«Смутное время»
Нет ничего хуже, чем оказаться не на своем месте, не зря же возникли
поговорки про моряка в седле и собаку на заборе. Потому что моряк может
великолепно вязать узлы, блистательно табанить или найтовить, но на
лошади ему делать нечего. Несмотря на все свои навыки, иного чувства,
кроме неловкости, ни у кого не возникнет.
Несто подобное испытываешь при чтении книги Василия Ульяновского "Смутное время". Автор - доктор исторических наук, профессор, и вообще большая умница. Смутным временем он занимается не первый год и не первое десятилетие и знает предмет своего исследования досконально. У ученых есть безотказный способ проверить качество работы - заглянуть в список использованной литературы. В книге Ульяновского он более чем представителен, более того - даже на этой, изъеденной учеными вдоль и поперек, облизанной до последнего документа теме, он умудрился ввести в оборот новые источники, вернее - уточнить их.
Не скажешь худого слова и о предмете исследования. Генеральный директор издательства "Европа", в котором вышла книга, Вячеслав Глазычев, еще зимой прошлого года анонсировал, что издательство, специализирующееся ранее исключительно на актуальной политической литературе, собирается "захватить историческую тему". В предисловие к книге он объясняет - почему захват начался именно со Смутного времени: "В российском прошлом довольно отрезков времени, когда, казалось, вся наша история могла пойти существенно иначе. Лето 1917 года. Зима 1905 года. Весна 1881 года. Зима 1825 года… Смутное время решительно выбивается из этой череды упущенных шансов и ошибочных решений - и затяжным характером, и особенным драматизмом событий, будто магнит, притягивавшим к себе внимание лучших перьев России".
Не поспоришь. Действительно - уникальное событие. Никогда больше в своей истории Россия не стояла так близко к краху, как во время Смуты - достаточно вспомнить, что смут на Руси было хоть отбавляй, а Смута - одна. По сути, в стране не осталось ни одной структуры, которая не была бы деморализована или безнадежно скомпрометирована, сохранила бы хоть малейшую дееспособность и могла бы взять управление на себя, и вытянуть страну. Это единственный и беспрецедентный случай, когда население России организовалось "снизу", едва ли не "само собой".
Однако стоит перейти непосредственно к тексту, от радужных надежд не остается и следа. Начнем с названия - "Смутное время". В предисловии заманчиво перечисляются все его главные события, от "так и не разгаданного детектива смерти царевича Дмитрия" до "Собора и новой династии на троне". Однако в самой книге события едва доводятся до смерти Лжедмитрия I, а это, извините, не смутное время, это его начало.
Однако все это можно было бы понять и простить за качественный текст. Увы, перед нами по большому счету нет и книги.
Есть множество, да, аргументированных и высокопрофессиональных, но - статей, не очень умело скрепленных в шаткую конструкцию.
Проблема, думается, в том, Смутное время - действительно очень уж изученный период, описанный историками многократно, начиная с 18 века. В силу этой обработанности темы сказать что-то новое - очень проблемно. Надо или добирать крохи, отшлифовывая детальки, не замеченные или пропущенные предшественниками, либо перестраивать всю конструкцию, давая совершенно новую трактовку.
Беда автора "Смутного времени" в том, что он попытался сделать и то, и другое. Главный постулат его книги - реанимировать значение церкви в конфликте, разобрать модель ее поведения и значение ее действий в этом противостоянии. А разобравшись - вынести вердикт - что именно священство, от Патриарха до последнего сельского попика и оказалось той силой, что удержала Россию от падения.
Беда в том, что вычленить эту магистральную линию практически невозможно, ее приходится фиксировать по крохам - слишком уж часто и надолго автор отступает в сторону. Он может, к примеру, на протяжении десятков страниц разбирать эпизод с астраханским архиепископом Феодосием, ведя полемику с другими исследователями по малозначным, в общем-то поводам, (к счастью, большая часть полемики была опущена при редактировании). В итоге читатель, запутавшийся во всех этих обрядах хиротонии и мнении профессора Киевской духовной академии Дмитриевского, уже не очень понимает - при чем здесь достоверность или недостоверность жития архиепископа.
Другая проблема - в том, что между этими до тонкостей разбираемыми эпизодами зияют огромные лакуны, и если читатель не ориентируется свободно во всех перипетиях тогдашней отечественной истории, он, похоже, просто не поймет, что же в это время происходило в стране.
В качестве монографии, предназначенной для специалистов книга "Смутное время" смотрелась бы как нельзя уместно. Но в качестве популярного издания… Больше всего это напоминает репетицию в консерватории, где талантливые певцы раз за разом прогоняют особенно сложные куски из арии, оттачивая их до блеска. А в зале зевают зрители, которые вообще-то пришли оперу послушать.
Ульяновский В. Смутное время. М.: "Европа", 2006.
Несто подобное испытываешь при чтении книги Василия Ульяновского "Смутное время". Автор - доктор исторических наук, профессор, и вообще большая умница. Смутным временем он занимается не первый год и не первое десятилетие и знает предмет своего исследования досконально. У ученых есть безотказный способ проверить качество работы - заглянуть в список использованной литературы. В книге Ульяновского он более чем представителен, более того - даже на этой, изъеденной учеными вдоль и поперек, облизанной до последнего документа теме, он умудрился ввести в оборот новые источники, вернее - уточнить их.
Не скажешь худого слова и о предмете исследования. Генеральный директор издательства "Европа", в котором вышла книга, Вячеслав Глазычев, еще зимой прошлого года анонсировал, что издательство, специализирующееся ранее исключительно на актуальной политической литературе, собирается "захватить историческую тему". В предисловие к книге он объясняет - почему захват начался именно со Смутного времени: "В российском прошлом довольно отрезков времени, когда, казалось, вся наша история могла пойти существенно иначе. Лето 1917 года. Зима 1905 года. Весна 1881 года. Зима 1825 года… Смутное время решительно выбивается из этой череды упущенных шансов и ошибочных решений - и затяжным характером, и особенным драматизмом событий, будто магнит, притягивавшим к себе внимание лучших перьев России".
Не поспоришь. Действительно - уникальное событие. Никогда больше в своей истории Россия не стояла так близко к краху, как во время Смуты - достаточно вспомнить, что смут на Руси было хоть отбавляй, а Смута - одна. По сути, в стране не осталось ни одной структуры, которая не была бы деморализована или безнадежно скомпрометирована, сохранила бы хоть малейшую дееспособность и могла бы взять управление на себя, и вытянуть страну. Это единственный и беспрецедентный случай, когда население России организовалось "снизу", едва ли не "само собой".
Однако стоит перейти непосредственно к тексту, от радужных надежд не остается и следа. Начнем с названия - "Смутное время". В предисловии заманчиво перечисляются все его главные события, от "так и не разгаданного детектива смерти царевича Дмитрия" до "Собора и новой династии на троне". Однако в самой книге события едва доводятся до смерти Лжедмитрия I, а это, извините, не смутное время, это его начало.
Однако все это можно было бы понять и простить за качественный текст. Увы, перед нами по большому счету нет и книги.
Есть множество, да, аргументированных и высокопрофессиональных, но - статей, не очень умело скрепленных в шаткую конструкцию.
Проблема, думается, в том, Смутное время - действительно очень уж изученный период, описанный историками многократно, начиная с 18 века. В силу этой обработанности темы сказать что-то новое - очень проблемно. Надо или добирать крохи, отшлифовывая детальки, не замеченные или пропущенные предшественниками, либо перестраивать всю конструкцию, давая совершенно новую трактовку.
Беда автора "Смутного времени" в том, что он попытался сделать и то, и другое. Главный постулат его книги - реанимировать значение церкви в конфликте, разобрать модель ее поведения и значение ее действий в этом противостоянии. А разобравшись - вынести вердикт - что именно священство, от Патриарха до последнего сельского попика и оказалось той силой, что удержала Россию от падения.
Беда в том, что вычленить эту магистральную линию практически невозможно, ее приходится фиксировать по крохам - слишком уж часто и надолго автор отступает в сторону. Он может, к примеру, на протяжении десятков страниц разбирать эпизод с астраханским архиепископом Феодосием, ведя полемику с другими исследователями по малозначным, в общем-то поводам, (к счастью, большая часть полемики была опущена при редактировании). В итоге читатель, запутавшийся во всех этих обрядах хиротонии и мнении профессора Киевской духовной академии Дмитриевского, уже не очень понимает - при чем здесь достоверность или недостоверность жития архиепископа.
Другая проблема - в том, что между этими до тонкостей разбираемыми эпизодами зияют огромные лакуны, и если читатель не ориентируется свободно во всех перипетиях тогдашней отечественной истории, он, похоже, просто не поймет, что же в это время происходило в стране.
В качестве монографии, предназначенной для специалистов книга "Смутное время" смотрелась бы как нельзя уместно. Но в качестве популярного издания… Больше всего это напоминает репетицию в консерватории, где талантливые певцы раз за разом прогоняют особенно сложные куски из арии, оттачивая их до блеска. А в зале зевают зрители, которые вообще-то пришли оперу послушать.
Ульяновский В. Смутное время. М.: "Европа", 2006.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "«Смутное время»"
Ссылки на статьи той же тематики ...
Название статьи: «Смутное время»
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.