Губернатор
В 1703-1917 гг.
Руководитель административно-территориальной единицы, на которые делилась территория Российская империи, глава местной администрации.
Термин Губернатор появился в русском праве при Петре Великом, заимствовавшем его в завоеванных шведских провинциях.
В первый раз эта должность упоминается в бумагах Петра Великого после штурма шведской крепости Ниеншанц 25 апреля (6 мая) 1703 года при назначении главой созданной на северо-западной России губернии Ингерманландии А.Д. Меншикова.
По именному указу Об учреждении губерний и росписания к ним городов от 18 декабря 1708 года создавались 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. По указу 29 мая 1719 года - Рижская, Ревельская, Астраханская, Нижегородская губернии, упразднена Смоленская.
Губернии делились на провинции, провинции - на уезды.
Главной заботой главы губернии Губернатора - должна была быть экономическая сторона - управление и правильное поступление государственных доходов, т.е. надзор за земскими конторами, за сбором подушной подати, за городским хозяйством, за казенными заводами, за торговлей солью и вином и т.п.
Губернатор должен был участвовать в военном управлении губернии, ему поручены были все гарнизоны, им назначались коменданты; он заботился о расквартировании войск и наблюдал за рекрутскими наборами.
Губернатору были подчинены медицинская полиция и призрение бедных, им поручен был надзор за народным благосостоянием и участие в отправлении суда.
Попытки ввести в губернии коллегиальность правления через ландраты в 1713-1718 гг. потерпели неудачу, и с 1719 года всё управление на местах было сконцентрировано в руках Губернатора, назначаемых и подчиненных Сенату (Сенат решал спорные дела губернии и коллегий; надзор за губерниями Сенат осуществлял через сенаторские ревизии).
Со смертью Петра Великого многие должности на местах были упразднены, их функции отходили к Губернатору.
Именным указом 30 августа 1728 года был утвержден Наказ губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать. По этому наказу генерал-губернаторы, Губернаторы, вице-губернаторы, воеводы их товарищи должны были: исполнять имп. указы, присылаемые из Сената и коллегий; руководить деятельностью канцелярий, объединивших дела прежних контор, распределив канцелярии между повытьями, или столами, и канцелярскими служителями; Губернаторы должны были руководить воеводами и штаб-офицерами и, имея в своем распоряжении гарнизонные полки, помогать воеводам в сборе денег, рекрутов, искоренении разбоев и пр., штрафуя воевод и офицеров за неисправности. За обиды, чинимые Губернатором, полагалось "бить четом» в Сенат.
В судебных и розыскных делах Губернаторы и воеводы действовали по Уложению 1649 года и по указам, не допуская волокиты; купечество в городах подчинялось Губернатору. На бургомистров городов жалобы подавались к Губернатору. Губернаторы и воеводы должны были принять меры к скорейшему сыску воров и разбойников, Губернаторы имели право присуждать к каторжным работам и смертной казни. На Губернаторов и воевод возлагалась борьба с иностранным шпионажем, с раскольничеством и др. ересями, с совращением в магометанство. Губернаторы и воеводы руководили сбором подушной подати, вели приходо-расходные книги. На Губернаторов и воевод возлагались: борьба с "моровой язвой», с пожарами; надзор за караулами, за чистотой на улицах, в торговых рядах, за мерами и весами, за подозрительными домами, за беглыми и гулящими людьми. При преемниках Петра I многие провинциальные должности были упразднены, их функции отходили к Губернаторам и его канцелярии. При Анне Ивановне Губернатор стал полным и бесконтрольным хозяином вверенной ему области; он решал все дела, от него зависело и назначение всех местных должностных лиц, до воевод включительно. При императрице Елизавете Петровне опять усилился контроль Сената за Губернаторами; по именному указу от октября 1752 года право назначать воевод было передано Сенату. По штатам губернских канцелярий Губернатору соответствовал III или IV кл. "Табели о рангах» (после реформы 1775 -III кл. "Табели о рангах»).
Согласно екатерининскому Наставлению губернаторам от 21 апреля 1764 года "губернатор, как поверенная от нас особа и как глава и хозяин всей врученной в смотрение его губернии, состоять имеет под собственным нашим и Сената нашего ведением, почему и указы только от нас и Сената нашего приемлет». По делам о сохранении порядка и тишины, выдачи денег, откупов и подрядов казенных Губернатор должен был присутствовать в канцелярии. Губернатор имел право отстранять от должности нерадивых или порочных людей, донося об этом в Сенат; за "лихоимство» (взятки) Губернатор мог не только отстранить от должности, но и предать суду.
О важных делах Губернатор должен был, донося Сенату, одновременно сообщать сведения императрице.
Вся секретная переписка с Сенатом и первыми 3 коллегиями осуществлялась Губернатором через особого секретаря.
В команде Губернатора состояли гарнизоны (кроме прибалтийских губерний).
Губернатор должен был возглавлять подавление народных восстаний, борьбу со стихийными бедствиями.
Губернатору подчинялись все местные гражданские учреждения, не подчиненные губернским канцеляриям (таможни, магистраты, пограничные комиссии, полиция, ямские правления и др.) - Губернатор должен был представлять в Сенат и императрице свои соображения о расширении земледелия, торговли, промыслов и т.д. и об устранении недостатков в законодательстве.
Раз в 3 года Губернатор должен был объезжать свою губернию для проверки состояния губернии, деятельности учреждений и должностных лиц и т.п.
По Наставлению губернатором Губернатор освобождался от надзора коллегий; из 10 губерний было создано 15 с 178 уездами.
По Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи от 7 ноября 1775 года число губерний было увеличено до 50.
Во главе местного управления появился наместник (2) или генерал-губернатор, обязанностью которого был надзор за администрацией в наместничестве, состоящем из 2-3 губерний. Административная власть в губернии вручалась Губернатору губернским правлением (совещательным органом при Губернаторе).
В исключительном ведении Губернатора находились народные переписи, чрезвычайные меры для народной безопасности; он же наблюдал за казенным управлением и за правильностью поступления сборов и пошлин; в его руках остались подорожные и таможенные сборы. В результате этой реформы не произошло точного отделения суда от администрации, в руках Губернатора остались следственные дела и право останавливать решения суда.
Основными функциями Губернатора и губернского правления были: общее административное управление губернии; обнародование законодательства и надзор за его исполнением; решение дел, не требующих суда; наложение ареста на имущество по приговорам судебных органов; рассмотрение жалоб на подчиненные учреждения и лица.
Результатом губернской реформы 1775 года было усиление власти наместников и отход Губернаторов на второй план.
Указом 22 сентября и 2 декабря 1796 гг. императором Павлом I была упразднена должность генерал-губернатора, а наместнические правления повсеместно преобразовывались в губернские правления. К Губернатору вновь возвращались многие функции генерал-губернаторов. Рядом указов 1798-1800 гг. Павел I усилил надзор за деятельностью Губернаторов "для соблюдения доброго порядка».
При Александре I в декабря 1801 года было создано еще 5 новых губерний; генерал-губернаторы были восстановлены на окраинах, а Губернаторы остались в центральных губерниях империи.
Первоначально Губернаторы при Александре I назначались Сенатом, с 1802 (с учреждением министерств) - министром (см. Министр. 2) внутренних дел.
Губернатору была подчинена полиция, он должен был заботиться о народном благосостоянии и безопасности; в области финансового управления, кроме надзора за казенными палатами, ему поручены были: надзор за винокурением, надзор за исправлением повинностей (особенно рекрутской); в судебной отрасли Губернатор утверждал решения уголовной палаты и низших судов. По высочайшему утвержденному 3 июня 1837 года положению "О порядке производства дел в губернском правлении» и особому Наказу губернатору, составляющим основу их правления и включенных во II том Свода законов (Общее учреждение губернии, 2-й раздел), функции Губернатора разделены на 3 группы:
1) Губернатор является представителем высшей власти на местах и как таковой председательствует в губернском правлении;
2) Губернатор является блюстителем порядка и законов, ревизором подчиненных ему мест;
3) Губернатор - местный администратор, имеющий под своей властью приказы общественного призрения, строительные, дорожные и всевозможные другие комиссии и комитеты.
Губернатор, через руки которого, как высшего администратора, проходили обычно все дела губернии, мог в них вмешиваться как истинный "хозяин губернии». Попыткой ограничить такую власть Губернаторов, передав часть дел на усмотрение губернского правления, был закон от 2 января 1845 года.
К 1917 г. Губернатор по-прежнему оставался представителем верховной власти в губернии и пользовался правами надзора, а также был проводником политики почти всех министерств (основного - Министерства внутренних дел).
Губернатор назначался и увольнялся высочайшими указами и приказами; отчеты Губернаторов представлялись на рассмотрение монарху, в губернии он ведал обнародованием законов. Губернские учреждения в отношении к Губернаторам делились на подчинявшиеся ему прямо (губернское правление, казенные палаты, управления государственного имущества, уездные городские полицейские управления) и зависевшие непосредственно от др. учреждений (но Губернатор имел право контроля за их деятельностью).
Губернаторам принадлежал служебный надзор за составом всего должностного персонала губернии.
Земское положение 1890 года и Городовое положение 1892 года давали право надзора и "за правильностью и законностью действий» органов самоуправления.
Губернатор имел право ревизовать многие губернские государственные учреждения.
При Губернаторах состояла Канцелярия для личной и секретной переписки и чиновники особых поручений.
В полномочия Губернатора входило попечение о народной безопасности, продовольствии и здравии, надзор за исполнением государственных повинностей, о делах по общему призрению и о делах полиции.
Губернатор являлся прямым начальником всей губернской полиции; он участвовал в качестве председателя и члена в разнообразных комиссиях.
С 1801 по 1864 гг. в местностях со случавшимися народными волнениями вводились военные губернаторы, выполнявшие кроме функции обычного губернатора функции главы гарнизона или военных подразделений на территории губернии.
В апреля 1917 г. Губернаторы были заменены губернскими комиссарами.
См. также: ст. Губернаторы военные
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!