Вагенмейстер
В 1716-1864 [1861] гг. (нем. Wagenmeister - обозный, тележный мастер).
Вагенмейстер 19-го Егерского полка в 1797-1801 гг. |
Должность. В XI веке должность называлась возник, а с XVII века - обозник, обозный.
Во время издания в 1711 году штатов пехотных и драгунских полков русской армии Петром I на этой должности служили унтер-офицеры, исправлявшие обязанности фельдфебелей нестроевых рот, которые находились при каждом полку, заведовавшие казенным обозом и полковыми подъемными лошадьми с их упряжью; под его начальством состояли все полковник фурлейты или погонщики.
Название вагенмейстер официально введено в Воинском уставе Петра I в 1716 году.
Назначались генерал-вагенмейстером. 30 января 1848 года вагенмейстер фурштадских команд, прослуживших в унтер-офицерском чине 12 лет, было разрешено производить в строевые офицеры по сдаче установленного экзамена.
В корпусных и дивизионных штабах полагались обер-Вагенмейстеры (штаб- и обер-офицеры); в корпусном штабе обер-Вагенмейстер командовал фурштатной бригадой, а в дивизионном штабе — фурштатным батальоном.
Обер-Вагенмейстеры были подчинены Генерал-Вагенмейстеру, который подчинялся непосредственно дежурному генералу армии.
В адмиралтействе и в артиллерии вагенмейстер имел обер-офицерский чин. В этом звании служили и дворяне. В росписи ее высочества кронпринцессы вагенмейстер - статский смотритель за возницами и экипажами.
В "Табели о рангах» 1722 года вагенмейстер числился в XII кл. То же - в Уставах 1832 и 1842 гг.
Титуловался по чину "Ваше благородие». При нем состоял помощник в звании унтер-вагенмейстера.
Вагенмейстер отвечал за лошадей, упряжь и пр. В его обязанности входило: знать размер станков к пушкам, гаубицам, мортирам и обеспечивать артиллерию, обозы и др. военные припасы перевозочными средствами.
Звание вагенмейстер отменено в 1864 году (по др. данным - в 1861 г., ), и тогда же в армии они переименованы в фельдфебелей. Полностью отменено с изданием в 1868 г. "Положением о полевом управлении войск в военное время" и приказом по военному ведомству 1882 г., № 105.
Название должности осталось в штатах железной дороги. Впервые упоминается в Положении о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги от 6 августа 1851 года. Это инженер, состоящий при начальнике железной дороги. В его обязанности входило обеспечение исправности пассажирских и грузовых вагонов и платформ.
Синонимы: Вагенбауер; Тележный строитель; Вагонмейстер.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.