежавших России, уже почти не осталось, как и китов в Охотском море. Все это расхищено и истреблено самым нехозяйственным способом, по причинам, изложенным выше. Теперь очередь за богатейшими рыбными промыслами в России, на севере, в Ледовитом океане и Белом море, а равно и в Приморской области, в Камчатке и на реках. Добыча морской капусты вдоль побережья Приморской области точно также на очереди к полному ее истреблению. Леса на тех же побережьях немилосердно истребляются бесконтрольно и бесплатно специально посылаемыми для сего пароходами. Что там теперь осталось — не знаю. Надеюсь, что еще много, так как богатства эти — громадны.
Во французском военном и торговом флотах существует девиз:
«La Marine est la clef de l’existence Nationale».
Во Франции — дело поощрения заселения берегов океана и морей французами практикуется уже давно и там создалась «морская запись» — (conscription maritime) в «морское сословие» и только профессиональные моряки там могут служить на судах французского торгового флота, только это сословие имеет право заниматься морскими промыслами и служить на реках, только они рыбаки, только они состоят на службе в портах, на маяках (ветераны), в лоцманских цехах, на спасательных станциях и прочее. Они пользуются и другими преимуществами (например: семьи утонувших моряков получают пенсию от Государства, сорганизовавшего их в сословие), но за это все способные к службе профессиональные моряки должны отбывать воинскую повинность непременно в военном флоте. Срок действительной военно-морской службы во Франции короче нашего, а у нас нельзя его уменьшить без ущерба для службы, по причинам упомянутым раньше. Призванному во французский военный флот не приходится учиться грамоте и морскому делу, он ознакомлен с ними до начала военной службы; ему надо учиться только военному делу и то лишь какой-нибудь одной его специальности. По этой причине служба там, как для призванного, так и для обучающего состава, гораздо более легкая. По окончании действительной службы, французские моряки не теряют моря из вида и дела морского не забывают. Запасного моряка там охотно берут на службу, как сказано выше, всюду, где нужны знающие морское дело люди, где только они могут приложить с пользой свои знания и опытность и вносить в дело больший или меньший необходимый прогресс.
Сравнивая вышеизложенное, относящееся к французской морской записи, с условиями и идеями существования нашего казачьего сословия, нельзя не придти к выводу об их большом сходстве. Разница одна: в России была забота о защите и охране только ее сухопутных границ, заселением сначала вдоль прежних границ — запорожскими, донскими, яицкими, оренбургскими, уральскими казаками, а затем, по мере удаления границ, — астраханскими, кубанскими, терскими, семиреченскими, сибирскими, байкальскими, амурскими и уссурийскими казаками.
Во Франции же была забота об охране и защите водных границ страны.
Русским казакам были предоставлены лучшие земли и угодья близ сухопутных границ; французским же морякам — монополия на морские блага и морскую торговлю. В остальном все, по общей идее — весьма близко!
Дело создания в России морского сословия, отчасти подобного казачьему, при воссоздании нашей Родины имеет очень важное значение, как для правильной организации обороны побережья Государства (занятого во многих местах не коренным русским населением), так и для правильной и хозяйственной эксплуатации всех водных благ, их охраны и защиты от браконьеров и хищников и умножения этих благ, путем содействия и промысла не губительного. Поэтому, при предстоящем снабжении населения землею в собственность и переселении людей на отрубное хозяйство, совершенно необходимо — в интересах Государства — на береговых участках пяти наших морей, судоходных рек и озер — давать землю предпочтительно тем, кто будет добровольно зачислен в Морское Сословие*). Наличие на водных путях Морского сословия будет иметь большое значение и для торговых дел и судоходства нашего громадного Государства. Эти дела будут тогда в опытных руках знающих и умелых людей, посвящающих судоходству и мореходству всю свою жизнь, подобно рыбакам и промышленникам, заинтересованным в процветании и рациональном хозяйстве, а это-то и необходимо самому Государству. Комплектуя флот, морское ведомство, морскую пограничную стражу, а может быть и приморские крепости, в мирное и в военное время, при мобилизации, Морское Сословие будет давать в их ряды знающих свои берега и морское дело, грамотных профессионально людей, вместо прежних новобранцев от сохи, из центра страны, никогда не видавших моря, а иные даже и озера! Знания, приносимые на действительную службу поступающими в нее, будут находить применение, а потому служба будет более легкая, как для обучаемых, так и для обучающих, как это видно на примере Франции. Тогда возможно будет уменьшить срок действительной службы во флоте, что до настоящего времени, как это было сказано выше, было и остается невозможным. После конца действительной службы русские профессиональные моряки, как и во Франции, будут легко получать частную службу, как по мореходству и судоходству, так и в портах и вспомогательных учреждениях, где они очевидно, более желательны, полезны и необходимы, чем в центре страны! На торговых судах тогда не будут служить случайно нанятые люди (как это было), мало или вовсе не знакомые с делом. Не будет тогда и плавающих чинов запаса сухопутной армии (как это было), призванных при мобилизации с судов — на берег, в свои сухопутные части.
Не будет тогда моряков не русских по духу и по национальности, не редко даже иностранных подданных (чему было немало примеров). Добровольно поступать на службу в военный флот желающих было мало. Это совершенно естественно, во-первых потому, что море им было неизвестно, а те, кто имел призвание к службе на море, не шли в нее добровольно по причине 5-ти летнего срока действительной службы, вместо 3-х летнего в русской пехоте и 4-х летнего в кавалерии, артиллерии и инженерных войсках. Таким образом, пока профессиональные моряки не будут сорганизованы и пока 5-ти летний срок действительной службы не будет сокращен, не будет и желающих добровольно обречь себя на обязанность прослужить на военной службе дольше, чем остальные. Профессиональный моряк, уволенный в запас флота, не будет легко забывать того, что узнал на службе: знания, на которые тратилось так много средств и трудов, не будут пропадать без пользы и применения, как это было. Все, что узнают эти люди полезного для профессии в дальних странах, морях и океанах, будет служить на пользу прогресса нашего Отечественного морского дела. Не только военный, но и торговый и промышленный флот настолько драгоценные вещи, что обращение с ними требует подходящих, привычных и опытных, умелых и знающих людей. Всякий государственно-мыслящий человек подтвердит это.

Офицеры крейсера 2-го ранга «Крейсер», 1903 г.
Внизу сидит мичман Аполлинарий Николаевич Никифораки (1880-1928).
Участник Гражданской войны.
В конце 1918 г. в русских добровольческих отрядах на Украине.
Был ранен.
С конца 1919 г. по март 1920 г. начальник санитарной части Северо-Западной армии белых.
Профессиональный моряк будет тогда по долгу служить на судах торгового флота, будет любить свое судно, дорожить порядком на нем, чего, очевидно, нельзя было прежде и ожидать от случайных гастролеров. Тогда иностранцы не будут избегать вверять свою жизнь и свои многоценные грузы русскому торговому судну! Тогда будет возможно сократить продолжительность действительной службы в военном флоте и сравнять ее с прочими, что будет и мерою справедливости, так как служба на море труднее, чем в сухопутных войсках, тем более, что моряк чуть ли не постоянно рискует жизнью даже и в глубоко мирное время. Тогда, при условии комплектования Морского Ведомства и морской пограничной стражи Морским Сословием, учет и призыв новобранцев и чинов запаса флота и ополчения будут в руках своего ведомства. Это избавит сухопутное начальство от попечений о нуждах Морского Ведомства; Морское Ведомство получит, наконец, самостоятельную возможность знать своих новобранцев, свой запас и свое ополчение само. Тогда во флот не будет поступать «то, что нам дадут». Тогда на кораблях и на берегу не сможет находиться такая организация, которая получила в Совдепии название «Краса и гордость революции». Тогда во флоте, как и у казачьего сословия, не смогут быть случаи убийства своих офицеров, потому что офицеры будут из того же сословия и такие офицеры будут начальниками не только потому, что будут иметь внешние знаки офицерского звания, а потому, что они во всех отношениях будут стоять действительно на подобающей им высоте, по сравнению с подчиненными. Тогда не будут брать во флот офицеров пехоты и кавалерии, ничего не знающих в морской специальности (как это было), не будут давать им маскарадную внешность профессии, им не известной, и тем ставить и их самих и их подчиненных в положение более чем странное и недопустимое. При новых условиях комплектования Морское Ведомство не только не будет в беспомощном и зависимом положении, а, наоборот, оно сможет помогать Военному Ведомству, обеспечив правильную и безостановочную деятельность пассажирских и грузовых перевозочных средств, как по морям, так и по озерам и судоходным рекам, что особенно необходимо в военное время. Вместе с тем мобилизация флота, крейсеров пограничной стражи, наблюдательных пунктов и всего прочего будет возможна в течении первых часов мобилизационного периода. Тогда это дело не будет в зависимости от военно-сухопутного ведомства, у которого, и без того, дела более чем достаточно.
Тогда вся вспомогательная служба Морского Ведомства, казенные и общественные учреждения Морского Сословия, все средства, необходимые, как для военного и торгового судоходства и мореходства, лоцманские цехи, маяки, спасательные станции, морские госпитали, охрана водных благ и все прочее, — смогут быть в руках знающих и опытных людей, преимущественно ветеранов.
Тогда забота и попечение о сохранении огромных водных и побережных русских богатств будет лежать на законной организации, которая сможет не только остановить расхищение этих благ, но и сохранить их и умножить. Это вполне совпадет с интересами Государства, которому это почти ничего не будет стоить, так как сама организация будет иметь средства для выполнения части только что намеченного.
Вместе с тем, мы с гордостью сможем тогда смотреть на наш старый Андреевский Флаг! Мы будем радоваться тогда, глядя и на национальный Русский Флаг на корме русского торгового или промышленного судна! Ибо на всех этих судах будет национально и законно сорганизованный, русский по духу, личный состав, всегда готовый защищать и охранять свои собственные интересы, вполне совпадающие с интересами Отечества. И оба флага — Андреевский и Национальный, будут тогда символами возвращения нашему Отечеству морского и финансового могущества, достойного Великой Российской Державы и Скипетра в руках Хозяина Русской Земли. Государя Императора нашего!
*) «Морской Сборник», СПБ. 1902 г. № 34.
*) Дело, конечно, не в наименовании, а в сути такой организации.
*) Обсудить это дело важно теперь, а не тогда, когда снабжение землею уже начнется, после ухода коммунистов. Говорить об этом, равно и писать можно, очевидно только заграницей, а не в Совдепии. Там это считается контрреволюцией.

Парад военных моряков на площади у Дерябинских казарм.
На заднем плане - храм во имя иконы Милующей Божьей Матери, 1890-е годы.
Проект основных положений о Морском Сословии.
§ 1. Морское Сословие образуется:
Из лиц русского подданства, добровольно в него записавшихся*) и принятых в него, если они: не были осуждены по суду за преступления и удовлетворяют требованиям, указанным ниже:
а) из моряков по профессии, окончивших курс всех военно-морских учебных заведений России;
б) окончивших курс Училищ дальнего и каботажного плавания, а также училищ и классов для речных судоводителей и механиков торгового флота, получивших о сем установленные дипломы или аттестаты, по теоретическим и практическим испытаниям;
в) окончивших курс учебных заведений, дающих знания, необходимые для мореходства, судоходства, строительства, врачебной помощи, по технике и вообще знания, необходимые Сословию;
г) владельцев всех кораблей всех типов и предназначений, хозяев яхт, приписанных к яхт-клубам;
д) лиц, прослуживших не менее 2 лет на пароходах, теплоходах на море, озерах и реках на ответственных должностях, а также на парусных судах в любой должности, имеющих о сем законные удостоверения и рекомендации;
е) лиц, служивших не менее 2 лет в морской пограничной страже, в морской портовой, озерной и речной полиции и в озерной и речной судоходной инспекции;
ж) прослуживших не менее 3 лет на ответственных должностях в управлениях, учреждениях, заведениях и заводах, имеющих отношение к мореходству, судоходству, корабле-машино-порто-строительству, водному транспорту, по промыслу рыбы и водного зверя, по их контролированию, охране, по делу рыбо- и звере-размножения, по научному изучению жизни этих животных и способов промысла, для них не гибельного;
з) прослуживших не менее 3 лет на ответственных должностях в военных и торговых портах и в приморских крепостях, если их служба имела отношение к защите и охране портов и крепостей или к мореходству и судоходству;
и) прослуживших не менее 3 лет на маяках, спасательных станциях и морских, речных и озерных лоцманских цехах;
і) всех лиц казачьего сословия всех войск, занимавшихся не менее 3 навигаций эксплуатацией водных благ России;
к) людей, постоянно промышлявших рыбой и водяным зверем в России;
л) постоянно служивших в морских, озерных, речных промере, съемке, при гидро-графических, гидро-технических работах и метеорологических станциях;
м) лиц, имеющих недвижимость на берегах;
н) лиц, желающих посвятить себя службе, имеющей связь с задачами Морского Сословия, если они к сему подготовлены знаниями или опытностью;
о) лиц, постоянно занимающихся нагрузкой и выгрузкой морских судов (шкивадоры и грузчики);
п) лиц, зачисление коих в Морское Сословие признано будет желательным или полезным Российской Высшею властью.
Примечание: лицам еврейского происхождения, хотя бы и принявшим христианство, как и раньше, в Морском Сословии не должно быть места, как не русским по духу и национальности и как людям, всегда враждебно смотревшим на дела и мысли патриотические и русско-национальные.
§ 2. Права Морского Сословия.
Лицам, составляющим Морское Сословие, предоставляется:
а) преимущественное право поступления и состояния на службе на море, реках и озерах, в портах и на всех казенных или общественных служебных постах Морского Сословия и в их делах и предприятиях, эксплуатирующих морские и пресноводные блага;
б) право устройства на акционерных, артельных или на паевых началах мореходных и судоходных пассажирских, торговых и транспортных предприятий, а равно и промышленных, для эксплуатации отечественных вод и их благ и береговой полосы на условиях арендных, у Государства или бесплатно;
в) право кредита для создания организаций, связанных с указанными выше предприятиями из Государственного Банка с уплатою % по займу в течение определенного срока;
г) преимущественное право владения (на правах собственности) прибрежною полосою, земли вдоль берегов морей, озер, судоходных рек, после законной покупки этих земель, получения их в наследство или в надел, как отруб, или по дарственной записи. При этом так называемый «бичевник» является, как и раньше, собственностью Государства в лице Морского Сословия;
д) право отчуждения для общественного владения землею в портах, приморских крепостях, бухтах, рыбачьих и зверобойных становищах, убежищах, затонах, порогах, при водопадах и иных земельных участках, необходимых для промышленных, промысловых, мореходных и судоходных предприятий и их вспомогательной службы на местах;
е) право льготного или беспошлинного ввоза из заграницы образцов новейших профессиональных судов, машин, утвари, инструментов для их выделки в России;
ж) право дарового или удешевленного обучения детей членов Морского Сословия и неграмотных членов Сословия или получения пособия на воспитание детей многосемейных. Бесплатное обучение этих детей грамоте, а мальчиков и морскому делу;
з) право льготного проезда по водам Отечества по особым удостоверениям;
и) право на содействие по подысканию службы потерявшим ее не по своей вине;
і) право пользования «Морскими Домами» Сословия не свыше установленного срока — бесплатно;
к) право участия в эмеритальной кассе Сословия;
л) право на пенсию ветеранам, инвалидам, потерявшим на службе способность к труду или право на содействие в предоставлении им службы в соответствии с силами, возрастом, здоровьем, знаниями и опытностью, при условии исполнения пункта «е» § 3;
м) право семейства члена Сословия, убитого или утонувшего при исполнении служебного долга хотя бы и в мирное время — на пенсию или единовременное пособие при условии выполнения пункта «е» § 3;
н) право бесплатного лечения заболевших членов Сословия и их семейств, равно и погребения почивших членов на счет средств сословия при условии исполнения пункта «е» § 3;
о) право получать дивиденд или доход в предприятиях, указанных в пункте «б» § 2, при условии участия в них вкладами или службою;
п) исключительное право подъема и плавания под Русским национальным флагом;
р) право носить особый знак принадлежности к Морскому Сословию, как это будет установлено законом.
§ 3. Обязанности Морского Сословия.
Лица, составляющие Морское Сословие, обязаны:
а) иметь веру в существование Бога, присущую искони русским морякам, Почитать Державного Хозяина Русской Земли Государя Императора, любить свою Родину — Россию, свою профессию, честно исполнять свой служебный долг и все законы. Относиться с уважением к начальникам и старшим. При вступлении в сословие дать подписку о выполнении всего вышесказанного во все время состояния в Сословии. Нарушение сего требования должно повлечь за собою исключение из Сословия навсегда, без права возврата;
б) все способные к военно-морской службе лица Морского Сословия мужского пола (кроме освобожденных по закону) обязаны отбывать воинскую повинность в русском военном Флоте, в морской пограничной страже или в службе охранной или вспомогательной (или в приморских крепостях) на основании особых узаконенных правил;
в) иметь обязательное бесплатное первоначальное обучение всех детей Сословия и неграмотных членов его, а мальчиков сверх того морскому делу на практике и по теории;
г) При субсидии и содействии Правительства (морск. вед.) и его указаний содержать и иметь попечение:
I. Высшие и средние морские и речные училища мореходства и судоходства, обеспечивающие потребность в знающих и образованных моряках, судоводителях и механиках особо, как для военного, так и для торгового морск. и пресноводн. флотов.
II. Морские госпитали для членов Сословия и их семейств со всем потребным персоналом и средствами.
III. Содержать и поддерживать маяки, судоходные знаки, спасательные, метеорологические и лоцманские станции, сигналы, необходимые для навигации, со всем требующимся персоналом.
IV. Точно также водную и прибрежную съемку, промер, гидрографические, картографические и гидротехнические работы.
V. Персонал и средства для охраны водных и прибрежных благ, а также персонал и средства для изучения жизни рыбы и водного зверя на воде и близ нее, для выяснения правильных способов промысла, для них не гибельного и выработки мероприятий для их разведения и размножения.
д) иметь эмеритальную кассу для членов Сословия;
е) отчислять определенный процент с доходов и прибылей всех общественных предприятий Сословия и по использованию водных путей, водных благ, равно и прибрежной полосы земли, не принадлежащей частным собственникам и с дохода каждого члена Сословия на нужды и расходы последнего;
ж) иметь в главных портах «морские дома» для членов Сословия, ищущих службу.
Примечание.
Изложить детально организацию Морского Сословия, управления им, подчинение, самоуправление частей его, подразделение и многое, остающееся недоговоренным, во всем сказанном выше, возможно не ранее, как после обсуждения всего этого общими силами лиц, желающих принять участие в деятельности Морского Сословия в качестве будущих его членов; но и этого будет еще недостаточно, так как настоящий доклад, как проект, неизбежно коснется почти всех ведомств и министерств, существовавших в России до революции.
Дело это имеет государственное значение и всякий государственно-мыслящий человек, конечно, поймет важность вышеизложенного проекта и не откажет, я надеюсь, нам, профессиональным морякам, любящим Родину, опытным советом, как сорганизоваться лучше в интересах Государства и дать нам, морякам, возможность честно служить Родине нашей — России — и охранять Её достояние!
Обсудить все это дело важно теперь, пока мы еще заграницей, заблаговременно, а не тогда, когда коммунисты уже побегут из России и когда снабжение землею в собственность уже начнется. Уроки прошлого для нас пропасть не должны. Часто и во многом мы опаздывали и потом в этом раскаивались, так как, по выражению Петра Великого: «Упущение времени — смерти невозвратной подобно»!
Важно начать дело, глубоко продумать его и обсудить общими силами. После того возможно сохранить все в виде проекта, готового к проведению в жизнь и осуществлению, до момента, надеюсь, уже весьма недалекого, когда проект станет возможно двинуть вперед.
Ничего ни у кого не отбирая, но получив то, что не принадлежит никому, организация уже сможет начать существовать и давать Государству самый подходящий для службы в военном (и в торговом) флоте личный состав, подготовленный к этой службе. Каждый член узаконенной организации получит защиту его интересов, так как последние совпадают с интересами организации и интересами самого Государства. Единение организации с Государством дает ту силу, одолеть которую ни внутренние, ни внешние враги не смогут, так как общее будет основано на справедливости, праве, знаниях, опытности, чести и чувстве патриотизма. Всякий профессиональный моряк, промышленник, занимавшийся той или иной эксплуатацией вод Отечества или его благ, найдет в организации подходящую для него деятельность, как и человек, подготовленный научно или практически к службе, связанной с задачами и деятельностью организации, сможет найти и найдет почву для их применения.
Доклад, независимый от предыдущего, но имеющий к нему отношение.
Не следует забывать «завета» Великого Императора Петра, запечатленного для потомства на памятнике Ему на Петровской пристани в гор. Кронштадте: «Оборону флота и сего места — держать до последней капли крови и живота яко наиглавнейшее дело!»
Этот завет Великого Императора нельзя понимать узко. Считая Кронштадтскую крепость оплотом, охраняющим доступ России к морю, Петр Великий дал завет защищать то, что Он назвал «окном в Европу», в надежде, что Его Преемники смогут увеличить число таких окон. Поэтому всякую приморскую крепость надо считать твердынею, охраняющею эти окна. Принимая во внимание, что военный корабль есть плавучая, т. е. подвижная крепость и авангард приморской крепости, а последняя есть база, тыл и убежище флота, и что действия военных кораблей, как и приморских крепостей, направлены главным образом против неприятельского флота и задачи их почти тожественны, то как те, так и другие должны быть мобилизованы, когда потребуется в течение первых часов мобилизационного периода. Это возможно только при условии тожественности комплектования тех и других, как в мирное, так и в военное время, из мест близлежащих, преимущественно «Морским Сословием».
Дурно забывать или игнорировать опыты войн, но еще непростительнее замалчивать их: не знакомые с чтением морских карт, строители обороны приморской крепости Порт-Артура, Г.Г. сухопутные офицеры приняли на такой карте Киньджоуского перешейка, связывающего полуостров с материком, футы за сажени глубины моря вдоль берега и считали, что доступ с суши на полуостров хорошо защищен от неприятельской пехоты. Японцы этим воспользовались и обошли сухопутные позиции русских по морю вброд на глубине нескольких фут! Результаты известны.
Бывшее подчинение флота, порта и крепости различным ведомствам (морскому, военному и внутренних дел) на общей территории и разным начальникам не могло создать единоначалия и единой ответственности. Оборона Порт-Артура показала это на деле. События 17 года дали тоже дорогой урок для потомства: отсутствие единоначалия в Кронштадте дало возможность проникнуть в военный порт нанятым провокаторам, которые проникли затем и на корабли. При условии единоначалия и ответственности это произойти не могло бы.
Специальность военного моряка без сомнения более артиллерийская и минная, чем полевая пехотная. История обороны Севастополя, Петропавловска (на Камчатке) и Порт-Артура подтвердили это вполне. Орудийная прислуга с кораблей вместе со своими пушками защищала эти твердыни с берега.
Личный состав приморской крепости, очевидно, должен уметь распознавать, что именно видит он перед собою на море. Он должен знать, что может он ожидать от неприятеля. Он должен знать, куда неприятельский корабль может подойти и куда не может, в зависимости от глубины моря и осадки видимого корабля и его типа. Он должен знать в натуре места минных полей. Короче сказать, он должен иметь все те знания, которые имеет профессиональный военный моряк. Сигнало-производство флота и крепости, очевидно, должно быть общее.
Оборона моря должна вверяться командующему флотом, что вполне естественно и правильно. Приморская крепость имеет задачею оборону базы флота и района, где крепость построена, т. е. моря же. Очевидно, что при условии единоначалия комендант крепости должен быть подчинен командующему флотом, который должен называться главным начальником флота, приморских крепостей и обороны Русских берегов данного моря. Ввиду высказанного, комендантами приморских крепостей должны быть люди военно-морской профессии и все их подчиненные также. Коменданту крепости должен быть подчинен порт, находящийся в районе крепости и все находящиеся в порту корабли и учреждения. Военное хозяйство, все вооружение и все запасы флота и приморской крепости должны быть по возможности тожественны. Тогда станет возможным оказание взаимной помощи и поддержки, не только во всей материальной части, но и в личном составе, что, упрощая общую задачу, облегчит единоначалие и ответственность. Тогда вся та польза, которая предвидится от комплектования флота из мест близ моря из Морского Сословия, распространится и на приморские крепости. Тогда приморская крепость, как база флота и тыл последнего, должна будет принимать призванных на действительную службу людей (и в мирное и в военное время), обучать новобранцев военному делу и дисциплине, готовить специалистов для флота и для себя в общих школах, снабжать флот личным составом, вести его послужные списки, документы, снабжать флот обмундированием, увольнять людей в запас флота, перечислять в ополчение, вести уволенным учет, осуществлять призыв на службу при мобилизации или в учебные сборы, составлять мобилизационные «расписания», «записки», «дневники», «мобилизационные памятки». Избытки призванных на действительную службу людей, в военное время, должны быть резервом для пополнения убыли личного состава флота и крепости, нести охранную службу, караулы, быть 2 и 3 сменой прислуги крепостной артиллерии и служить как части для отражения десанта и в помощь сухопутным войскам близ моря. Деятельность военных портов, как таковых, может быть прежняя, но подчиненная коменданту крепости, а охранная деятельность должна тогда перейти, как это надлежит и необходимо, полностью в военную часть коменданта, ради условий необходимых единоначалия и ответственности.
Флота Генерал-Лейтенант
В. Н. Давидович-Нащинский.
Примечание:
Давидович-Нащинский Валериан Николаевич, р. 1857. Морской корпус 1880. генерал-майор флота (с 1912 в отставке генерал-лейтенантом). В эмиграции в Болгарии. В 1933 переименован в вице-адмиралы по КИАФ. Ум. 1943–1944 в Софии. Соч.: Воспоминания старого моряка. София, б. г; О морском сословии. Прага, 1928; статьи в "Морском журнале", в 1928–1932 гг. статья на морские темы в газете. Женат.
(Историк С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2025. Буква Д.)


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.