Облачение членов Тевтонского ордена
| |
|
| |
|
Принц из династии Габсбургов, избранный "Верховным магистром и магистром Германии“ Тевтонского ордена, являлся одновременно шефом отборного полка австрийской императорской армии, именовавшегося "полком Дейч-унд-Гохмейстера" (нем.: Regiment Deutsch-und-Hochmeister), а иногда, для краткости, просто "полком Дейчмейстера“ (нем.: Regiment Deutschmeister ) - позднее – 4-го Императорского и Королевского пехотного полка "Дейч-унд-Гохмейстер“ ("Дейчмейстер“), первым шефом которого являлся, впрочем, не принц из дома Габсбургов, а Гохмейстер Франц-Людвиг фон Пфальц-Нейбург (1694-1732).
Офицеры полка "Дейчмейстер" являлись рыцарями Тевтонского ордена. На связь полка с Тевтонским орденом намекала и полковая униформа "тевтонских орденских цветов" – белый кафтан с черными воротником, отворотами и обшлагами, черный камзол, белые (позднее - черно-белые) чулки, черные башмаки с серебряными пряжками и черная шляпа (обычно с белым плюмажем). Со временем бело-черная униформа "дейчмейстеров" стала бело-синей. Полк "Дейчмейстер" прославился в войнах Габсбургов (в частности, против турок-османов, пруссков и против французов).
По традиции автрийской армии, знамена имелись только у I и II из четырех батальонов полка "Дейч-унд-Гохмейстер". Знамя I батальона было желтого, знамя II батальона - белого цвета. На одной стороне каждого знамени "дейчмейстеров" был изображен двуглавый геральдический имперский орел Габсбургов, а на другой - образ Пресвятой Девы Марии, покровительницы Тевтонского ордена (см. илл.).
У "дейчмейстеров" имелась даже собственная речевка:
Wir sind vom Ka (kaiserlichen) und ka (koeniglichhen) Infanterieregiment
Deutsch-und-Hochmeister Nummero Vier.
(Мы из Императорского и Королевского пехотного полка
"Дейч-унд-Гохмейстер" номер четыре).
После присоединения (аншлюса) Австрии в гитлеровской Германии (Третьему рейху) в 1938 году полк "Гох-унд-Дейчмейстер" был включен в состав германского вермахта под названием 143-го пехотного полка. Полк имел особый девиз:
"Я служу Рейху (Империи), мой город называется Вена
(нем.: Dem Reich ich dien, mein Stadt heisst Wien)".
В 1943 году, после своего почти поголовного истребления в Сталинградской битве, он был воссоздан, переименован в 134-й гренадерский полк "Гох-унд-Дейчмейстер" (Grenadier-Regiment Hoch-und Deutschmeister 134) и включен в состав новой Имперской гренадерской дивизии "Гох-унд-Дейчмейстер (нем.: Reichs-Grenadier-Division Hoch-und Deutschmeister ) германского вермахта, почти полностью уничтоженной советскими войсками весной 1945 года в Курляндском "котле". Чины "тевтонского" полка (а впоследствии - и других частей дивизии) носили на правом рукаве мундира особую черную манжетную ленту (нем.: Aermelstreifen) с серебряной (белой) каймой и с надписью серебряными (белыми) готическими литерами "Гох-унд-Дейчмейстер" (нем.: Hoch-und Deutschmeister). Кроме того, в 1943 году им было присвоено право ношения на погонах т.н. "Сталинградского креста" - особого металлического знака отличия в форме креста Гохмейстера Тевтонского ордена с наложенным на него одноглавым орлом гитлеровского вермахта с обрамленной дубовым венком свастикой в когтях, на металлической ленте с надписью "Сталинград" (нем.: Stalingrad)-
В конце XVIII-начале XIX вв. орденское облачение тевтонов неоднократно подвергалось изменениям. Тевтонские рыцари носили черные, с серебряным галуном, треуголки различных форм и размеров и черные с серебром орденские кафтаны с нагрудным лапчатым крестом-"звездой“ и и шейным орденским крестом, штаны до колен (кюлоты) и камзолы, черные чулки и черные башмаки с серебряными или стальными пряжками, а в особо торжественных случаях – белые орденские плащи с большим черным лапчатым крестом на левой стороне.
В середине XIX века австрийские Императоры из династии Габсбургов реформировали Тевтонский орден (нем.: Deutscher Orden, лат.: Ordo T(h)eutonicorum) на собственный лад. Отныне (и до 1923 года) он стал официально именоваться Тевтонским рыцарским орденом (Дейчер Риттерорден, нем.: Deutscher Ritterorden, лат.: Ordo Militaris T(h)eutonicorum).
Орденское облачение тевтонского рыцаря "габсбургского периода" состояло из белого, с черным воротником и обшлагами, мундира, черных штанов-лосин, заправлявшихся в черные сапоги-ботфорты с серебряными шпорами, белых перчаток с раструбами и черной фетровой широкополой шляпы с черно-белым витым шнуром (с аграфом в форме белого, с прямым черным крестом, орденского гербового щитка) на тулье и двумя страусовыми перьями – черным и белым. Белый мундир имел черный воротник и черные же отвороты с серебряным шитьем. В особо торжественных случаях поверх белого мундира надевался белый же супервест с большим, во всю грудь, черным, с серебряной каймой, латинским лапчатым тевтонским крестом, а поверх супервеста накидывался белый плащ с таким же большим черным лапчатым орденским крестом на левой стороне. Мундир перетягивался черным поясным ремнем с серебряной пряжкой (в разные периоды – в форме белого, с прямым черным орденским крестом, щитка) и подвешенной к нему шпагой с серебряным эфесом, в черных ножнах, отделанных серебром.
На приведенной нами иллюстрации изображен один из сохранившихся до наших дней парадных мечей кавалера Тевтонского рыцарского ордена (нем.: Deutscher Ritterorden, лат.: Ordo Militaris T(h)eutoniсorum) эпохи Габсбургов. У этого меча прямой, обоюдоострый клинок и деревянная рукоятка, обтянутая серой кожей ската и украшенная черным, с белой каймой по краям, эмалированным лапчатым орденским крестом тевтонов. На навершии меча выгравирован герб Тевтонского ордена. Черные кожаные ножны украшены посеребренными накладками из белого металла.![]()
Тевтонский рыцарь "Габсбургской эпохи" носил на шее на черной ленте металлический лапчатый орденский крест – черный, с белой каймой, увенчанный клейнодом в виде черного рыцарского шлема с золотой решеткой забрала и тремя страусовыми перьями - белым, черным и белым. Слева на груди тевтонский рыцарь габсбургской эпохи носил нагрудный крест (орденскую "звезду") – черный, с серебряной каймой, лапчатый латинский крест. Орденское облачение тевтонского брата-священника состояло из черной сутаны с нагрудным и шейным тевтонским орденским крестами, аналогичными описанным выше (но без рыцарского шлема-клейнода наверхнем луче шейного креста).
Отдельная ветвь Тевтонского Рыцарского ордена габсбургского периода, именовавшаяся "марианской", специализировалась на "госпитальерской" деятельности (уходу за больными и ранеными во время войны). Доступ в эту ветвь (в отличие от строго католического Тевтонского рыцарского ордена) был открыт и для не-католиков (например, для протестанта-лютеранина, германского Императора Вильгельма II Гогенцоллерна).
Члены "марианской ветви" Тевтонского ордена носили на черно-белой полосатой ленте особый шейный крест, отличавшийся от обычного тевтонского креста наличием в перекрестье круглого медальона с прямым красным крестом на белом поле и черным ободком с надписью по кругу серебряными буквами "Орден Тевт(онского) Человеколюбия" (Ordo Teut. Humanitatis).
Для германского Кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна, являвшегося одновременно Протектором другого, протестантского, рыцарского ордена – прусских иоаннитов (Бранденбургского баллея) был изготовлен особый "двойной" шейный орденский крест в виде "марианского" тевтонского креста, наложенного на белый, с золотыми одноглавыми прусскими коронованными орлами между лучами, восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест, увенчанный короной Королевства Прусского поверх золотых скрещенных скипетра и меча.
Германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн (хотя и являлся прямым потомком вероломного Верховного магистра Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха, перешедшего из католичества в протестантизм, завладевшего в далеком 1525 году землями подчиненного ему Тевтонского ордена и превратившего его в светское герцогство Прусское - зародыш прусско-германской монархии Гогенцоллернов, т.н. "Второго Рейха") относился к католическому Тевтонскому ордену с огромным пиететом и всячески стремился продемонстрировать свое стремление примириться с ним.
Так, 5 июня 1902 года в замке города Мариенбурге-на-Ногате (Восточная Пруссия) - бывшей резиденции Гохмейстеров ордена Девы Марии - состоялась торжественная церемония, в которой, кроме членов Прусского Королевского (протестантского) ордена иоаннитов (Бранденбургского баллея ордена Святого Иоанна Иерусалимского), одетых в черные плащи с белым мальтийским крестом,и прусских солдат, одетых в средневековые белые, с прямыми черными крестами, облачения Тевтонского ордена, приняли участие члены австрийского Тевтонского Рыцарского ордена в белых плащах с черными тевтонскими крестами новой (уширенной) формы. В данном случае представители Прусского светского государства, присвоившего земли исторического Тевтонского военно-монашеского ордена, как бы официально примирились с законными (австрийскими католическими) продолжателями Тевтонского ордена (до этого сражавшимися с оружием в руках против Прусского государства, как наследника Гохмейстера Альбрехта, фактически совершившего в 1525 года в прусских владениях Тевтонского ордена государственный переворот).
В 1923 году Тевтонский рыцарский орден, как рудимент эпохи Габсбургов, нежелательный в глазах нового республиканского правительства Австрии, был преобразован в чисто монашеский (клерикальный) Тевтонский орден (нем.: Deutscher Orden, лат.: Ordo T(h)eutonicorum) с монахом-гохмейстером во главе.
Орденский класс "братьев-рыцарей" был упразднен (последним рыцарем, принятым в Тевтонский рыцарский орден в 1914 году, стал австрийский дворянин богемского, то есть чешского, происхождения Георг барон Скрбенский фон Грциште). Соответственно изменилась и орденское облачение "тевтонов". Отныне они носили черные сутаны с металлическим эмалированным нагрудным лапчатым крестом-"звездой", описанным выше, а в торжественных случаях – также металлические эмалированные шейные орденские кресты и белые плащи с нашитым напротив сердца большим лапчатым черным орденским крестом с серебряной каймой.
После присоединения ("аншлюса") Австрии к Германской империи в 1938 году монашеский Тевтонский орден был упразднен германскими национал-социалистами и сохранился до 1949 года лишь в Южном Тироле (входившем с 1918 года в состав Италии под названием Альто-Адидже).
В годы нционал-социалистической диктатуры католическпий Тевтонский орден подвергался преследованиям, что не мешало нацистским "бойцам идеологического фронта" в то же время всячески возвеличивать подвиги средневековых тевтонских рыцарей, объявив себя их преемниками. Так, например, кроме упомянутых выше полка и дивизии "Гох-унд-Дейчмейстер" германского вермахта, в составе гитлеровских войск СС (Ваффен СС) числился танковый батальон СС "Герман фон Зальца", входивший в 11-ю дивизию СС "Нордланд" и названный в честь четвертого Верховного магистра тевтонов брата Германа фон Зальца. Чины этого отборного эсэсовского формирования носили на левом рукаве черную манжетную ленту с серебряной надписью латинскими литерами "Герман фон Зальца" (см. илл.).
Германские войска, окруженные в Курляндском "котле" весной 1945 года, получили, в качестве знака отличия, на правый рукав мундира особую белую манжетную ленту с черной каймой, черной надписью латинскими литерами "Курляндия" (нем.: Kurland), гербом Гохмейстеров Тевтонского Ордена (прямой черно-белый крест на белом геральдическом щите) и гербом столицы Курляндии - г. Митавы (белая голова лося на черном щите).
После восстановления в 1949 году Тевтонского ордена на территории Австрии и собственно Германии (где он прекратил свое существование, по указу Императора французов Наполеона I Бонапарта, еще в 1806 году) его вновь возглавил монах-гохмейстер, получивший от папы римского сан епископа, а позднее – архиепископа в ранге кардинала римско-католической церкви.
Знаками достоинства Гохмейстера Тевтонского ордена ныне являются: архиепископская митра; увенчанный лапчатым черным, с серебряной каймой, орденским крестом, посох, три грани яблока которого, расположенного под крестом, украшены гербами сохранившихся комтурств Ордена Девы Марии; кардинальская шляпа; особый "гохмейстерский" шейный крест с черным одноглавым коронованным орлом на золотом сердцевом щитке в перекрестье черного лапчатого креста и наложенного на него золотого лилейного (лилиевидного) креста; нагрудный "гохмейстерский" крест с аналогичными эмблемами (недавно в Вене был вновь обретен его считавшийся утраченным с 1938 года парадный вариант, украшенный бриллиантами - подарок Императора Австрийского); белый парадный гохмейстерский плащ с большим "гохмейстерским" гербовым крестом. В обычное время Верховный магистр носит черную сутану с красными пуговицами и пурпурным кушаком, шейный крест на золотой цепи и пурпурную шапочку.
Облачение "брата-священника" современного Тевтонского (Немецкого) ордена состоит из черной рясы с красным поясом и красными пуговицами (в один ряд), черного, с серебряной каймой, лапчатого орденского шейного креста на черной ленте; аналогичной формы нагрудного креста, носящегося напротив сердца; в торжественных случаях – белого орденского плаща с большим черным лапчатым крестом с серебряной каймой) (но уже не с большим черным лапчатым крестом как до 1938 года, а с исконным гербом Тевтонского ордена – черным прямым латинским крестом на белом, "варяжской", или "норманнской" формы, щите с черной каймой).
В 1955 году для поощрения мирян – сторонников, друзей и благодетелей (спонсоров) Тевтонского (Немецкого) ордена был восстановлен институт существовавших некоторое время еще при Габсбургах так называемых "почетных рыцарей" или "рыцарей чести" (нем.: Ehrenritter, "эренриттер"), получивших привилегию носить те же шейные и нагрудные кресты и белые плащи, что и братья-монахи, принесшие орденские обеты.
Единственное различие между белым плащом "брата-священника" и "почетного рыцаря" заключается в том, что белый плащ последнего украшен напротив сердца не большим черным лапчатым крестом, а исконным гербом Тевтонского Ордена - прямым черным латинским крестом на белом, "варяжской" ("норманнской") формы, геральдическом щитке с черной каймой.
Вслед за тем был введен институт так называемых "фамилиаров" Тевтонского ордена – "доброхотных дарителей" и других сторонников ордена Девы Марии, вклад которых в процветание последнего не столь велик, как у "почетных рыцарей" ("рыцарей чести"). "Фамилиарам" (в число которых вошло немало видных политиков и других деятелей, например, покойный военный министр ФРГ, премьер-министр Баварии и основатель Христианско-Социального Союза Франц-Йозеф Штраус) было даровано право носить шейный и нагрудный крест Тевтонского ордена, а также особый "фамилиарский" плащ – не белого, а черного цвета, с прямым черным латинским крестом на белом "варяжском" ("норманнском") щитке слева на груди (см. фото)
"Рыцари чести" и "фамилиары" Тевтонского ордена в торжественных случаях носят свои шейные и нагрудные кресты, а также присвоенные им орденские плащи с обычным штатским костюмом, а в обычное время ограничиваются ношением в петлице миниатюрного черного лапчатого "тевтонского" крестика с серебряной каймой. Этот же лапчатый орденский крест украшает также епитрахили и другие элементы церковного облачения тевтонских священников.
Здесь конец и Богу нашему слава!
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.