Генерал-губернатор
Генерал-губернатор
В 1708-1917 гг.
Высшая должность местной администрации и высший чрезвычайный орган управления в местностях, представляющих какие-либо политические особенности и потому не подходящих под действие общего управления царской России, появившаяся в начале XVIII в.
Генерал-губернаторы назначались по непосредственному избранию и по особому личному к ним доверию Е. И. В.
В порядке общего губернского управления они суть "главные блюстители неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства и точного исполнения законов и распоряжений высшего правительства по всем частям управления во вверенном им крае".
Как власть надзирающая, генерал-губернаторы не имели строго определенных компетенции; им принадлежало высшее управление в губерниях и особому их попечению вверялось вопросы общего благосостояния и внутренней безопасности, народного здоровья и продовольствия, общественного хозяйства и личного состава местного управления.
Политическая власть генерал-губернатора заключалась в том, что от них получались сведения о пользах и нуждах края, причем никакая новая мера или распоряжение, относящиеся до общей пользы или казенного интереса в крае, не предпринимались иначе, как по предварительному истребовании от них их соображений и заключения; затем, чрез них передавались к исполнению в губернии распоряжения министров и главноуправляющих; им же принадлежало направление деятельности местной администрации согласно видам высшего правительства.
Наконец, генерал-губернаторы имели право издавать обязательные постановления и дополнять, изменять или отменять постановления губернаторов, доводя, однако, об этом до сведения министра внутренних дел. В местностях, объявленных на военном положении, генерал-губернии были предоставлены чрезвычайно широкие полномочия, указанные в приложении к ст. 23 общих учреждений губернии.
В своих отношениях к верховной власти генерал-губернаторы были вполне уравнены с министрами, т. к. одинаково с ними имели право личного доклада Государю; им же принадлежало право непосредственного сношения с Сенатом.
Взаимного отношения генерал-губернатора и военных властей определялись правилами, приложенными к ст. ст. 23 и 406 общих учреждений губернии.
В ходе губернской реформы 18 декабря 1708 г. А.Д. Меньшиков был назначен Генерал-губернатором Ингерманландской, а адмирал Ф.М. Апраксин - Азовской губернии. До губернской реформы 1775 г. эта должность носила лишь почетный характер и ничем не отличалась от губернаторской.
При проведении в жизнь Учреждений для управления губерний Всероссийской империи от 7 октября 1775 г. впервые появились генерал-губернаторства во главе с Генерал-губернатором.
По указу от 13 июня 1781 г. "О новом расписании губерний с означением Генерал-губернаторов" 40 губерний были распределены между 19
Генерал-губернаторами. Учреждение этой должности диктовалось необходимостью создать на местах твердую административную власть, сковывающую всякое проявление недовольства народных масс.
Наместник - Генерал-губернатор подчинялся непосредственно императору и Сенату. Неопределенные формулировки, определявшие права Генерал-губернатора, давали ему фактически необъятные полномочия. Обязанный "строгое и полное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест", Генерал-губернатор был главою всей местной администрации и полиции; Общая инструкция генералам-губернаторам от 29 мая 1853 г. определяла, что Генерал-губернатор - "главный блюститель неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства и точного исполнения законов во вверенном крае". Инструкция подчеркивала ответственность Генерал-губернаторов за "состояние умов". Генерал-губернатор, "устремляя все внимание на духовное и нравственное направление во всех сословиях, устраняет всякий повод к ложным понятиям, превратным толкованиям и гибельному лжемудрствованию", а в случае необходимости он же, не вмешиваясь формально в судопроизводство, мог оказывать давление на решения судов, останавливать исполнения приговоров.
Под надзором Генерал-губернатора находились и сословные органы.
Исполнительным органом Генерал-губернатора являлось наместническое правление (или канцелярия Генерал-губернатора). Централизаторские тенденции в правлении в конце XVIII в. вызвали повсеместное упразднение Генерал-губернаторов и генерал-губернаторств (указ от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии").
В XIX в. Генерал-губернаторы существовали в столицах, а также чаще всего на окраинах государства, где обстановка и трудность связи с центром требовали расширения прав местной администрации (Сибирь, Прибалтика, Дальний Восток, Ср. Азия и т.д.) и где Генерал-губернатор принимал меры как "к восстановлению спокойствия, так и к отвращению всякой причины возобновления... беспорядков". Инструкция сохраняла силу основного закона для Генерал-губернаторов до 1917 г. Усиление классового антагонизма в деревне и городе после крестьянской реформы 1861 г., рост революционного движения толкали царизм на усиление власти Генерал-губернаторов. По закону от 13 июля 1876 г. Генерал-губернаторы получили право издавать обязательные постановления по охранению "безопасности и спокойствия", отменять неугодные распоряжения неугодных им губернаторов.
Уже в 1860-х гг. было создано несколько временных генерал-губернаторств. Указом от 5 апреля 1879 г. в условиях 2-й революционной ситуации были учреждены временные генерал-губернаторства в Петербурге, Харькове и Одессе. Возглавлявшим их Генерал-губернаторам (а также Московскому, Киевскому и Варшавскому) давались широкие полномочия "для охранения порядка и общественного спокойствия: административные ссылки и ареста неугодных им лиц, приостановки и запрета издания газет, журналов и т.д." Согласно "Правилам о местностях, объявляемых на воен. положении" от 18 июня 1892 г. на территории генерал-губернаторства вводились военные порядки и все управление и суд переходили в руки военных властей; правительство прибегало к этим мерам во время революций, когда для "водворения порядка на местах" часто учреждались должности временных Генерал-губернаторов.
В начале XX в., в Российской империи имелись следующие генерал-губернаторы: Варшавский; Туркестанский; Степной (они, вместе с тем, и командующие войсками округа); Финляндский; Киевский, Подольский и Волынский; Иркутский и Приамурский.
На Кавказе высший орган власти — наместник Е. И. В., в лице которого соединялись и обязанности командующего войсками округа (т. II С. З.).
6 апреля 1917 г. последовало постановление Временного правительства об упразднении должности Московского Генерал-губернатора. Должность Генерал-губернаторов сохранялась в России фактически до октября 1917 г., хотя и была упразднена после падения самодержавия (заменена комиссарами Временного правительства или особыми коллегиями).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.